Файл: Рабочая программа курса внеурочной деятельности Занимательная грамматика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В основе системы оценивания образовательной системы «Планета знаний » лежат принципы:

– ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных), при этом оценка личностных результатов должна отвечать этическим принципам охраны прав личности и конфиденциальности, то есть осуществляться в форме, не представляющей угрозы личности, её психологической безопасности и эмоциональному статусу;

– взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса;

– единства критериальной и содержательной базы внутренней и внешней оценки (внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами; внутренняя – самой школой: учениками, педагогами, администрацией);

– участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, взаимооценки и предоставляет возможность освоения эффективных средств управления своей учебной деятельностью, а также способствует развитию самосознания, готовности открыто выражатьи отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Основная цель – предоставление ученику возможности реалистичного взгляда на самого себя со стороны. Основные задачи реализации:

- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Основные принципы формирования портфолио – открытость, прозрачность, простота, доступность и полнота представления. Пополняет и оценивает материалы, прежде всего, сам ученик (или с участием родителей). Учитель же, примерно раз в четверть, пополняет небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном – обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно».


Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки.
2. Содержание учебного предмета «Занимательная грамматика» (68 часов)



урока

Содержание программного материала

Количество часов в четверти




1 четверть

16 ч


1,2

Да здравствует русский язык!

3,4

Вежливые слова

5,6

Поговорки и пословицы

7,8

Игротека

9,10

Запоминаем словарные слова

11,12

Растения во фразеологизмах

13,14

Животные во фразеологизмах

15,16

Игротека




2 четверть

16 ч

17,18

Я не поэт, я только учусь…

19,20

Как Морфология порядок навела

21,22

Игры с пословицами

23,24

Игротека

25,26

И снова животные во фразеологизмах

27,28

Кое-что о местоимении

29,30

Познакомимся поближе с наречием и числительным

31,32

Игротека




3 четверть

20 ч

33,34

Состав слова. Основа слова. Формы слова

35,36

Про корень и окончание

37,38

Про суффикс и приставку

39,40

Игротека

41,42

Непроизносимые согласные

43,44

Учимся различать приставку и предлог

45,46

Учимся писать не с глаголами

47,48

Игротека

49,50

Имена существительные с шипящим звуком на конце

51,52

Его величество Ударение




4 четверть

53,54

Поговорим о падежах

16 ч

55,56

Игротека

57,58

Сложные слова

59,60

От архаизмов до неологизмов

61,62

По страницам энциклопедий

63,64

Игротека

65,66

Повторяем…

67,68

Готовимся к конкурсу «Грамотей»




Итого

68 ч



К концу третьего года обучения младший школьник будет иметь представления:

  • о видах кроссворда;

  • о моделях составления загадок;

  • о сообщении, выступлении, докладе;

  • о редактировании текста;

знать о:

  • правилах составления и оформления кроссворда;

  • о сходстве и различии между сообщением, докладом;

  • о выборе литературных источников по заданной теме;

уметь:

  • составлять кроссворд, загадки;

  • работать с литературными источниками;

  • готовить сообщение и доклад;

  • презентовать свою работу.


Планируемые результаты освоения курса к концу третьего года обучения
Личностные результаты:

  • определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;

  • учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;

  • нести ответственность за свои поступки;

  • быть способным к саморазвитию;

  • осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;

  • уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;

  • осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;

  • развитие учебно-познавательной мотивации.

Метапредметные результаты:

а) Регулятивные УУД:

  • работать по плану, планировать свои действия;

  • высказывать и доказывать свою точку зрения;

  • анализировать свою работу;

  • удерживать учебную задачу;

  • выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;

  • вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

  • сличать способ действия и его результат;

  • соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

б) Познавательные УУД:

  • пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;

  • анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы;

  • использовать общие приемы решения задачи;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • выделять необходимую информацию из литературных источников;

  • строить рассуждения;

  • осуществлять смысловое чтение;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

в) Коммуникативные УУД:


  • конструировать разные предложения, строить и вести диалог;

  • уметь слушать и слышать речь собеседника;

  • уметь договариваться при совместной работе;

  • ставить вопросы, обращаться за помощью;

  • формулировать собственное мнение;

  • строить монологичное высказывание;

  • оказывать взаимопомощь.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • составлять кроссворд;

  • придумывать загадки согласно изученным моделям;

  • готовить сообщения;

  • различать сообщения от докладов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять тему сообщения и доклада;

  • работать с литературными источниками;

  • оформлять сообщения, доклад согласно требованиям к работе;

  • владеть нормами грамотной, правильной речи.


