ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психология (ДО, 1 часть)
-
Практическое занятие 2
Задание 1. Напишите психологическую характеристику ребенку младшего школьного возраста. При написании характеристики укажите методики диагностики (название методики, авторы, на какие психические процессы направлена).
|
Психологическая характеристика младшего школьника: Ф. И. О.
23. 01. 2014 г. р.
Ф. И. учится в 2 классе общеобразовательной школы.
Мальчик из неполной семьи, отец проживает отдельно. Взаимоотношения с матерью доброжелательные. Дошкольное образовательное учреждение посещал. Внешне мальчик выглядит на свой возраст. Физическое развитие соответствует возрастной норме. Ведущая рука – правая.
В понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватен, смеется, без разрешения берет предметы со стола. Отмечаются повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность.
Начинает отвечать, не дослушав вопроса, переводит разговор на другую тему, перебивает. Ребенок часто испытывает трудности при действии по словесной инструкции, требуется внешняя стимулирующая помощь.
1. Общая осведомленность
Представления достаточно конкретны, уровень знаний об окружающем мире ниже возрастной нормы. Словарь беден, неточен.
2. Особенности внимания и восприятия
Наблюдается недостаточный уровень объёма, концентрации, распределения и неустойчивости внимания. Быстро отвлекается на внешние раздражители. Слабо развито именно произвольное внимание. Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров) соответствует средним показателям возрастной группы.
Восприятие формы и цвета: соотносит предметы по форме, выделяет по слову и называет геометрические фигуры, цвета
3. Особенности памяти
Объем слуховой кратковременной и долговременной памяти ниже возрастной нормы. Сохранение информации затруднено. Объем долговременной памяти низкий уровень развития. (Методика Лурия-3-4-4-4-5 слов, через час 3 слова).
При воспроизведении текста концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную мысль содержания.
Общий уровень развития памяти ниже возрастной нормы.
4. Особенности мышления:
Преобладает наглядно-действенное мышление.
Наглядно - образное мышление только в случае поэтапного расчленения задания.
В первую очередь страдает словесно-логическое мышление из-за расторможенности и плохой переключаемости.
При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей нужна обучающая помощь, самостоятельно не выполняет. Обобщает с помощью взрослого по ситуативным, функциональным признакам. Причинно-следственные связи устанавливает с помощью.
Осуществляет простейшие классификации (игрушки, посуда, фрукты, одежда). Не смог назвать мебель, домашние, дикие животные, овощи, транспорт и т. д.
5. Особенности развития временных представлений
Знания о временных представлениях не соответствуют возрасту. Не знает последовательность, количество месяцев в году, частей суток. Не может дать им описание. Признаки времен года не сформированы.
6. Особенности речевого развития Объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов ниже возрастной нормы. Речь концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания рассказа. Основные мысли в рассказе выделяет с помощью наводящих вопросов. Наблюдаются нарушения в звукопроизношении, недостаточный уровень лексического запаса. Предложения, употребляемые ребенком нераспространенные, неполные; строит высказывания с помощью педагога. Ребёнок не может сконцентрироваться при чтении и письме, всё время отвлекается на посторонние действия.
6. Развитие познавательной активности, самостоятельности
Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок. Преобладание игровой мотивации. Низкий уровень познавательной активности.
7. Особенности эмоционально-волевой сферы и личности ребёнка
Ребенок двигательно расторможен, наблюдаются неадекватные эмоциональные реакции на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации, могут проявляться аффективные вспышки.
Испытывает трудности в организации деятельности, часто теряет вещи, Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
Не может контролировать и регулировать свои действия, не умеет подчиняться правилам, ждать.
Общение с взрослыми: требования и просьбы воспитателей не всегда выполняет, не соблюдает дистанцию в общении.
Общение со сверстниками: хочет быть главным в детском коллективе, но лидерские качества отсутствуют, т. к. не умеет договариваться и идти на уступки, сразу проявляет агрессию. Не может контролировать и регулировать свои действия.
Навыки самообслуживания и гигиенические навыки не сформированы. Все разбрасывает, не кладет одежду и игрушки на место. За ребенком требуется постоянный контроль.
