ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
массовой культуры на духовную жизнь общества
Б. - 7 Социальные институты общества
Социальный институт –это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
С помощью социальных институтов организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественных отношений.
Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля.
Характерные черты социального института:
Каждый социальный институт имеет:
Виды институтов:
- промышленные предприятия, фирмы, объединения и организации;
- деньги, обмен, собственность, хозяйственные отношения и др.
(обеспечивают воспроизводство и развитие членов общества);
- семья, дома семейного типа, отделы Загса, детские дома;
- образовательные учреждения разных типов (ясли и детские сады, школы,
колледжи, техникумы, лицеи, университеты, академии; учреждения
дополнительного образования и т.д.)
- органы государственной власти, политические партии и движения, суд, армия…
- дворцы культуры, клубы, концертные залы, театры, религиозные
организации о движения.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют деления на мелкие институты. Например, экономические институты включают множество устойчивых систем отношений – финансовые, производственные, маркетинговые, организационно – управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, выделяются институты парламентаризма, разделения властей и другие.
В социологии выделяют формальные и неформальные институты.
Неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, формальные институты жестко регламентируют поведение индивида.
Выделяются и так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например: криминальных структур).
В социальном управлении и контроле институты играют важную роль. Они определяют общество в целом. Любые общественные отношения осуществляются через изменения в социальных институтах.
Таким образом
, социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Б. – 8 Виды человеческих знаний. Научное познание
Знание – это результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного познания объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Знание употребляется в разных смыслах:
Виды знания
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Б. – 9 Правоотношения
Люди вступают в многообразные общественные отношения (экономические, политические, моральные, духовные и т.д.). Многие из них регулируются нормами права.
Правоотношения – это отношения между людьми, урегулированные нормами права. Нормы права воплощаются в жизнь именно с помощью правоотношений.
Признаки правоотношений:
Правоотношения обладают сложной структурой.
Структура правоотношений:
- конкретные действия по реализации прав и обязанностей участников;
-юридическая обязанность – необходимость должного поведения в интересах того лица, которое вправе это требовать;
- субъективное право – возможность субъекта по своему усмотрению совершать действия, закрепленные в нормативных актах.
В любом правоотношении должно быть не менее 2 субъектов. Условно выделяют индивидуальных и коллективных субъектов правоотношения
Основными субъектами правоотношений являются: физические лица и организации (юридические лица).
Чтобы стать участниками правоотношений, необходимо обладать определенными юридическими качествами: правоспособностью и дееспособностью.
Субъекты правоотношений
Позитивное | Негативное |
|
|
Б. - 7 Социальные институты общества
Социальный институт –это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
С помощью социальных институтов организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественных отношений.
Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля.
Характерные черты социального института:
-
организуют человеческую деятельность, в которой существует набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные типы поведения (школа: роли учителя и ученика, семья: родители и дети); -
он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества; -
институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов; -
социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания более или менее успешно выполняются; -
обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Каждый социальный институт имеет:
-
более или менее четко сформулированные цели своей деятельности; -
набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам; -
систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов; -
конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей.
Виды институтов:
-
Экономические институты (направлены на обеспечение жизнедеятельности индивида, общества, процесса производства и распределения благ и услуг)
- промышленные предприятия, фирмы, объединения и организации;
- деньги, обмен, собственность, хозяйственные отношения и др.
-
Институты семьи и образования
(обеспечивают воспроизводство и развитие членов общества);
- семья, дома семейного типа, отделы Загса, детские дома;
- образовательные учреждения разных типов (ясли и детские сады, школы,
колледжи, техникумы, лицеи, университеты, академии; учреждения
дополнительного образования и т.д.)
-
Политические институты (установление согласия между индивидами, социальными группами и коллективами)
- органы государственной власти, политические партии и движения, суд, армия…
-
Культурные институты (обеспечивают сохранение духовных ценностей)
- дворцы культуры, клубы, концертные залы, театры, религиозные
организации о движения.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют деления на мелкие институты. Например, экономические институты включают множество устойчивых систем отношений – финансовые, производственные, маркетинговые, организационно – управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, выделяются институты парламентаризма, разделения властей и другие.
В социологии выделяют формальные и неформальные институты.
Неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, формальные институты жестко регламентируют поведение индивида.
Выделяются и так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например: криминальных структур).
В социальном управлении и контроле институты играют важную роль. Они определяют общество в целом. Любые общественные отношения осуществляются через изменения в социальных институтах.