3. Тематическое планирование уроков по предмету «Занимательная грамматика»

(2 ч в неделю – 68 ч в год)


№ урока

Тема урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1,2

Да здравствует русский язык!

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников. Различать слова по значению, объяснять значения слов, выбирать наиболее точные.

Отличать текст от набора предложений, определять его тему и главную мысль, редактировать текст, дополнять его с учётом основной мысли.

Организует рабочее место в соответствии с заданной целью. Формулирует познавательную цель под руководством взрослого, различая, что известно и неизвестно. Преобразует практическую задачу в познавательную. (Р.)

Использует алгоритмы, схемы, памятки, таблицы для решения задач по рекомендации учителя. Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей или процессов, определяет компоненты объекта (составляющие части) и их отношения друг с другом (с одноклассниками). (П.)

Формулирует и высказывает собственное мнение и позицию. Принимает выработанные нормы и правила порядка работы в паре и группе. Различает разные позиции партнеров по общению и деятельности (руководителя группы, проверяющего, консультанта и т.п.) (К.)

Выполняет правила поведения школьника.

Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести.

3,4

Вежливые слова

Составлять предложения заданных видов. Выделять в словах части слов, выявлять ошибки, связанные со строением слова. По освоенным признакам обнаруживать орфограммы, проверять написанное, находить ошибки, применять изученные орфографические правила при проверке чужого текста и создании своего. Пользоваться приёмом письма с «окошками» для «ухода» от орфографических ошибок.

Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Оценивает учебные действия при выполнении поставленных задач, следуя установленным критериям. (Р.)

Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки объекта под руководством учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану). Составляет целое (алгоритм, план, схему, модель и т.п.) из частей. (П.)

Определяет цель и составляет план совместной работы, распределяет задания в паре, группе. Оценивает действия партнера на основе заданных критериев. Сопоставляет разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. (К.)

Удерживает статус школьника, осознает значимость учения, учится с опорой на внешние и внутренние мотивы, объясняет свои мотивы. Понимает чувства других людей, оказывает помощь.


5,6

Поговорки и пословицы

Знать понятие «пословица поговорка». Уметь воспроизводить их и объяснять их смысл, создавать повествовательные тексты с использованием пословиц и поговорок. Составлять рассказ по теме индивидуально.

Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Рассуждает, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях в сотрудничестве с учителями или одноклассниками (по опорам). Устанавливает причину трудностей, которые не позволили достичь желаемого. Предлагает варианты по преодолению препятствий. Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме под руководством учителя.(П.)

Выделяет опорные слова. Восстанавливает деформированный план. Составляет план текста по памятке. Отличает главную информацию от второстепенной. Обнаруживает неточные факты, сведения, отсутствие информации. (К.)

Оценивает свои возможности на основе заданных критериев. Понимает чувства других людей, оказывает помощь.

7,8

Игротека

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Выделяет ориентиры и выбирает способ действия в новом учебном материале (под руководством учителя). Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями. Под руководством взрослого называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним. Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки объекта под руководством учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану). Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя. (П.)

Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя). Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов. Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками.) Оценивает свои возможности на основе заданных критериев.

9,10

Запоминаем словарные слова

Различать звуки и буквы, анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков. Пользоваться знанием алфавита; использовать при письме красную строку. Различать в слове два значения: лексическое и грамматическое; определять по окончаниям слов их грамматические значения.

Формулирует познавательную цель под руководством взрослого, различая, что известно и неизвестно. Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Осуществляет пошаговый и итоговый контроль действий, сравнивая способ его выполнения и результат с эталоном (проговаривая в паре или группе). (Р.)

