Файл: Галлер В.В.1-054 0М СРС.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.08.2021

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Журнал происходящим по комиссии Тевкелева кизгиз-кайсатским делам 1748 года" написан скорописью XVIII в. на 266 листах с оборотами и охватывает относительно короткий промежуток времени с 20 мая по 18 сентября 1748 года. В хронологическом отношении этот исторический документ заметно отличается от самого первого "Журнала"

Тевкелева по "киргиз-кайсацким делам", освещающего более продолжительный период времени; но по общему объему заключенной в нем конкретно-исторической информации содержание данного "Журнала" не только не уступает дневнику, уступает дневнику 1731 - начала 1733 г., но отчасти даже превосходит уровень информативности последнего более детальным характером изложения некоторых важных социально-исторических событий и явлений. Другое ярко выраженное структурное отличие «Журнала» 1748 г. от предыдущего однотипного ему источника состоит в том, что Тевкелев не ограничился здесь одним лишь письменным пересказом устных сообщений своих степных информаторов по интересовавшему его широкому кругу вопросов и наряду со своими собственными авторскими записями включил в состав рукописи этого официального материала тексты 30 эпистолярных источников – материалы личной переписки за май-сентябрь 1748 г. с ханом Абулхаиром и ханшой Бопай, султанами Нуралы, Ералы, Айчуваком, Бараком; старшинами Букенбаем и Жанибеком; переведенные им на русский язык с литературного среднеазиатского (чагатайского) тюрки.

Наряду с отражением современной автору международной и внутриполитической ситуации в Казахстане в составленном им обширном документе о своей поездке на северо-западную границу Степи приводится целый комплекс оригинальных исторических сведений, записанных Тевкелевым непосредственно со слов знатных казахских батыров того времени (Богенбая, Жанибека и проч.) о печально памятном казахами периоде их героической борьбы с завоевателями-джунгарами (1723-1730 гг.) и трагических последствиях «Великого бедствия» («Актабан шубырынды») для казахского народа. В частности, здесь содержится важное свидетельство о том, что во время первого приезда Тевкелева в Казахскую степь многие роды Среднего жуза еще находились в вынужденной эмиграции на территории Бухары, откуда возвратились в свои кочевья только к концу 1732 года. Это утверждение казахских батыров во многом поясняет истинную причину отсутствия в «Журнале» российского посланника за 1731-1732 гг. каких-либо упоминаний имен султанов Абулмамбета, Барака, Аблая и прочих аристократических лидеров Среднего жуза, за исключением Семеке-хана, в числе участников бурных словесных баталий вокруг идеи российского подданства на народных курултаях и вместе с тем опровергает широко расхожее в исторической литературе представление о начале острого противоборства названных султанов с ханом Абулхаиром уже в вышеуказанные годы.


В 1757 – 1760 гг. в целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай принимает в Пекине подданство Китая. Одновременное принятие наряду с присягой 1740-1742 гг. России китайского подданства следует рассматривать как дипломатический ход Абылая. В 1765 г. он заключает договор с Россией, но он не воспринимает как законное решение царского правительства от 22 октября 1778 г. даровать ему титул великого хана и не поехал на торжественную церемонию, где ему по сценарию должны были вручить соответствующий акт, шубу и саблю. Абылай считал, что его ханом избрал народ и потому он не обязан клясться в верности русским. Если Китай не посягает на его ханское достоинство, то церемония клятвы России ущемляет суверенитет казахского ханства - такова была позиция Абылая.

Но проблемы у Аблая были не только с Россией и Китаем, на юге находились Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства. Они совершали опустошительные набеги на территории Среднего и Старшего жузов. Часть казахов этих жузов даже считалась подданными вышеназванных ханств. В основном главную опасность представлял Коканд, поэтому все силы Абай сосредоточил на нём. В это время в Коканде правителем был Ирдана-бек, человек жестокий и кровожадный. Находившийся под его рукой казахи не выдерживали его гнета, случалось множество восстаний, но он со свойственной зверской жестокостью подавлял их. Это и дало Аблаю предлог для объявления войны Коканду – освобождение казахов Старшего и младшего жузов из под гнёта Ирданы-бека. Но я думаю, хотя это моё субъективное мнение, что Абылая больше интересовали торговые пути, проходящие через Коканд. Абай начинает войну, для этого шлёт письмо в Оренбург, в котором просит войска, но ему отказывают. Тогда он начинает вести войну собственными силами. Он терпит одно поражение за другим, и наконец тяжелораненый отступает назад. Далее он решает изменить тактику – видя что грубая сила не помогает он решает сделать ставку на хитрость. Абай вступает в сговор с кокандской знатью, которой очень не нравится усиление центральной власти, то есть Ирданы-бека. С помощью этого Абылая удалось склонить на свою сторону влиятельных сановников из окружения Ирданы-бека, сперва обложить их данью, а потом и ограбить их. На этом он хотел остановится послав послов к беку с предложением мира, но тот отказался. Тогда Абылай набрал новую дружину и пошел в поход против непокорного правителя. От Кокандского ханства зависело довольно много городов, в основном это были маленькие деревушки с жителями-землепашцами, которые не имели никакой защиты за исключением низеньких стен и пары сотен сельского ополчения. Поэтому старшины «городов» даже не думали о сопротивлении, они всеми силами старались откупиться от жестокого хана. И Аблаю не оставалось ничего кроме без как всяких усилий собирать дань с этих перепуганных войском «горожан». Но встречались и крупные города, например Ташкент, где он собрал очень большую дань. После «взятия» этого города Абай решает что на этом можно остановится, и посылает послов к Ирдане, с предложением заключить мир оставшись на нынешних границах (то есть все городки включая Ташкент, отходили к Аблаю).,Ирдана естественно отказался, и Абай решил покончить с ним, но тут случились проблемы. В его дружине произошёл разлад, а случилось это из-за его жадности, он не захотел поделиться добычей от очередного набега. Потеряв надежду на победу Ирдана соглашается на перемирие.