Таким образом
, социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Б. – 8 Виды человеческих знаний. Научное познание
Знание – это результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного познания объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Знание употребляется в разных смыслах:
-
как способности, умения, навыки; -
как познавательно значимая информация; -
как особая познавательная единица.
Виды знания
Житейское | - носит эмпирический характер; - основан на здравом смысле и обыденном сознании; - является основой для повседневного поведения людей, их взаимоотношений |
Научное | - основано на понимание действительности в её прошлом, настоящем, будущем; - достоверное обобщение фактов; - предвидение различных явлений |
Практическое | - овладение вещами; - преобразование мира |
Художественное | - целостное отображение мира и человека в нем; - строится на образе, а не на понятиях |
Рациональное | - отражение реальности в логических понятиях и категориях; - связано с рациональным мышлением |
Иррациональное | - предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля; аномальные явления, не подчиняющиеся законам логики и науки |
Личностное | Зависит от способностей субъектов и особенностей его интеллектуальной деятельности |
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
-
объективность получаемого знания; -
развитость понятийного аппарата (научные категории); -
рациональность (связь с непротиворечивостью, доказательностью, системностью); -
проверяемость; -
высокий уровень обобщения знаний; -
универсальность; -
использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Уровни научного познания | Эмпирический уровень – описание предметов и явлений, выявление объективных фактов со стороны их очевидных связей. | Теоретический уровень – выявление фундаментальных закономерностей, выявление скрытых, внутренних связей и отношений, объяснение изучаемых явлений |
Формы научного познания | на эмпирическом уровне: эмпирический факт, эмпирический закон | на теоретическом уровне: проблемы, гипотезы, научные теории, законы, принципы, идеи, концепции |
Методы научного познания | наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент, изменение, классификация, сравнение | метод гипотезы, формулирование научной теории |
универсальные методы анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация | ||
| Ф. Бэкон утверждал: «наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом» | Теория относительности Эйнштейна, разработка проблем, связанных с использованием лазера (Прохоров А.М., Басов Н.Г.), исследование проблем атомной энергии (Курчатовский институт) |
Б. – 9 Правоотношения
Люди вступают в многообразные общественные отношения (экономические, политические, моральные, духовные и т.д.). Многие из них регулируются нормами права.
Правоотношения – это отношения между людьми, урегулированные нормами права. Нормы права воплощаются в жизнь именно с помощью правоотношений.
Признаки правоотношений:
-
участники имеют взаимные права и обязанности. Интересы одного участника могут быть реализованы лишь посредством другого;
-
индивидуализированность субъектов, строгая определенность их взаимного поведения, определение границ их прав и обязанностей;
-
сознательно-волевой характер отношений. Они складываются на основе норм права, в которых закрепляется воля государства и часть правовых отношений возникает, изменяется и прекращается по воле самих субъектов права;
-
гарантируются государством и охраняются его принудительной силой.
Правоотношения обладают сложной структурой.
Структура правоотношений:
-
субъект правоотношения – участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями; -
объект правоотношения – это то, по поводу чего возникают правоотношения: вещи, ценные бумаги, иное имущество; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага; -
содержание правоотношения:
- конкретные действия по реализации прав и обязанностей участников;
-юридическая обязанность – необходимость должного поведения в интересах того лица, которое вправе это требовать;
- субъективное право – возможность субъекта по своему усмотрению совершать действия, закрепленные в нормативных актах.
В любом правоотношении должно быть не менее 2 субъектов. Условно выделяют индивидуальных и коллективных субъектов правоотношения
Индивидуальные субъекты | Коллективные субъекты |
- иностранцы; - лица без гражданства; - лица с двойным гражданством | - государство; - государственные образования; - территориальные единицы; - государственные органы и учреждения; - негосударственные организации |
Основными субъектами правоотношений являются: физические лица и организации (юридические лица).
Чтобы стать участниками правоотношений, необходимо обладать определенными юридическими качествами: правоспособностью и дееспособностью.
Субъекты правоотношений
Юридические качества, необходимые для субъектов правоотношений | Субъекты правоотношений | |
Физические лица | Юридические лица | |
| - граждане; - иностранцы; - лица без гражданства | - государство; - государственные органы; - общественные организации; - хозяйственные объединения |
Правоспособность – способность обладать правами и нести юридические обязанности | возникает с момента рождения и заканчивается со смертью | возникает с момента их образования (регистрации либо утверждения положения о них) |
Дееспособность – способность своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности | возникает с момента достижения определенного возраста: - полная дееспособность – с 18 лет. Исключение: - привлечение гражданина к уголовной ответственности с 16 лет, по некоторым видам преступлений – с 14 лет; - нарушение психического состояния | возникает с момента их образования (регистрации) |