Составляет целое (алгоритм, план, схему, модель и т.п.) из частей. Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя. Рассуждает, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях в сотрудничестве с учителями или одноклассниками (по опорам).(П.)

Формулирует и высказывает собственное мнение и позицию. Различает разные позиции партнеров по общению и деятельности (руководителя группы, проверяющего, консультанта и т.п.). Выслушивает и выделяет точки зрения разных людей. Осуществляет взаимоконтроль. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками.) Оценивает свои возможности на основе заданных критериев. Понимает чувства других людей, оказывает помощь.

11,12


Растения во фразеологизмах

Пользоваться фразеологическими словарями для решения различных языковых вопросов. Соблюдать нормы произношения, связи слов и их изменения. Соотносить фразеологизмы с их значением.уметь строить высказывания с использованием фразеологизмов.

Выбирает рациональные способы выполнения для получения одного и того же результата. Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Представляет при участии учителя изученный материал в виде устных сообщений, реферата, презентаций. Различает типы книг (изданий), виды информации (научная, познавательная) с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Решает задачи разными способами, выбирает рациональный способ решения задачи с помощью учителя. Осуществляет поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике. (П).

Задает напарнику вопросы по содержанию учебного материала. Выслушивает и выделяет точки зрения разных людей, сопоставляет основания этих точек зрения, обосновывает и доказывает собственное мнение. Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности. (К.)


Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками.) Оценивает свои возможности на основе заданных критериев. Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести.

13,14

Животные во фразеологизмах

15,16

Игротека

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Выделяет ориентиры и выбирает способ действия в новом учебном материале (под руководством учителя). Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями. Под руководством взрослого называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним. Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки объекта под руководством учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану). Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя. (П.)

Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя). Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов. Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками.) Оценивает свои возможности на основе заданных критериев.

17,18

Я не поэт, я только учусь…


Формировать воссоздающее воображение.

Совершенствовать качество понимания

читаемого, а также правильность и

четкость характеризуемого объекта.

Формировать контекстное выявляя смысл устойчивых выражений.

Расширять словарный запас. Выявлять

главных и второстепенных признаков объектов.


- сопоставляет свои критерии оценки с критериями других учеников;

- определяет причины успешности и неуспешности в деятельности, сопоставляя совместно со сверстниками её цель, ход и результат.

- устанавливает и объясняет причинно-следственные связи и зависимости (отношения) в изучаемом круге явлений с опорой на вопросы, схемы, алгоритмы;

- рассуждает, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях в сотрудничестве с учителями или одноклассниками (по опорам);

- выделяет главную мысль (мысли) из услышанного текста в совместном обсуждении;

- составляет план прослушанного текста по памятке;

- составляет (продолжает) рассказ на заданную тему по плану;

- формулирует вывод на основе услышанного в совместной деятельности.

- удерживает статус школьника, осознает значимость учения, учится с опорой на внешние и внутренние мотивы, объясняет свои мотивы;

- оценивает свои возможности на основе заданных критериев;

- регулирует свое эмоциональное состояние;

- понимает чувства других людей, оказывает помощь;


19,20

Как Морфология порядок навела

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать правила речевого поведения. Пользоваться словарями учебника для решения различных языковых вопросов. Соблюдать нормы произношения, связи слов и их изменения.

Формулирует познавательную цель под руководством взрослого, различая, что известно и неизвестно. Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Составляет целое (алгоритм, план, схему, модель и т.п.) из частей. Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя. Устанавливает и объясняет причинно-следственные связи и зависимости (отношения) в изучаемом круге явлений с опорой на вопросы, схемы, алгоритмы. Рассуждает, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях в сотрудничестве с учителями или одноклассниками (по опорам).(П.)

Формулирует и высказывает собственное мнение и позицию. Различает разные позиции партнеров по общению и деятельности (руководителя группы, проверяющего, консультанта и т.п.). Задает вопросы партнеру по теме и контролирует ответы на основе своих знаний. Осуществляет взаимоконтроль. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками.) Оценивает свои возможности на основе заданных критериев.

