Файл: Образовательная автономная некоммерческая организация в.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
| |
ОТЧЕТ
о прохождении учебной практики
по профессиональному модулю ПМ.03 Выполнение работ по профессии 20002 «Агент банка»
обучающегося группы ________________
шифр и номер группы
______________________________
(Ф.И.О.)
Учебная практика включает прохождение следующих этапов:
-
Организационный этап (инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов); -
Подготовительный этап (изучение организационной структуры объекта практики и нормативно-правовых документов, регулирующих организацию безналичных расчетов и кредитных операций банков/ финансово-кредитных организаций); -
Исследовательский этап (сбор информации об объекте практики и анализ содержания источников информации по практике); -
Проектный этап (экспериментально-практическая работа); -
Аналитический этап (обработка и анализ полученной информации об объекте практики, предложения и рекомендации).
Отчет.
-
Анализ состояния и тенденций развития банковской отрасли
Рассмотреть текущую ситуацию в банковской отрасли, основные показатели, дать прогноз развития.
-
Краткая характеристика банка «…» (указать наименование и организационно-правовую форму банка)
Составить краткое описание банка, обратив внимание на его организационно-правовую форму, виды лицензий, рейтинги, состав акционеров, ключевые исторические даты в развитии банка, указать приоритетные виды деятельности, рассмотреть организационную структуру банка, проанализировать полученные банком финансовые результаты за три последних финансовых года.
-
Анализ различных видов банковских продуктов
Рассмотреть предлагаемые банком продукты, определить их качество, изучить тарифы на банковские услуги, проанализировать продуктовую линейку, сравнить рейтинг исследуемого банка по данным различных рейтинговых агентств.
-
Анализ теоретических вопросов, связанных с деятельностью агента банка
Рассмотреть личностные и профессиональные качества банковских сотрудников, типы клиентов, основные ошибки в общении с клиентами, критерии выбора банка клиентами, понятие жизненного цикла банковского продукта и его этапы, структуру цены на банковский продукт и особенности ценообразования в банке, методы оценки конкурентных позиций банка на рынке банковских услуг, способы продвижения банковских продуктов
-
Решение практических задач, связанных с деятельностью агента банка
Рассмотреть вопросы формирования и определения ставки ссудного процента и наращенной стоимости, определения платежеспособности заемщика, применить полученные знания для решения конкретных ситуационных задач.
-
Выводы и предложения по итогам прохождения производственной практики.
Сформулировать ключевые выводы по каждому из этапов прохождения практики
1. Анализ состояния и тенденций развития банковской отрасли
Январская динамика была сдержанной, в основном из‑за длинных праздников: замедлилась ипотека, умеренно росло потребительское кредитование, корпоративный портфель практически не изменился. Традиционное сокращение вкладов населения после значительного притока в декабре было компенсировано притоком средств компаний и региональных бюджетов. Прибыль сектора после декабрьской просадки несколько увеличилась, что произошло в том числе благодаря разовым факторам – урегулированию проблемной задолженности отдельных заемщиков и эффекту низкой базы в связи с крупными досозданиями резервов в декабре. При этом банки еще отразили в капитале значительную отрицательную переоценку ценных бумаг на фоне ожиданий дополнительного ужесточения денежно-кредитной политики, а также по причине геополитических рисков.
Объем вложений в долговые ценные бумаги в январе сократился на 217 млрд руб., или 1,3%, за счет отрицательной переоценки. Доходности ОФЗ и корпоративных облигаций выросли на фоне ожидания роста ключевой ставки и волатильности рынков из‑за геополитические риски (индекс государственных облигаций Московской Биржи вырос за январь на 1,1 п.п., с 8,42 до 9,55%6, а индекс корпоративных облигаций – на 1,3 п.п., с 9 до 10,29%7), в результате чего банки отразили отрицательную переоценку в размере около 250 млрд рублей. Из этой суммы около 50 млрд руб. прошло через отчет о прибылях и убытках в уменьшение прибыли (по бумагам в торговом портфеле), а остальные 200 млрд руб. отразились сразу в капитале (по бумагам, которые оцениваются через прочий совокупный доход). Данная переоценка – «бумажная» и будет отыграна при восстановлении рынков и/или погашении бумаг. По итогу двух первых недель февраля рост доходности облигаций существенно замедлился, однако некоторый потенциал для роста все же сохраняется на фоне повышения ключевой ставки 11 февраля, ожиданий ее дальнейшего увеличения, поддерживаемых жесткой риторикой Банка России, и сохраняющейся волатильности рынков. Эмиссионная активность Минфина России в январе была минимальной – общий объем размещенных на аукционах ОФЗ составил всего 26 млрд руб. (из которых около 70% выкупили российские банки9), хотя всего в I квартале планируется размещение облигаций на 700 млрд рублей. Поскольку банки являются основными приобретателями ОФЗ, можно ожидать роста соответствующих вложений в ближайшие месяцы.