Любит рисовать, собирать конструктор.
Выводы и рекомендации:
Таким образом, наблюдается нарушения в познавательной, эмоционально - волевой, мотивационной и поведенческой сферах. Трудности социальной адаптации. Склонность к протестным поведенческим реакциям. Агрессивность.
Общий уровень психического развития не соответствует возрастному уровню.
1. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. – Брест, 1992.
2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. – М., 1993.
3. Захаров А. И. Отклонения в поведении ребёнка / А. И. Захаров – М., 1993.
4. Змановская Е. В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения) : Учебное пособие / Е. В. Змановская. – М., 2003.
5. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. – СПб., 2001
6. Хухлаева, О. В. Как сохранить психологическое здоровье подростков : пособие для школы / О. В. Хухлаева. – М., 2003.
Задание 2. Составьте подборку игр-упражнений, которые способствуют развитию общения и правил поведения в среде (группе) сверстников. При составлении подборки необходимо опираться на возрастные и психологические особенности данного возраста.
Игры на развитие навыков общения со сверстниками.
Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай.
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 2 или более человек.
Описание игры : взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила»
.
Ау!
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры : один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кри чит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
«Доброе слово»
Цель: научится говорить друг другу добрые слова и комплименты.
Возраст: 3-4 года.
Предварительная работа: рассказать малышам о том, что такое комплимент и в каком случае его говорят. Провести небольшую викторину, спросить у ребятишек, какие добрые слова они знают. Получилось? Отлично. А теперь будем говорить комплименты друг другу.
Ход игры : Посадите детей в кружок, дайте небольшую мягкую игрушку. Говорить комплимент нужно тому, кто сидит напротив. Сначала покажите детям пример, начните с себя. Научите малышей, что в ответ на комплимент или доброе слово нужно обязательно ответить «спасибо». Помогайте тем, у кого не получается. Для детей постарше игру можно усложнить: каждый следующий участник говорит не только свой комплимент, но и повторяет все сказанные до него.
Игра «Царевна Несмеяна»
Цель игры : формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, обучение навыкам общения.
Возраст: 3-4 года
Ход игры : дети делятся на две команды. Первая команда – это Царевна Несмеяна и ее подданные. Они очень грустные никогда не улыбаются, ничем интересным не занимаются. Во второй команде – веселые ребята из детского сада. Они должны рассмешить первую команду. При этом можно делать все что угодно: прыгать, рассказывать смешные истории, строить рожицы, но нельзя прикасаться руками к участникам первой команды. Перед игрой можно обсудить с детьми, как плохо быть грустным, и если твой друг грустит его надо поддержать и даже повеселить.
Игра «А я сегодня вот такой!»
Цель игры : научить использовать мимику, пантомимику в общении.
Возраст: 3-4 года.
Ход игры : дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и про-износит фразу «А я сегодня вот такой (ая!», сопровождая ее каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение. (Например, ведущая улыбнулась и
развела руки в стороны.) Все дети повторяют это движение и мимику, произнося: «Мария Ивановна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня.
Примечание: игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.
Игра-упражнение «Передай другому»
Цель. Игра-упражнение закрепляет навыки вежливого общения с окружающими.
Возраст: 3-4 года.
Материал: белый меховой комочек.
Ход игры. Педагог вносит белый меховой комочек и предлагает детям, стоящим в кругу, обследовать (рассмотреть, потрогать, понюхать, погладить) его, а затем ласково назвать качества: беленький, пушистый, мягкий, ласковый и т. д. Затем бережно, осторожно передает его соседу, соблюдая правила вежливости: передавать комочек меха прямо в руки, глядя в глаза товарищу, называя сверстника ласково-уменьшительным именем: «Танечка, возьми, пожалуйста. Спасибо».
«Пресс-конференция».
Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.
Возраст: 3-4 года.
Ход игры : участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.
Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.
Примерные вопросы к теме «Мои друзья» : Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.
«Секрет».
Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.
Возраст: 3-4 года.
Материал: пуговичка, брошка, маленькая игрушка.