21,22

Игры с пословицами

Знать понятие «пословица поговорка». Уметь воспроизводить их и объяснять их смысл, создавать повествовательные тексты с использованием пословиц и поговорок. Составлять рассказ по теме индивидуально.

Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Рассуждает, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях в сотрудничестве с учителями или одноклассниками (по опорам). Устанавливает причину трудностей, которые не позволили достичь желаемого. Предлагает варианты по преодолению препятствий. Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме под руководством учителя.(П.)

Выделяет опорные слова. Восстанавливает деформированный план. Составляет план текста по памятке. Отличает главную информацию от второстепенной. Обнаруживает неточные факты, сведения, отсутствие информации. (К.)

Оценивает свои возможности на основе заданных критериев. Понимает чувства других людей, оказывает помощь.

23,24

Игротека

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Выделяет ориентиры и выбирает способ действия в новом учебном материале (под руководством учителя). Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями. Под руководством взрослого называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним. Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки объекта под руководством учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану). Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя. (П.)

Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя). Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов. Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками.) Оценивает свои возможности на основе заданных критериев.

25,26

И снова животные во фразеологизмах

Пользоваться фразеологическими словарями для решения различных языковых вопросов. Соблюдать нормы произношения, связи слов и их изменения. Соотносить фразеологизмы с их значением.уметь строить высказывания с использованием фразеологизмов.

Выбирает рациональные способы выполнения для получения одного и того же результата. Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Представляет при участии учителя изученный материал в виде устных сообщений, реферата, презентаций. Различает типы книг (изданий), виды информации (научная, познавательная) с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Решает задачи разными способами, выбирает рациональный способ решения задачи с помощью учителя. Осуществляет поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике. (П).

Задает напарнику вопросы по содержанию учебного материала. Выслушивает и выделяет точки зрения разных людей, сопоставляет основания этих точек зрения, обосновывает и доказывает собственное мнение. Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками.) Оценивает свои возможности на основе заданных критериев. Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести.

27,28

Кое-что о местоимении

Выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи. Правильно употреблять в речи личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов.

Выделяет ориентиры и выбирает способ действия в новом учебном материале (под руководством учителя). Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя. Выделяет специфические признаки группы однородных объектов. Объединяет объекты на основе специфических признаков. Переносит схожие свойства с одних объектов на другие. Выбирает аспект анализа из предложенных вариантов, определяет цель анализа объекта. Осуществляет синтез, достраивая и восполняя недостающие компоненты.( П.) Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя). Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов. Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками). Ориентируется на значимость учения для получения профессии.

29,30

Познакомимся поближе с наречием и числительным

Определять принадлежность слова к той или иной части речи. Ставить слова изучаемых частей речи в указанную форму, находить формы слов в текстах. Устанавливать связи слов, изменять слова, конструировать предложения. Обнаруживать и устранять ошибки в образовании и использовании форм слов.

Выделяет ориентиры и выбирает способ действия в новом учебном материале (под руководством учителя). Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями. Под руководством взрослого называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним. Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей или процессов, определяет компоненты объекта (составляющие части) и их отношения друг с другом (с одноклассниками).( П.

Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя). Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов. Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками). Ориентируется на значимость учения для получения профессии.

31,32

Игротека

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Выделяет ориентиры и выбирает способ действия в новом учебном материале (под руководством учителя). Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями. Под руководством взрослого называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним. Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки объекта под руководством учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану). Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя. (П.)

Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя). Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов. Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками.) Оценивает свои возможности на основе заданных критериев.

33,34

Состав слова. Основа слова. Формы слова

Различать формы одного слова и однокоренные слова. Владеть для этого определённым способом действия.


Формулирует познавательную цель под руководством взрослого, различая, что известно и неизвестно. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р)

Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя. Рассуждает, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях в сотрудничестве с учителями или одноклассниками (по опорам). Выделяет специфические признаки группы однородных объектов. Объединяет объекты на основе специфических признаков. (П.)

Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя). Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов. Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками). Ориентируется на значимость учения для получения профессии.

35,36

Про корень и окончание

Различать формы одного слова и однокоренные слова. Владеть для этого определённым способом действия.


