Файл: Рубежка по экономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.08.2021

Просмотров: 228

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



7.Развитие казахстанских кластеров.

Вначале хочу сделать небольшое пояснение того, что такое кластер. Ранее я вел речь об этом, но называл этот подход иначе – блок-схема предприятий, и озвучил в 1998г. на VI форуме предпринимателей, который проводился с участием Президента страны. Итак, кластер – это производственная система, состоящая из группы предприятий, объединенных между собой в единую технологическую цепочку, где первичный продукт проходит все стадии переработки до конечной продукции, обладающей свойствами высшей степени готовности к использованию. Как у любой системы, у кластера есть определенные свойства. Это глубина переработки продукции, охват цепочки производств, степень сложности данных видов производств, количество переделов, наукоемкость, потребность в финансах, в кадрах, в оборудовании, машинах, механизмах, потребность в продукции сопутствующих производств, степень вовлечения в кластер национальной экономики. Кластер также имеет площадь размещения предприятия по территории: региональный, республиканский, международный. У кластера имеет значение то, насколько его конечная продукция конкурентоспособна, наукоемка, долговечна, будет ли она обладать внутренним спросом, а также будет ли на нее потребность на внешних рынках, является ли сырье для нее постоянно быстро возобновляемым. А также, какой результат дает этот кластер для деятельности региона, государства, континента, какие решаются социальные и политические интересы. По функционированию, кластер, замкнутая система, находящаяся под единым управлением. Исходя из этого, при создании кластера в определенной области мы должны прежде выяснить все его достоинства и недостатки. И только после этого принимать решение, где этот кластер использовать с поддержкой государства.

В Казахстане в бытность Советского Союза пример кластерного подхода – Джамбульское кожевенно-обувное предприятие, которое объединяло несколько предприятий, занимающихся выделкой различных кож. Оно занималось выделкой кож, изготовлением различных аксессуаров к обуви и ее пошивом. Получалось для фабрик с одной стороны хорошо, так как они видели своего поставщика и потребителя, с другой стороны плохо было то, что, если кожевенники делали хорошую кожу, но швейники шили из нее плохую обувь или происходило наоборот, конечная продукция в результате не имела спроса из-за ее плохого качества или высокой цены. В этом и заключаются недостатки кластерного подхода производства.


В Казахстане в настоящее время есть успешные примеры этого подхода в отраслях добывающей промышленности. Корпорация “Казахмыс”, например, производит медь. Для производства меди добывается руда, затем ее обогащают, плавят, делают конечную продукцию – катодную медь, потом идет комплексная переработка – афинажное производство, сейчас запущен цинковый завод, есть цех медной катанки, эмальпровода, а также сопутствующие этому производству – транспортная система, энергосистема, включающая в себя производство и транспортировку электроэнергии, входит в структуру и добыча угля для получения этой энергии. Далее идут сопутствующие машиностроительные заводы, которые производят кое-какие вспомогательные материалы и механизмы. Для этого инертного производства кластерный подход дает хорошие результаты. Но это сырьевая отрасль, которая и так была достаточно хорошо развита.


Одним из наиболее часто поднимаемых Президентом вопросов стал вопрос отхода от сырьевой направленности. В связи с этим ведется попытка внедрения кластерного подхода в несырьевых отраслях. Почему это необходимо сделать? Прежде всего, надо смотреть на нынешнее состояние экономики Казахстана в данных несырьевых направлениях. Если разобраться, у нас уже существуют предприятия различных отраслей народного хозяйства, направлений, размеров на рынке производства несырьевых видов продукции, но взаимоотношения их бессистемны и действуют они разрозненно. Вокруг этих предприятий существует инфраструктура по подготовке кадров, наука, финансовые институты, но все это в хаотичном, беспорядочном состоянии. Поэтому результат деятельности их нулевой. Для того чтобы привести их к системному взаимному сотрудничеству, которое даст результативную работу, нужен кластерный подход.


Когда принимается решение о кластерном развитии, государство преследует цель: использовать потенциал общества в лице людей с их интеллектуальными ресурсами, финансами, имуществом, зданиями, оборудованием


8.медицинский кластер в Казахстане.

Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. была поставлена задача создания современного медицинского кластера мирового уровня в Астане. Компания «Медико-Инновационные Технологии» оснастила превалирующее большинство медицинских учреждений кластера «под ключ»::


2007 год - Национальный Научный Центр Материнства и Детства на 500 коек, является одним из крупнейших медицинских объектов в Казахстане, оборудован самыми современными технологиями. Многие разновидности оборудования были ввезены в страну впервые.


2008 год:

- Республиканский Научный Центр Нейрохирургии. Уникальный проект для Центральной Азии и значимый на всем пространстве СНГ, по своему уровню являющийся центром регионального значения. Он может уступать только всемирно известному Институту имени Бурденко. Центр был оснащен самым современным оборудованием, отвечающим всем международным стандартам.


- Республиканский Диагностический Центр на 500 посещений в смену.


- Клиника «ЖАН», г.Алматы, крупнейшая частная клиника в Казахстане, рассчитанная на 80 коек.


- Научный Центр Педиатрии и Детской Хирургии, проведена реконструкция операционной для новорожденных.


В 2009 году компания выступила организаторами и спонсорами первого съезда нейрохирургов Казахстана. В мероприятии приняли участие крупнейшие ученые, специалисты из Казахстана, а также из 14 стран - России и стран СНГ, США, Швейцарии, Германии, Израиля и других стран. Участники съезда получили возможность увидеть прямые трансляции из операционных отделений с демонстрацией операций, посетить тренинги и мастер-классы. Впервые был показан обучающий мастер–класс профессором М. Гааб - руководителем нейрохирургической клиники «Нордштадт», г.Ганновер



9.Национальный Медицинский холдинг.

По данным Управления здравоохранения Астаны, в состав Национального медицинского холдинга входят шесть инновационных объектов здравоохранения, базирующихся в столице, а также Казахская государственная медицинская академия.

Улучшение качества жизни населения путем предоставления медицинских услуг, основанных на высоких международных стандартах качества и безопасности, передовых медицинских и управленческих технологиях, обеспечение их трансферта в систему здравоохранения Республики Казахстан, а также способствование развитию отечественной медицинской науки и образования

Основные стратегические принципы

Диверсификация:

Основой деятельности Холдинга является внедрение уникальных высоких технологий во всех видах оказываемых медицинских услуг, технологиях управления, научной и образовательной деятельности.

Конкурентоспособность:

Все перспективные научно-клинические программы и система оказания медицинской помощи будут конкурентоспособными на мировом рынке медицинских услуг. Для достижения необходимых параметров конкурентоспособности будут использоваться лучшие ресурсы, привлекаться высококвалифицированные отечественные и зарубежные кадры и приобретаться необходимые оборудование и технологии.

Глобальный характер деятельности:

Основой расширения деятельности Холдинга является выход на международный рынок медицинских услуг и интеграция в международное научно-клиническое сообщество.

Ключевые показатели к 2020 году

  • получение и удержание международной аккредитации JCI;

  • рост эффективности производства и приведение основных показателей работы медицинских организаций, оказывающих стационарную помощь, в соответствие с международными стандартами эффективности;

  • выход медицинского академического центра «Госпиталь Будущего» в число 100 лучших университетских клиник мира (мощностью более 1000 коек);

  • выход на международный рынок медицинских услуг и достижение увеличения доли пролеченных пациентов из ближнего и дальнего зарубежья до 30% в 2020 году

10.Совокупный спрос

Совоку́пный спрос (англ. aggregate demand) — агрегированный показатель, совокупность спросов всех макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, государственного сектора и иностранных агентов. Совокупный спрос не является простой суммой всех индивидуальных спросов потребителей. Это сумма таких спросов, как спрос на товары у домохозяйств, инвестиционный спрос, спрос на товары со стороны государства, и других.

Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).


11.Совокупное предложение.

Совокупное предложение — реальный объем производства в экономике (ВВП), который производители готовы и способны предложить при каждом возможном уровне цен

Совокупное предложение (AS) – это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий – сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость

12.Факторы влияющие на совокупный спрос и предложение.

