Файл: Психология (ДО, 1 часть).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ход игры : всем участникам ведущий раздаё т небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку…. Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть).

Задание 3. Назовите ошибки, возникающие при организации взаимодействия с детьми во время проведения занятий. Составьте рекомендации по эффективному взаимодействию с воспитанниками.

1.Авторитароная позиция . Воспитатель не интересуется личными переживаниями детей, не пользуется у них доверием. При освобождении от давления такого воспитателя активность детей направляется на выплеск накопившейся энергии, дети не обращают внимания на слова взрослых, быстро привыкая к сильным стимулам (окрикам, перестают реагировать на спокойный голос. Это может вызвать трудности при взаимодействии с такими детьми других педагогов и специалистов.  2. Стаж работы сильно влияет на характер взаимоотношений педагога и детей. В первые годы работы, когда не хватает опыта общения с детьми, знания преобладают над умениями, идет концентрация на своих способностях, педагог эмоционально перенапряжен, испытывает неуверенность в своих силах, не всегда может найти адекватные формы взаимодействия, в работе преобладают дисциплинарные меры воздействия на детей, неустойчивость в оценках, не выработан свой стиль взаимоотношений с детьми. После 25 лет работы возникает синдром «эмоционального выгорания»педагог становится не восприимчив к новому, позиция по отношению к детям строго фиксирована. 3. Несовпадение индивидуально-типологических особенностей (темперамента) педагога и ребенка. Несоответствие или противоречие воспитания, его средств и методов особенностям темперамента ребенка ведет к серьезным расстройствам поведения, нервным срывам, психическим заболеваниям, снижению познавательных интересов, негативизму и упрямству.

4. У педагогов, имеющих личностные проблемы и проблемы в семейных отношениях, создаётся деформированная модель отношений с детьми в детском саду.

5. Наличие невротических и личностных отклонений у 
педагогов.

6. Проблемы в отношениях педагога с родителями некоторых детей ведут к нарушению взаимоотношений с этими детьми.

7. Отрицательное отношение к воспитателю взаимосвязано у ребёнка с его конфликтными взаимоотношениями с матерью. Если ребёнок боится наказания родителей, то он боится и наказания со стороны воспитателя.

8. Нарушения в воспитании детей в семье, личностные особенности детей, различные эмоциональные нарушения, затрудняющие общение с ними. К ним относятся агрессивность, демонстративность, импульсивность, пассивность, замкнутость, тревожность и др., а так же психические отклонения у детей.

Рекомендаци: 1. Диагностика взаимоотношений педагогов и детей и выявление их нарушений или предпосылок возможных нарушений. Ранняя диагностика этих проблем являются необходимым условием разработки эффективных психолого-педагогических методов предотвращения эмоциональных конфликтов между педагогами и детьми.

2. Проведение семинаров и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями по ознакомлению с особенностями детей разных темпераментов, разного пола, детей «группы риска» и др.

3. Выработка рекомендаций по взаимодействию с такими детьми.

4. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам в конкретных ситуациях, когда у них возникают проблемы во взаимоотношениях.

5. Так как внутреннее состояние педагогов и детей отражается во взаимоотношениях, именно на него необходимо направлять психологическую коррекцию. Проведение с педагогами тренингов для снятия психоэмоционального перенапряжения. Эмоциональная поддержка, развитие уверенности в себе у молодых специалистов, помощь в анализе достижений.

6. Выработка программы занятий игровой коррекции трудностей у детей и их проведение.

7. Организация игрового взаимодействия педагогов, детей и их родителей. Проведение ролевых игр.

Задание 4. Разработайте проект интерактивной группы для родителей и педагогов для решения задач обучения, воспитания и развития, где родители и педагоги могли бы эффективно общаться по возникающим проблемам педагогического взаимодействия.

 "Интерактивное взаимодействие педагогов и родителей воспитанников посредством он-лайн общения в социальных сетях

" Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный«act»- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива» :

- это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия;

- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;

- диалоговое общение ведет к взаимодействиювзаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых задач;

- каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;

- исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

- формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;

- формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

- участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;

- участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;

-показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность, с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Все вышесказанное определяет концептуальные позиции интерактивных форм взаимодействия :

• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов;

• Интерактивное общение способствует умственному развитию;

• При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для
передачи своего отклика начальному отправителю;

• Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой);

• Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации;

• Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

Внедрение данных технологий становится не просто веянием времени, а жизненной необходимостью. Это позволяет вывести образование на качественно новый уровень. Назрела необходимость в разработке модели сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, в которой участвуют педагоги и родители.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современный детский сад.  Поэтому, наше дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, так же не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий педагогами, для повышения эффективности образовательного процесса и взаимодействие с родителями, а компьютер, мультимедийные формы, как инструменты для обработки информации, стали мощными техническими средствами обучения.

администрация оперативно обмениваются с родителями информацией размещая:

объявления;

достижения детей;

благодарности;

знакомят с нормативными документами;

выкладывают познавательный и консультативный материал для родителей по воспитанию и развитию детей;

размещают не только текстовый материал, но и фото, видео подборки, различные презентации, которые могут использоваться на различных занятиях как педагогами в ДОУ так и родителями дома.

Все группы имеют закрытый профиль для конфиденциальности.  

В этих группах я, как логопед, даю общую информацию об индивидуальных и возрастных особенностях речевого развития детей, но в последние время наблюдается значительный рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Большинство из них имеют сложный речевой дефект и, следовательно, подлежат к зачислению в специальную речевую группу. Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой – они мало информированы по вопросам логопедии. 
Родители таких детей не хотят или стесняются задавать интересующие их вопросы по коррекции в своей группе, где об их проблемах, кроме логопеда, могут узнать и другие участники. Практический опыт работы педагогов дошкольного учреждения в данном направлении позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная методическая помощь специалиста для решения проблем речевого развития ребенка, а признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно тесного сотрудничества на основе доверия.

Данная форма работы, является эффективной, позволяет в реальном времени изучать потребности педагогов и родителей, оперативно реагировать на возникающие запросы, а самое главное реально помогать детям.

Хочется заметить, что интерактивное взаимодействие педагогов и родителей воспитанников посредством он-лайн общения в социальных сетях, не отменяет традиционные формы работы логопеда с педагогами и родителями (консультации, родительские собрания, папки передвижки, памятки и другое, так как далеко не все семьи воспитанников, нуждающихся в коррекции речи, охвачены данной формы работы.

Задание 5. Составьте и запишите правила психологически эффективного взаимодействия с родителями при проведении индивидуальных консультаций.

 Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагога-психологапедагогов и родителей. В некоторых из них участвуют и дети. К таким формам работы относятся :

1. 1. Родительские собрания, выступления педагога-психолога по следующим вопросам: адаптация детей в ДОУ, гиперактивность детей, развитие познавательных процессов, и т. д.

1.2. Анкетирование. Сбор информации о семье, социальном статусе семьи, потребностях в информации, для подбора тем для следующих групповых консультаций, лекций, бесед.

1.3. Открытые занятия с детьми для родителей, которые дают возможность родителям увидеть, насколько педагогически грамотная, психологически комфортная и безопасная среда создана в ДОУ.

1.4. День открытых дверей. Психолог знакомит родителей