Формулирует познавательную цель под руководством взрослого, различая, что известно и неизвестно. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р)

Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя. Рассуждает, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях в сотрудничестве с учителями или одноклассниками (по опорам). Выделяет специфические признаки группы однородных объектов. Объединяет объекты на основе специфических признаков. (П.)

Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя). Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов. Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками). Ориентируется на значимость учения для получения профессии.

37,38

Про суффикс и приставку

39,40

Игротека

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Выделяет ориентиры и выбирает способ действия в новом учебном материале (под руководством учителя). Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями. Под руководством взрослого называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним. Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки объекта под руководством учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану). Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя. (П.)

Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя). Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов. Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками.) Оценивает свои возможности на основе заданных критериев.

41,42

Непроизносимые согласные

Обнаруживать орфограммы по освоенным признакам (на слух и при зрительном восприятии текста); определять разновидности орфограмм; разграничивать орфограммы на изученные и неизученные правила; пользоваться приёмом письма с «окошками». Применять изученные правила, выполняя необходимые способы действия; пользоваться орфографическим словарём учебника. Проверять написанное и вносить коррективы. Списывать и писать под диктовку.

Осуществляет пошаговый и итоговый контроль действий, сравнивая способ его выполнения и результат с эталоном (проговаривая в паре или группе). Корректирует действие по ходу выполнения на основе его соотнесения со схемой действия. Оценивает учебные действия при выполнении поставленных задач, следуя установленным критериям. (Р.)

Использует алгоритмы, схемы, памятки, таблицы для решения задач по рекомендации учителя. Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки объекта под руководством учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану).Составляет целое (алгоритм, план, схему, модель и т.п.) из частей. (П.)

Определяет цель и составляет план совместной работы, распределяет задания в паре, группе. Оценивает действия партнера на основе заданных критериев. Сопоставляет разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. (К.)

Оценивает свои возможности на основе заданных критериев.

Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести.


43,44

Учимся различать приставку и предлог

Владеть понятием «однокоренные слова»; образовывать однокоренные слова, анализировать их строение и значение, соотносить их. Выделять в словах основу и окончание, различать значения, которые они вносят.

Осуществляет пошаговый и итоговый контроль действий, сравнивая способ его выполнения и результат с эталоном (проговаривая в паре или группе). Корректирует с помощью взрослого план и способ действия. Корректирует действие по ходу выполнения на основе его соотнесения со схемой действия. (Р.)

Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя. Устанавливает и объясняет причинно-следственные связи и зависимости (отношения) в изучаемом круге явлений с опорой на вопросы, схемы, алгоритмы. Рассуждает, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях в сотрудничестве с учителями или одноклассниками (по опорам).(П.)

Задает напарнику вопросы по содержанию учебного материала. Выслушивает и выделяет точки зрения разных людей, сопоставляет основания этих точек зрения, обосновывает и доказывает собственное мнение. Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности. (К.)

Самостоятельно выполняет поручения учителя, проявляя инициативу.

Оценивает свои возможности на основе заданных критериев.


45,46

Учимся писать не с глаголами

Обнаруживать орфограммы по освоенным признакам (на слух и при зрительном восприятии текста); определять разновидности орфограмм; разграничивать орфограммы на изученные и неизученные правила; пользоваться приёмом письма с «окошками». Применять изученные правила, выполняя необходимые способы действия; пользоваться орфографическим словарём учебника. Проверять написанное и вносить коррективы. Списывать и писать под диктовку.

Осуществляет пошаговый и итоговый контроль действий, сравнивая способ его выполнения и результат с эталоном (проговаривая в паре или группе). Корректирует действие по ходу выполнения на основе его соотнесения со схемой действия. Оценивает учебные действия при выполнении поставленных задач, следуя установленным критериям. (Р.)

Использует алгоритмы, схемы, памятки, таблицы для решения задач по рекомендации учителя. Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки объекта под руководством учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану).Составляет целое (алгоритм, план, схему, модель и т.п.) из частей. (П.)

