Файл: Б. 1 Гражданское общество.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принципы демократического избирательного права


Принцип равенства

- кандидаты имеют равные права;

- каждый депутат представляет равное число граждан;

- равные финансовые и прочие возможности кандидатов;

- одинаковая степень влияния избирателей на общий результат выборов

Принцип всеобщности

- любой дееспособный гражданин имеет право быть избранным и избираемым;

- 2 основных ценза: возраст и гражданство (только граждане РФ)

Принцип тайного голосования

- тайна голосования;

- исключение возможности давления на избирателя


Принцип непосредственности

- голосование непосредственно за депутата

Принцип состязательности

- выборы проводятся на альтернативной основе (существует возможность выбора);

- в России введен лишь в 1993 году


Принцип гласности

- общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательном участке


Принцип свободы выборов

- любой гражданин участвует в выборах добровольно;

- никто не вправе оказывать давление


Принцип ограничения срока выборов

- выборы нельзя откладывать или переносить без веских причин, предусмотренных законодательством


Типы избирательных систем


Тип избирательной системы

Его сущность

Достоинства

Недостатки

Мажоритарная система

- кандидат считается избранным, если он набрал установленное законом большинство голосов.

Относительное большинство: победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Число набранных голосов может быть менее 50 %
- применяется в Индии, Канаде, США.

Абсолютное большинство:

- Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т.е. 50 % +1 голос;
- применяется при выборах Президента в России, Франции.


- устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа;
- обеспечивает партии – победителю значительное большинство мест в парламенте, что позволяет формировать устойчивое правительство

- получившие незначительное меньшинство, могут быть не представлены во властных структурах;
- нерезультативность выборов может привести к повторным выборам;
- практически исключает возможность победы на выборах маленькой партии

Пропорциональ-

ная система

- система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах;
- применяется при выборах депутатов гос. думы, при выборах в Израиле, Италии и др.


- представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства;
- является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий

- избранные по партийным спискам депутаты ответственны перед самой партией;
- избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве им не знакомы;
- появление в парламенте множества мелких партий, которые могут препятствовать принятию нужных решений

Мажоритарно-пропорциональ-

ная система

- часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, другая часть – пропорциональной системой;
- введение нижнего предела препятствует прохождению в парламент мелких партий;
- выборы в РФ проходят по мажоритарной системе: выборы Президента РФ и по пропорциональной системе: выборы в гос. Думу


- формируется представительный парламент

- благоприятна для крупных столичных партий;
- партии в полном объеме не отражают интересы своих избирателей


Избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.

Б. – 14 Право в системе социальных норм
Деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм.

Социальные нормы – это правила и образцы поведения людей в обществе, установленные и одобряемые всем обществом.

Существуют различные квалификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации.

По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм:


  • нормы морали

  • нормы обычаев

  • корпоративные нормы

  • религиозные нормы

  • правовые нормы


Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения – экономические, политические, социально-культурные. В отличие от иных социальных норм, нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

Нормы права становятся обязательными и формально определёнными только в результате деятельности государства. Государство гарантирует реализацию права, охраняет его от нарушений.

Формирование права шло несколькими путями:

  • Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению.

  • Во-вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации.

  • В-третьих, государство само создавало право путём издания специальных нормативных актов.

Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность.

Функции права:

  • право оформляет структуру государства;

  • регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме;

  • закрепляет форму правления государства, форму государственного устройства и политический режим;

  • определяет организацию госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.

  • регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму;

  • право закрепляет интересы наций и народностей;

  • право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом;


ни одна из внутренних и внешних функций государства (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права. (Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция государства, тем успешнее она может быть выполнена);

  • право воздействует на государство и отдельные личности, а государство воздействует на граждан через право и в пределах правовых требований.

  • посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.

  • право делает законным государственное принуждение, определяя основания, пределы и формы государственного принуждения.

Прежде всего, эти права и интересы закреплены в законе.

В правовом государстве универсальный способ защиты прав личности – обращение в суд. Конституция РФ гарантировала каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе и права на образование.