Балансовый капитал сектора, несмотря на получение чистой прибыли в размере 164 млрд руб., снизился на 159 млрд руб., до 11,8 трлн руб., ввиду отрицательной переоценки ценных бумаг, оцениваемых через прочий совокупный доход (-201 млрд руб.), и корректировки прибыли прошлых лет с учетом событий после отчетной даты (около 125 млрд руб.). Показатель достаточности совокупного капитала (Н1.0) в декабре незначительно вырос до уровня 12,26%, главным образом за счет заработанной прибыли и прироста субординированных инструментов капитала, в результате чего темп прироста ка‑ питала опередил темп роста активов, взвешенных с учетом риска. Запас капитала в декабре вырос (+0,8%) и составил 6,1 трлн руб.19 (около 9% объема кредитного портфеля20, но следует учитывать, что он распределен среди банков неравномерно). Однако в январе можно ожидать небольшого снижения нормативов достаточности и запаса капитала с учетом отраженной в капитале переоценки ценных бумаг в 200 млрд руб. при одновременно умеренном росте кредитного портфеля.
В 2021 г. прекратили деятельность 37 кредитных организаций, в том числе 26 — по регуляторным основаниям, шесть — в результате добровольной сдачи лицензии, пять — в результате реорганизации в форме присоединения к другим банкам. При этом в IV квартале самостоятельную деятельность прекратили лишь четыре кредитные организации: три по регуляторным основаниям и одна — в результате поглощения.
После начала спецоперации на Украине на фоне санкций Банк России начал реализацию мер по поддержке ликвидности банков — в рублях и иностранной валюте. Так, ЦБ увеличил лимиты аукционов РЕПО, которые позволяют участникам рынка получить безналичные рубли под залог ценных бумаг. С 24 февраля регулятор провел пять аукционов, самый большой спрос на деньги ЦБ банки стали предъявлять с 28 февраля. В общей сложности на трех аукционах, проводившихся на безлимитной основе, объем заимствований достиг 9,57 триллиона рублей по ставке в 20 процентов, соответствующей новому уровню ключевой.
2. Краткая характеристика ПАО «Сбербанк России»
Современные коммерческие банки — это банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли.
ПАО «Сбербанк России» на сегодняшний день, почти ничего не напоминает о сберегательных кассах, функции которых он выполнял на протяжении значительного периода своей истории. Но на сегодня, «Сбербанк России» уже мало похож даже на самого себя всего лишь десятилетней давности. Способность к переменам и движению вперед признак отличной «спортивной» формы, в которой находится сегодня «Сбербанк России». Титул старейшего и крупнейшего банка России не мешает ему открыто и добросовестно конкурировать на банковском рынке и держать руку на пульсе финансовых и технологических перемен. Сбербанк не только шагает в ногу с современными тенденциями рынка, но и опережает их, уверенно ориентируясь в стремительно меняющихся технологиях и предпочтениях клиентов.
Публичное акционерное общество «Сбербанк России» это современная универсальная организация, входящая в число крупнейших российских коммерческих банков России и стран СНГ.
«Сбербанк России» имеет огромную филиальную сеть: 17 территориальных банков и более 18 400 подразделений. Он оказывает услуги во всех 83 субъектах Российской Федерации. Недавно были введены удаленные каналы обслуживания. Происходит развитие приложений «Сбербанк Онлайн» и «Мобильный банк» с широкой клиентской базой [4].
Также в последнее время «Сбербанк» значительно расширил зону международного присутствия. Ранее она ограничивалась странами СНГ, однако в последнее время зона распространения существенно возросла.
Появились представительства в Центральной и Восточной Европе (Sberbank EuropeAG) и в Турции (DenizBank). Приобретение DenizBank оказалось самым значительным за всю 170-летнюю историю банка. Помимо ранее перечисленных стран, «Сбербанк» имеет еще представительства в Китае, Индии и Германии, управляет Sberbank Switzerland AG.
Рис. 1 Система корпоративного управления ПАО «Сбербанк»
«Сбербанк России» создан в форме публичного акционерного общества типа в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» в 1991 году. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации. Акционерами Банка являются более 200 тысяч юридических и физических лиц.
Основной целью ПАО «Сбербанк России» является обеспечение роста инвестиционной привлекательности и сохранение лидерства на российском рынке финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов. Для достижения поставленной задачи деятельность ПАО «Сбербанк России» направлена на совершенствование клиентской политики, создание гибкой эффективной системы взаимодействия с клиентами на основе учета потребностей различных клиентских групп.
Система корпоративного управления Сбербанка позволяет регулировать взаимоотношения между менеджерами, Наблюдательным советом и Собранием акционеров банка. Организационная модель, представленная на рис. 3.1.2, представляет собой основу системы корпоративного управления Сбербанка. Она определяет правила и последовательность принятия корпоративных решений, а также обеспечивает управление и контроль деятельности Сбербанка.
Основные направления деятельности ПАО «Сбербанк России»:
- привлекает денежные средства физических и юридических лиц во вклады;