Определяет цель и составляет план совместной работы, распределяет задания в паре, группе. Оценивает действия партнера на основе заданных критериев. Сопоставляет разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. (К.)

Оценивает свои возможности на основе заданных критериев.

Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести.


47,48

Игротека

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Выделяет ориентиры и выбирает способ действия в новом учебном материале (под руководством учителя). Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями. Под руководством взрослого называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним. Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки объекта под руководством учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану). Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя. (П.)

Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя). Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов. Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками.) Оценивает свои возможности на основе заданных критериев.

49,50

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Выделяет ориентиры и выбирает способ действия в новом учебном материале (под руководством учителя). Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями. Под руководством взрослого называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним. Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки объекта под руководством учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану). Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя. (П.)

Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя). Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов. Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками.) Оценивает свои возможности на основе заданных критериев.

51,52

Его величество Ударение

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности

53,54

Поговорим о падежах

Уметь распознавать род и падеж имён существительных и имён прилагательных. Знать план морфологического разбора имён существительных и прилагательных. Уметь анализировать их как часть речи.

Определяет причины успешности и неуспешности в деятельности, сопоставляя совместно со сверстниками её цель, ход и результат. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками).Осуществляет пошаговый и итоговый контроль действий, сравнивая способ его выполнения и результат с эталоном (проговаривая в паре или группе). (Р.)

Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями. Под руководством взрослого называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним. Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей или процессов, определяет компоненты объекта (составляющие части) и их отношения друг с другом (с одноклассниками). Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки объекта под руководством учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану). (П.)

Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя). Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов. Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками.) Оценивает свои возможности на основе заданных критериев.

55,56

Игротека

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Выделяет ориентиры и выбирает способ действия в новом учебном материале (под руководством учителя). Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями. Под руководством взрослого называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним. Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки объекта под руководством учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану). Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя. (П.)

Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя). Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов. Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками.) Оценивает свои возможности на основе заданных критериев.

57,58

Сложные слова

Владеть понятием «сложные слова»; образовывать сложныеслова, анализировать их строение и значение, соотносить их. Выделять в словах основу и корень, различать значения, которые они вносят.

Осуществляет пошаговый и итоговый контроль действий, сравнивая способ его выполнения и результат с эталоном (проговаривая в паре или группе). Корректирует с помощью взрослого план и способ действия. Корректирует действие по ходу выполнения на основе его соотнесения со схемой действия. (Р.)

Использует алгоритмы, схемы, памятки, таблицы для решения задач по рекомендации учителя. (П.)

Формулирует и высказывает собственное мнение и позицию. Принимает выработанные нормы и правила порядка работы в паре и группе. Различает разные позиции партнеров по общению и деятельности (руководителя группы, проверяющего, консультанта и т.п.).(К.)

Сопоставляет самооценку и оценку другими себя на основе критериев успешности учебной деятельности.

Создает со сверстниками правила поведения в различных ситуацияхи выполняет их.


59,60

От архаизмов до неологизмов

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников. Различать слова по значению, объяснять значения слов, выбирать наиболее точные.


Организует рабочее место в соответствии с заданной целью. Формулирует познавательную цель под руководством взрослого, различая, что известно и неизвестно. Преобразует практическую задачу в познавательную. (Р.)

Использует алгоритмы, схемы, памятки, таблицы для решения задач по рекомендации учителя. Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей или процессов, определяет компоненты объекта (составляющие части) и их отношения друг с другом (с одноклассниками). (П.)

Формулирует и высказывает собственное мнение и позицию. Принимает выработанные нормы и правила порядка работы в паре и группе. Различает разные позиции партнеров по общению и деятельности (руководителя группы, проверяющего, консультанта и т.п.) (К.)

Выполняет правила поведения школьника.

Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести.

61,62

По страницам энциклопедий

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников. Различать слова по значению, объяснять значения слов, выбирать наиболее точные.

Отличать текст от набора предложений, определять его тему и главную мысль, редактировать текст, дополнять его с учётом основной мысли.

Организует рабочее место в соответствии с заданной целью. Формулирует познавательную цель под руководством взрослого, различая, что известно и неизвестно. Преобразует практическую задачу в познавательную. (Р.)