Итак, государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Исторический опыт убеждает, что отказ от использования права всегда влечет за собой серьезные экономические, политические и нравственные последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя.

Право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

  • В юридической науке понятие «право» используется в двух значениях: объективное право – совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм;

  • субъективное право – право, принадлежащее конкретному лицу.

Признаки права

1. Общеобязательность - право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории данного государства. Это положение закреплено в Конституции РФ (п. 2 ст. 15): «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

2. Формальная определенность правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах. Конституция РФ (п. 3 ст. 15) устанавливает: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы специально для всеобщего сведения».

3. Обеспечение выполнения норм права принудительной силой государства. Если требования правовых норм не выполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их исполнения. При этом к нарушителям норм права компетентные государственные органы могут применить меры юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) и обеспечить таким образом исполнение требований, установленных нормами права.
Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения.

В практической деятельности государственных органов право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. Право, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.

Б. – 15

Политические режимы: демократия, тоталитаризм

Политический режим – способ реализации власти, характер взаимосвязи власти и человека.

Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления

государственной власти, зависящая от типа государственного устройства общества.
Политический режим


определяется

обеспечивает

- уровнем развития общественно-политических процессов;

- структурой правящей элиты;

- состоянием отношений с бюрократическим аппаратом;

- уровнем развития общественно-политических традиций;

- существующим политическим сознанием

в обществе и поведением

- стабильность политической власти;

- достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты;

- управляемость обществом;

- направленность политических отношений


Виды политических режимов:

  • демократический,

  • авторитарный,

  • тоталитарный.

Демократияполитический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел, наделение его многими правами и свободами.

Признаки демократии:

  • народовластие,

  • правило большинства (решения принимаются большинством голосов),

  • гарантии основных прав и свобод человека;

  • многопартийность, права меньшинств, легальность оппозиций; политический плюрализм

  • свободные и честные выборы,

  • равенство всех перед законом,

  • справедливое судопроизводство, разрешено все, что не противоречит закону

  • конституционные ограничения правительства,

  • терпимость, сотрудничество, компромисс,

  • правовое государство, принцип разделения властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения

  • смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер.



Формы демократии: прямая, представительная, государственная, негосударственная (трудовые коллективы, партии…)

Тоталитаризмполитический режим, который стремится к установлению абсолютного контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества.

Признаки тоталитарного режима:

  • единая массовая партия;

  • культ вождя (Сталин, Гитлер);

  • отсутствие разделения властей;

  • единственная, обязательная, официальная разделяемая всеми идеология;

  • монополия на СМИ;

  • осуществление тайного политического сыска;

  • опора власти на карательные органы, репрессии;

  • запрет оппозиции, запрещено все, что не разрешено законом;

  • внешнеполитическая агрессивность;

  • тоталитарный (абсолютный) контроль над всеми сторонами жизни;

  • степень свободы крайне низкая; люди совершенно беззащитны перед произволом властей, закон защищает не личность, а государство;

  • жесткая производственная дисциплина, государственное планирование в сфере экономики

Примеры: германский фашизм, итальянский национализм, большевизм до сер. 50-х годов, кампучийский коммунизм Пол-Пота, китайский маоизм.

Авторитарный политический режим неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но предоставляющая автономию личности.

Признаки авторитарного режима:

  • неограниченность власти;

  • минимальная система законов; права и свободы граждан ограничены;

  • опора на силу, на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь; преследование инакомыслящих;

  • общественный порядок поддерживается путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни

  • политическая элита назначается сверху, полномочия местных органов власти минимальны; происходящие в политической жизни процессы регламентированы властью. Отстаиваются интересы государства, а не личности;

  • население – объект политических манипуляций;

  • выборы проводятся нерегулярно, часто фальсифицируются;

  • СМИ отражает идеологию правящей верхушки;

  • государственный сектор уживается с рыночной экономикой;

  • доминирует официальная идеология

Авторитарные режимы могут существовать в форме: монархий, диктаторских режимов, военных хунт. К авторитарным относятся режимы, существующие сейчас в Ираке, Иране, Индонезии и других странах.