ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.08.2021
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
Учение И.П.Павлова о I и II сигнальных системах
Для человека среда существования - действительность, сигнализируется не только конкретными предметами и явлениями природы, но и словесными обозначениями этих предметов и явлений, сигнализируется словом. Для человека слово = это не только звуковой раздражитель, но и понятие, обуславливающее особую систему нервных процессов, лежащих в основе психической сознательной жизни человека. По образному выражению И.П.павлов - "слово сделало нас людьми". "Если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь прежде всего, раздражение, идущие к кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. она представляет собой отвлечение от действительности и допускает обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое высшее мышление".
Определение сигнальных систем
Первая сигнальная система - нервные процессы, возникающие в больших полушариях головного мозга в результате сигнализации окружающего мира предметами и явлениями природы, раздражающими органы чувств.
Вторая сигнальная система все нервные процессы, возникающие в больших полушарий головного мозга в результате сигнализации окружающего мира речевыми сигналами (речевыми обозначениями) предметов и явлений природы, раздражающими органы чувств.
Первая сигнальная система существует и у человека и у животных. У животных - единственная сигнальная система действительности. Это сплав безусловно- и условнорефлекторной деятельности. Однако у человека первая сигнальная система имеет более совершенную качественно новую форму, чем у животного.
Анализ и синтез непосредственных конкретных сигналов, предметов и явлений окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых, обонятельных и других рецепторов организма.
Вторая сигнальная система специфическая, существует только у человека, связана со словесным сигналом, речью, восприятием слов слышимых, видимых, произносимых. Существование второй сигнальной системы в высшей нервной деятельности человека допускает и определяет собой отвлечение психической деятельности человека от действительности.
Элементы значительного конкретного мышления, т.е. способность отражения условно-рефлекторной деятельности предметов и явлений окружающей среды в их связях и соотношениях, существуют и у высших животных. Аппаратом этого "мышления" является I-ая сигнальная система. Еще раз подчеркиваем, что мышление у животных всегда конкретное, предметное. В основе этого мышления лежат условно-рефлекторные связи или с агентами, действующими на организм в данный момент его существования или с ближайшими следами этих агентов.
Иначе обстоит дело у человека. Так как слово, будучи сигналом реального предмета или явления, лишено его конкретных свойств, II-ая сигнальная система человека допускает и предполагает отвлечение, абстрагированное от действительности, допускает и обеспечивает абстрактное мышление человека.
Конкретно-чувственное отражение выражается в ощущениях, восприятиях, представлениях. Нет понятий о сущности предметов и явлений, нет способности к абстрагированию (животные).
ВНД животных есть результат взаимодействия двух инстранций: безусловных и условных рефлексов, а у человека – трех инстанций: безусловных и условных рефлексов, относящихся к I и II сигнальным системам.
Условно-рефлекторные связи у человека осуществляются корой головного мозга с участием двух систем сигнализации при их постоянном взаимодействии. Сигнализация от предметов и явлений внешнего и внутреннего мира, ставших условными раздражителями, что составляют единую сигнальную систему в животном организме и I сигнальную систему у человека. К I-ой сигнальной системе прибавляется у людей другая система сигнализации - сигнализация нервной системы - речью. Вводится новый принцип нервной деятельности - отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов I сигнальной система, принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека - науку. "Если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь, специально прежде всего кинэстезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление" - И.П.Павлов.
Слово для человека есть такое же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животным, но вместе с тем и такой многообъемный как никакие другие. Чем больше развито общество, человек, тем большая способность в абстрагированию, к обобщенному мышлению, тем более развит язык.
Вне языка, речи - нет мышления. "Совершенно очевидно, что в сигнализации мы имеет все составные части нервного акта, который называется рефлексом" - И.П.Павлов. "Он включает и механизм словесной деятельности человека в общее понятие рефлекса. Центры речи включаются в образование временной связи с корковыми клетками, воспринимающими сигналы от различных предметов. Возбуждение передается из I по II сигнальные системы и обратно - элективная иррадиация, новый физиологический принцип в деятельности II сигнальной системы, характеризующий ее отношение с I сигнальной системы.
II сигнальная система - материальная основа абстрактно-обобщенного отражения действительности. "Делает человека хозяином действительности", - И.П.павлов; опосредованный обобщенный, абстрактный способ отражения внешнего мира, присущий только человеку, выражается в логическом мышлении - в понятиях, суждениях, умозаключениях, возникающих на основе абстрагирующих работы человеческого мозга. Раскрывает физиологические
основы отражения действительности в сознании человека.
II сигнальная система - это речевая система, охватывающая все виды символизации, голосовые реакции, обобщенные образы, мимико-жестикуляторные реакции.
Речь - физиологический механизм мышления – количественная и качественная надстройка II сигнальной системы, а не только как система словесно-речевых связей (слепоглухонемые – победа над пространством и временем - ориентировка).
Место локализации - вся кора, особенно лобные и височно-теменные доли. Правое полушарие ответственно за восприятие, переработку, анализ и синтез сигналов I сигнальной системы, левое - обеспечивает восприятие, переработку, анализ, синтез сигналов II сигнальной системы (у всех правшей и 70% левшей).
В процессе как исторического, так и индивидуального развития II сигнальной системы имеет место постепенное нарастание абстрагирования в мышлении человека. слово как видовое, конкретное обозначение действительности превращается в родовое понятие.
Примитивный язык первобытного человека резко отличается от языка современного человека скудность словесного фонда. Бедность этого языка, его изобилие именами существительными свидетельствуют от ограниченности, конкретности, примитивности мышления. Возникновение новых общественных форм, новых форм отношения к труду, расширение сферы социальных раздражителей привело к обогащению языка, создало условия для возникновения отвлеченных понятий; развитию логического абстрактного мышления, привело к возникновению второй сигнальной системы ВНД.
Тем же путем постепенного расширения смыслового значения слова происходит и возрастное формирование II сигнальной систему у человека. Например, в 1-ые месяцы жизни ребенка "мама" является обычным звуковым раздражителем, вызывающим не поведенческую реакцию, а лишь ориентировочную. Позже, будучи связано с рядом безусловных раздражителей - кормлением, лаской и т.д. - слово "мама" превращается в сигнал, определяющий уже более сложную систему условно-рефлекторных реакций ребенка: поворот головы, улыбку, крик. В 8-9 месяцев слова "мама" сопровождается ранее выработанными поведенческими актами, но не всегда адресуются родной матери. К 10-12 месяцам ребенок безошибочно обращается к матери - слово приобрело видовое конкретное значение сигнала II сигнальной системы, знаменуя определенное, еще примитивное развитие этой сигнальной системы (первые признаки развития II с.с. появляются во второй половине первого года жизни). В 2 года ребенок произносит слова "мама", адресуясь уже и к кошке, кормящей котят. Здесь налицо уже абстрагирование - слово из видового понятия превращается в родовое, обобщающее. Способность понимать, а потом произносить слова развивается постепенно в результате ассоциации определенных звуков со зрительными, тактильными и др. впечатлениями о внешни объектах. С ребенком необходимо разговаривать с рождения. Дети, воспитанные животными, умственно отсталые.
Чем выше уровень развития II сигнальной системы, чем выше способность человека к отвлечению от узкой конкретной деятельности, тем совершеннее и дальновиднее форма его ориентировки в окружающей среде. Критерием правильности отражения действительности второй сигнальной системой, несмотря на возможность абстрагирования от действительности, является практика (пример "Учение о космосе").
Анализ и синтез новых, обобщенных сигналов, составляет специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиразм, а затем науку - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом.