ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
–достижение такого состояния, когда соблюдать закон выгоднее, чем его нарушать; повышение правовой культуры населения;
– усилить контроль за исполнением уже принятых законов;
– устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты;
- превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, содействующий становлению правопорядка
В Конституции РФ сказано, что Россия – правовое государство.
Б. – 3 Политическая система, её структура и функции
Политическая система – это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.
Выделяется 5 структурных элементов, которые называются подсистемами.
Структуры политической системы:
-
институциональная подсистема; -
нормативная подсистема; -
культурно-идеологическая подсистема; -
функциональная подсистема; -
коммуникативная подсистема
Наименование подсистемы | Её сущность |
Институциональная | Включает:
Это главный институт политической системы.
|
Нормативная | Включает:
Воплощены в различных источниках (конституциях, законах, партийных программах, уставах политических объединений. |
Культурно-идеологическая | Охватывает:
|
коммуникативная | Совокупность связей и взаимодействий: - между подсистемами политической системы; - между политической системой и другими подсистемами; - между политическими системами различных стран. |
функциональная | Охватывает:
|
Функции политической системы
-
определение целей, задач, путей развития общества; -
организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ; -
распределение материальных и духовных ценностей; -
формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности; -
согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей; -
обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя; -
разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе; -
контроль за выполнением законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
Механизм формирования и функционирования власти в обществе
Взаимодействие политической системы со средой
-
воздействие общества на политическую систему через импульсы, побуждающие политическую систему реагировать на них
-
воздействие политической системы на общество через решения, осуществление мер по их претворению в жизнь.
Б. – 4 Молодежь как социальная группа, особенности
молодежной субкультуры
Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г.
В. Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».
Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна. Это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально-ответственного поведения.
Особенности социального положения молодежи:
-
переходность положения; -
высокий уровень мобильности; -
освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса; -
активный поиск своего места в жизни; -
перспективы в профессиональном и карьерном плане; -
формирование устойчивой системы ценностей; -
становление самосознания и формирование социального статуса личности; -
критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения; -
стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход от него; -
неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности; -
стремление выделиться, отличаться от остальных; -
существование молодежной субкультуры.
Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих факторов – семьи, школы, трудового коллектива, СМИ, молодёжных организаций и стихийных групп.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, для которых характерно:
-
возникают на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; -
самоорганизация и независимость от официальных структур; -
обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, нацеленные на самоутверждение, обретение социального статуса, защищенности, престижной самооценки; -
относительная устойчивость, иерархия среди членов группы; -
атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
Классификация молодежных групп и движений (на основе их самодеятельности)
Наименование типа | Характеристика |
Агрессивная самодеятельность | - примитивные представления об иерархии ценностей, основанные на культе лиц; - примитивизм и наглядность самоутверждения; - популярна среди подростов и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития |
Эпатажная самодеятельность | - базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям в материальной и духовной сфере; - вызов агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы заметили (панкстиль) |
Альтернативная самодеятельность | - базируется на выработке противоречащих общепринятым моделям поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и др.) |
Социальная самодеятельность | - направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и др.) |
Политическая самодеятельность | - направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы |
Ускорение темпов развития общества обуславливают возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и совершенствуется сама.
(субкультуры) на отдельном листе
Б. – 5 Понятие истины, ее критерии
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?»
Существуют различные трактовки понятия «истина».
Истина – это:
-
соответствие мыслей, знаний человека окружающей действительности;
-
соответствие полученных знаний содержанию объекта познания; -
полезность полученного знания для практики; -
то, что подтверждено опытом
Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Характерной чертой истины является наличие в ней субъективной и объективной сторон.
Объективная сторона показывает нам истину там, где содержание от нас не зависит, т. к. оно существует в объективной реальности.
Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, т. к. при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Виды истин:
-
Абсолютная истина – полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. -
Относительная истина – это неполное, неточное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек на данном этапе своего развития. -
Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Философы выделяют другие виды истин:
-
обыденную (повседневную); -
научную; -
нравственную; -
художественную и др.
В истории развития философской мысли вопрос о критерии истины решался по-разному. Выдвигались различные критерии истины:
-
ясность и отчетливость представления; -
внутренняя согласованность и непротиворечивость знания; -
простота, полезность; -
чувства; -
общезначимость и общепризнанность; -
практика, т.е. активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.
Процесс открытия истины – долгий процесс. Истины могут формироваться десятилетиями и даже столетиями. Истина как процесс находится в постоянном развитии. Вместе с ней развивается и практика, которая является надежным критерием установления истины.
Б. 6 Культура и духовная жизнь
Культура (в широком смысле) - исторически обусловленный комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Культура (в узком смысле) – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Культура (деление условно)
Материальная культура | Духовная культура |
связана с производством и освоением предметов и явлений мира, с изменением физической природы человека:
| совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению:
-возникает на основе практической деятельности |
зависят от потребностей общества и человека. |
Основные функции культуры
Наименование функции | Её содержание |
Познавательная | формирование целостного представления о народе, стране, эпохе |
Оценочная | дифференциация ценностей, обогащение традиций |
Регулятивная (нормативная) | формирование системы норм и требований общества ко всем людям во всех сферах жизни общества (нормы морали, права, поведения) |
Информативная | передача и обмен знаниями, ценностями, опытом поколений |
Коммуникативная | сохранение, передача, тиражирование культурных ценностей, развитие и совершенствование личности через общение |
Социализация | усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению; самосовершенствование |
Элементы духовной сферы жизни общества
Мораль | Наука | Искусство | Религия | Право |
Духовная жизнь охватывает нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое и правовое сознание |
Структура духовной жизни общества
духовные потребности | духовная деятельность (духовное производство) | духовные ценности (блага) | |
объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности | производство сознания в особой форме, осуществляемое специализированными группами, занятыми квалифицированным трудом | - идеи, теории, духовные ценности; - духовные общественные связи; - сам человек как существо духовное | |
Социализация личности | Цель: воспроизводство общественного сознания в его целостности (наука, искусство, религия) | Особенности: - продукт: реальные образования; - всеобщий характер потребления | |
Основные формы | |||
Элитарная | Народная | Массовая | |
создается привилегированной частью общества, либо по заказу профессиональными творцами | создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) | концертная, эстрадная музыка, поп-культура, китч без различения классов, наций… | |
Разновидности культуры | |||
Субкультура | Контркультура | ||
часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе:
профессиональные:
досуговые:
религиозные этнические криминальные | -оппозиция или альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре:
|
Влияние