Использует алгоритмы, схемы, памятки, таблицы для решения задач по рекомендации учителя. Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей или процессов, определяет компоненты объекта (составляющие части) и их отношения друг с другом (с одноклассниками). (П.)

Формулирует и высказывает собственное мнение и позицию. Принимает выработанные нормы и правила порядка работы в паре и группе. Различает разные позиции партнеров по общению и деятельности (руководителя группы, проверяющего, консультанта и т.п.) (К.)

Выполняет правила поведения школьника.

Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести.

63,64

Игротека

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Выделяет ориентиры и выбирает способ действия в новом учебном материале (под руководством учителя). Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями. Под руководством взрослого называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним. Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки объекта под руководством учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану). Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя. (П.)

Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя). Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов. Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками.) Оценивает свои возможности на основе заданных критериев.

65,66

Повторяем…

Систематизировать, проверять и оценивать приобретённые умения по различным разделам курса. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, пользоваться различными словарями и справочными материалами учебника.

Формулирует познавательную цель под руководством взрослого, различая, что известно и неизвестно. Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению (с одноклассниками). Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Составляет целое (алгоритм, план, схему, модель и т.п.) из частей. Устанавливает и объясняет причинно-следственные связи и зависимости (отношения) в изучаемом круге явлений с опорой на вопросы, схемы, алгоритмы. Рассуждает, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях в сотрудничестве с учителями или одноклассниками (по опорам).(П.)

Определяет цель и составляет план совместной работы, распределяет задания в паре, группе. Оценивает действия партнера на основе заданных критериев. Задает вопросы собеседнику на понимание его действий и строит понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер знает и понимает. (К.)

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам и способам решения новой задачи (совместно со сверстниками). Ориентируется на значимость учения для получения профессии.

67,68

Готовимся к конкурсу «Грамотей»

Систематизировать, проверять и оценивать приобретённые умения по различным разделам курса. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, пользоваться различными словарями и справочными материалами учебника.

Организует рабочее место в соответствии с заданной целью. Формулирует познавательную цель под руководством взрослого, различая, что известно и неизвестно. Преобразует практическую задачу в познавательную. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя или совместно с одноклассниками). (Р.)

Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями. Представляет при участии учителя изученный материал в виде устных сообщений, реферата, презентаций. Различает типы книг (изданий), виды информации (научная, познавательная) с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Осуществляет поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике. Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме под руководством учителя. (П.)

Извлекает информацию, представленную в неявном виде, по наводящим вопросам. Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя). Отвечает на вопросы по содержанию услышанного. (К.)

Удерживает статус школьника, осознает значимость учения, учится с опорой на внешние и внутренние мотивы, объясняет свои мотивы. Ориентируется на значимость учения для получения профессии. Регулирует свое эмоциональное состояние.



Средства и материалы, необходимые для реализации программы


  1. Банк дидактических игр, грамматических сказок, художественных текстов;

  2. Аудиоматериалы;

  3. Занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки);

  4. Мультимедиа;

  5. Подборка схем, таблиц, иллюстраций и т.д.;

  6. Толковые словари;

  7. Справочники;

  8. Этимологические словари.


Список литературы для учителя:

  1. Введенская, Л.А. и Саакьян, Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: «Просвещение», 1971. – 144 с.

  2. Волина, В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.

  3. Волина, В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.

  4. Гизатуллина, Д.Х Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. – СПб: «Детство-пресс», 2000. – 96 с.

  5. Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.

  6. Полякова, А.В. Творческие задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. – Самара: «СамВен», 1992. – 120 с.

  7. Скороговорки, тараторки, запоминалки. Пособие для учителя. Составители: Бойкова Н.В., Гришина, В.Н. – Новокузнецк: редакционно-издательский кабинет НГИУУ, 1994. – 54 с.

  8. Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.

  9. Начальная школа №12, 2010. Ставская, Г.М. «Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся», с.30.

  10. Начальная школа №1, 2013. Емелина, А.В. «Как знакомить младших школьников с историзмами и архаизмами», с.38.