Факторы влияющие на совокупный спрос:

  1. Изменение общего уровня цен в стране

  2. Изменение количества и ставок налогов

  3. Объёмы расхода государственного бюджета

  4. Объёмы инвестиций вкладываемые субъектами в экономику

  5. Потребительские ожидания изменения цен и доходов



Факторы влияющие на совокупное предложение.

На величину совокупного предложения оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.
   Среди ценовых факторов выделяют:
   1. Действующие на микроуровне и вызывающие изменение предложения на рынке отдельного товара (технология производства, издержки и т.д.);
   2. Функционирующие на макроуровне факторы, их качество и количество. В данном случае качество характеризуется производительностью факторов (более квалифицированная рабочая сила и более совершенная техника). Увеличение количества и повышение качества факторов приводят к росту производственных мощностей, а следовательно, к росту совокупного предложения AS.
   Неценовые факторы совокупного предложения. Кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объёмом национального производства, при прочих равных условиях. Изменение же одного или нескольких «прочих условий» вызывает смещение самой кривой. Эти условия называются неценовыми факторами.
   Существует несколько неценовых факторов, смещающих кривую совокупного предложения:
   • изменение цен на ресурсы;
   • изменение в производительности труда;
   • изменение условий бизнеса.
   Все неценовые факторы совокупного предложения объединяет то, что с их изменением меняются издержки на единицу продукции.
   Изменение цен на ресурсы. Увеличение предложения внутренних ресурсов вследствие орошения земли, новых технических усовершенствований обработки земли, открытия полезных ископаемых; увеличение имеющихся в распоряжении трудовых ресурсов; направлений большей части сбережений на инвестиции; увеличение числа людей, стремящихся к предпринимательской деятельности, приводят к снижению цен на эти ресурсы. В результате снижаются издержки на единицу продукции и кривая совокупного предложения смещается вправо.
   И, наоборот, уменьшение предложения ресурсов увеличивает цену на них и кривая совокупного предложения смещается влево.
   Изменение в производительности труда. Под производительностью труда понимают отношение реального объёма производства к количеству использованного труда


Вопрос 13.Макроэкономическое равновесие. виды и характеристика.

Проблема макроэкономического равновесия – центральная проблема в курсе макроэкономики. Под макроэкономическим равновесием обычно понимают равновесие всей экономической системы в целом, которая характеризует сбалансированность, пропорциональность всех экономических процессов. Оно подразделяется на идеальное и реальное.

Идеальное равновесие достигается при полной реализации экономических интересов субъектов хозяйства во всех отраслях и сферах экономики. Оно предполагает наличие условий совершенной конкуренции и отсутствие внешних эффектов.

Реальное равновесие устанавливается в экономике в условиях несовершенной конкуренции и с учетом внешних факторов воздействия на рыночную среду.

Макроэкономическое равновесие - это состояние в экономике, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Макроэкономическое равновесие является таким состоянием, которое одновременно устраивает и потребителей и производителей. То есть их устраивает уровень цен в экономике, и они не собираются менять свои планы в отношении покупок и продаж. Макроэкономическое равновесие в реальной экономике определяется по двум индикаторам: инфляции и безработице. В условиях равновесия темпы инфляции минимальны и наблюдается только естественный уровень безработицы

Различают частичное, общее и полное экономическое равновесие . Частичное равновесие это равновесие, установившееся в отдельных отраслях и сферах экономики. Общее равновесие это равновесие экономической системы в целом. Полное равновесие – это оптимальная сбалансированность экономической системы, ее идеальная пропорциональность – высшая цель структурной политики общества.

Экономическое равновесие может устойчивым и неустойчивым. Равновесие называется устойчивым, если в ответ на внешний импульс, разрушающий равновесие, экономика самостоятельно возвращается в устойчивое состояние. Если после внешнего воздействия экономика не может восстановиться самостоятельно, то равновесие называют неустойчивым.

14..Экономический рост понятие и сущность.


Под экономическим ростом понимается такое развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный объем производства (ВВП). Мерой экономического роста служит темп прироста реального ВВП в целом или на душу населения.

Сущность экономического роста - разрешение и воспроизведение на новом уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя основными способами: за счет увеличения производственных возможностей, за счет наиболее эффективного использования имеющихся производственных возможностей и развития общественных потребностей. Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при расширении производственных возможностей не все общественные потребности удовлетворяются.