Даже не смотря на недостигнутые цели, Туркестан, Шымкент, Созак и еще несколько временно зависимых от Ташкента городов перешли во власть Абылая. В результате международные позиции Казахского ханства значительно укрепились. В 1771 г. он разгромил едильских калмыков. Границы страны во время правления Аблай-хана были намного шире настоящих. Вместе с тем, необходимо отметить и духовное состояние народа — его морально-психологический облик был прогрессивным и патриотичным.

С 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абилмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался. Только после смерти хана, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмета Яссави Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов.

В 1771 г. умер хан Среднего жуза Абулмамбет. Знаменитые Бии, известные султаны, крупные полководцы поддержали Абылая. Его признавали единственным реальным претендентом на ханский престол. Согласно традиции престолонаследия, которой придерживалась степная аристократия, ханский трон должен был наследовать старший сын почившего хана, известный участник борьбы против джунгарских нашествий – Абулфайыз. Избрание Абылая ханом стало признанием его выдающихся заслуг в деле консолидации казахских земель. Это укрепило его авторитет среди соплеменников, а так же он приобрел популярность как в России, так и в Китае. Представители трех казахских жузов подняли султана на белой кошме и объявили его ханом всей казахской земли.

Разделив свои владения меду наследниками (30 сыновей и 40 дочерей), Абылай осуществил ряд нововведений в управлении Казахским ханством. Формой правления в течение 10-летнего пребывания на престоле практически было единовластие. Как верховный сюзерен казахской земли, он через своих тюленгутов (воинов ханской гвардии) контролировал использование лучших пастбищных угодий, особенно в северо-восточных районах.

Абылай укреплял свою личную власть, опираясь на влиятельных биев – Каздауысты, Казыбека, Толе. Он совершенствовал законы ханов Касыма и Есима, сохранившие свою силу до принятия «Жеты жаргы» и внес множество изменений в существующее законодательство. Прежде всего это выразилось в том, что Абылай не принял имеющиеся в них ограничения ханской власти. Во главе различных улусов он поставил наиболее близких, преданных себе султанов, ограничил власть биев-казы в решении судебных дел. Совет биев при ханском дворе не играл существенной роли, как это было при хане Тауке. Шокан Уалиханов писал, что "Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана. В то же время он не мог полностью сокрушить авторитет биев и был вынужден считаться с их волей". Наиболее влиятельными политическими фигурами ханского окружения были Казыбек би и Бухар жырау.


Опираясь на батыров, прославившихся в период борьбы против иноземных нашествий, Абылай создал боеспособную армию, вел борьбу с киргизами, узбеками, жестоко расправляясь со своими противниками в самом ханстве, с теми, кто выступал против усиления его личной власти.

Внутренняя политика Абылая была направлена на укрепление центральной власти. В первой четверти 18 века каждое родовое объединение было практически автономно и управлялось своими биями, родоправителями. В 30-х гг 18 века эта система стала меняться, начала расти роль султанов. Абылай стремился внести в управление жузами и больших объединений элементы улусной системы. В роли таких правителей выступали многочисленные сыновья хана.

Второй комплекс мероприятий, предпринятых Абылаем для усиления центральной власти - опора на деятельность сильных личностей своей эпохи. Вокруг Абылай хана мы видим великих жырау XVIII века: Бухар жырау, Умбетей, Таттикара; батыров - Кабанбай, Богенбай, Малайсары, великих биев - Толе из Старшего и Казыбек из Среднего жузов.

Абылаю удалось вернуть казахские города на юге, в короткий срок он овладел Созаком, Caйрамом, Чимкентом и Ташкентом. Однако попытка создать антикитайский союз среднеазиатских государств не увенчалась успехом. В качестве союзников предполагались Афганистан, Бухара, Коканд и Кыргызстан, но острые противоречия с Кокандом и кыргызами вылились в вооруженные столкновения. На союз с Казахстаном согласилась лишь Бухара. Более успешной была деятельность Абылая внутри государства.

Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом 18 века. Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Это было связано, прежде всего, с безусловно харизматическим характером его власти Дальновидный политик и тонкий дипломат, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников.

В немалой степени этому способствовали и личные качества хана. Абылай имел хорошее мусульманское образование. Это был незаурядный политик, прекрасный полководец и дипломат.

Благодаря активной внутри - и внешнеполитической деятельности Абылай хана Казахское ханство превратилось в относительно мощное и единое государство. Стратегической задачей Аблая, как государственного деятеля, главы государства, было укрепление и дальнейшее независимое развитие Казахского государства. Осознавая сложность положения, он стремился разрешить данную задачу. Его следующим, после объединения народа, шагом, стало строительство взаимовыгодной, безопасной дипломатии с соседними государствами. Для достижения поставленной цели Аблай проявил незаурядные дипломатические качества и мужество воина-полководца. Во время правления Аблай-хана, впервые за долгое время между казахами и калмыками было достигнуто соглашение о мире, которого хан добился, находясь в плену у последних. Аблай находился в плену до весны 1743,его освободили лишь тогда, когда приехал султан Абулфайыз – аманат от Абулмамбета. Как не странно, очень большую роль в его освобождении сыграла администрация России, в ставку Галдан-Церена было направлено посольство во главе с К. Миллером, что видимо и склонило чашу весов в пользу освобождения Аблая. Этот факт говорит о том, что Россия признала в нём одного из самых влиятельных и дальновидных политиков Казахского ханства того времени. Аблай-хан для сохранения мира и независимого развития казахского народа заключил дипломатические соглашения о мире с Россией и Китаем. Заключая договоры, эти сильные государства непосредственно считались с силой и мощью казахского хана. Великий стратег ясно представлял хитрую политику русских и китайских правителей, которые ждали гибели казахского ханства в войне с джунгарами. Поэтому после девятилетнего мира с Галдан-Цереном, он ждал новых войн. Вероятность начала войны ускорилась из-за междоусобных распрей внутри Джунгарского государства.


Этнический состав казахов существенно пополняется в середине 18 века за счёт калмыков, башкиров, кыргызов, каракалпаков и среднеазиатских народов. По самым приблизительным подсчётам, численность казахов достигла 3 млн. Никогда ещё в истории ни один кочевой народ центральной Азии не достигал этой отметки.

Хан успешно решал также и экономические проблемы. Достаточно знакомый с хозяйственной жизнью Росси и государств Средней Азии, Абылай поощрял развитие земледелия. Он содействовал переходу автономного населения к земледелию на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор. Имея зимовки на Иртыше, вблизи Петропавловска, Кокшетау, Уйской линии, Абылай следил за развитием хозяйственной системы номадов. В 1761 г. в письме к Екатерине II Абылай просил прислать мастеров-строителей деревянных домов и 200-300 пудов зерна.

Будучи одаренным человеком, хан Абылай многое сделал для развития самобытной материальной и духовной культуры своего народа. Он был большим почитателем народной музыки, сам создал несколько кюев, к сожалению не сохранившихся. Как покровитель народной культуры, он поддерживал поэтов, музыкантов-импровизаторов. Такие деятели казахской культуры той эпохи как поэт Татикара, жырау Умбетей, в своих произведениях прославляли его мудрость и величие.

Большое влияние на Абылая оказывал выдающийся певец казахской земли, его советник Бухар-жырау Калкаманов, во многих походах сопровождавший своего повелителя.

Абылай скончался осенью 1781 г. и был похоронен в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи в Туркестане. Он был, пожалуй, единственным казахским властелином, которого народ еще при жизни называл «аруах («воплотивший дух»), ниспосланный Аллахом для свершения великих дел». Абылай при жизни был причислен к сонму святых и остался в памяти народа олицетворением единства и целостности казахской земли.

После смерти Абылая ханом-правителем Среднего жуза был избран его старший сын – Уали. Усилия царизма ограничить его позицию в управлении огромным государством привели к постепенному ослаблению внутренних связей в едином казахском государстве. Этим воспользовалась российская администрация, продолжив присоединение края к империи.

Памяти Абылай хана

 §  После обретения Казахстаном независимости в 1991 году один из главных проспектов Алма-Аты (Коммунистический проспект) был переименован в проспект Абылай хана и его увенчал конный памятник хану на площади вокзала Алматы-2.

§  На первой национальной валюте Казахстана - на банкноте в 100 тенге (образца 1993 года) помещен его портрет.

§  Абылай хану посвящена почтовая марка независимого Казахстана, 2001.

§  По мотивам биографии Абылая снят первый казахстанский блокбастер «Көшпенділер» (в американском прокате «The Nomad», в российском — «Кочевник»), режиссёры Иван Пассер/Сергей Бодров, 2005.