Файл: Б. 1 Гражданское общество.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное

Негативное

  • утверждает простые и понятные представления о мире людей, взаимоотношениях, образе жизни;

  • позволяет лучше ориентироваться в современном мире;

  • её произведения обращены непосредственно у читателю, слушателям, зрителю;

  • учитывают запросы, потребности многих людей;

  • отличительная черта – демократичность;

  • имеет свои вершины (высокое искусство): литературные, музыкальные, кинематографические и т.д.




  • снижает общую планку духовной культуры общества, т.к.потакает невзыскательным вкусам «массового человека»;

  • ведет к стандартизации образа жизни, образа мыслей миллионов людей;

  • рассчитана на пассивное потребление;

  • насаждает мифы в сознании людей (миф простого парня, миф Золушки);

  • формирует искусственные потребности через массовую рекламу;

  • навязывает представления и предпочтения через современные СМИ

Б. - 7 Социальные институты общества

Социальный институт –это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.

С помощью социальных институтов организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественных отношений.

Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля.

Характерные черты социального института:

  • организуют человеческую деятельность, в которой существует набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные типы поведения (школа: роли учителя и ученика, семья: родители и дети);

  • он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

  • институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

  • социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания более или менее успешно выполняются;

  • обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.


Каждый социальный институт имеет:

  • более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

  • набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

  • систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

  • конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей.

Виды институтов:

  • Экономические институты (направлены на обеспечение жизнедеятельности индивида, общества, процесса производства и распределения благ и услуг)

- промышленные предприятия, фирмы, объединения и организации;

- деньги, обмен, собственность, хозяйственные отношения и др.

  • Институты семьи и образования

(обеспечивают воспроизводство и развитие членов общества);

- семья, дома семейного типа, отделы Загса, детские дома;

- образовательные учреждения разных типов (ясли и детские сады, школы,

колледжи, техникумы, лицеи, университеты, академии; учреждения

дополнительного образования и т.д.)

  • Политические институты (установление согласия между индивидами, социальными группами и коллективами)

- органы государственной власти, политические партии и движения, суд, армия…

  • Культурные институты (обеспечивают сохранение духовных ценностей)

- дворцы культуры, клубы, концертные залы, театры, религиозные

организации о движения.

Внутри фундаментальных социальных институтов существуют деления на мелкие институты. Например, экономические институты включают множество устойчивых систем отношений – финансовые, производственные, маркетинговые, организационно – управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, выделяются институты парламентаризма, разделения властей и другие.

В социологии выделяют формальные и неформальные институты.

Неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, формальные институты жестко регламентируют поведение индивида.

Выделяются и так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например: криминальных структур).

В социальном управлении и контроле институты играют важную роль. Они определяют общество в целом. Любые общественные отношения осуществляются через изменения в социальных институтах.
Таким образом

, социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Б. – 8 Виды человеческих знаний. Научное познание

Знание – это результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного познания объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Знание употребляется в разных смыслах:

  • как способности, умения, навыки;

  • как познавательно значимая информация;

  • как особая познавательная единица.

Виды знания

Житейское

- носит эмпирический характер;

- основан на здравом смысле и обыденном сознании;

- является основой для повседневного поведения людей, их взаимоотношений

Научное

- основано на понимание действительности в её прошлом, настоящем, будущем;

- достоверное обобщение фактов;

- предвидение различных явлений

Практическое

- овладение вещами;

- преобразование мира

Художественное

- целостное отображение мира и человека в нем;

- строится на образе, а не на понятиях

Рациональное

- отражение реальности в логических понятиях и категориях;

- связано с рациональным мышлением

Иррациональное

- предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля; аномальные явления, не подчиняющиеся законам логики и науки

Личностное

Зависит от способностей субъектов и особенностей его интеллектуальной деятельности


Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

  • объективность получаемого знания;

  • развитость понятийного аппарата (научные категории);

  • рациональность (связь с непротиворечивостью, доказательностью, системностью);

  • проверяемость;

  • высокий уровень обобщения знаний;

  • универсальность;

  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.


Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.


Уровни научного познания

Эмпирический уровеньописание предметов и явлений, выявление объективных фактов со стороны их очевидных связей.


Теоретический уровень – выявление фундаментальных закономерностей, выявление скрытых, внутренних связей и отношений, объяснение изучаемых явлений

Формы научного познания

на эмпирическом уровне: эмпирический факт, эмпирический закон

на теоретическом уровне: проблемы, гипотезы, научные теории, законы, принципы, идеи, концепции

Методы научного познания

наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент, изменение, классификация, сравнение

метод гипотезы, формулирование научной теории


универсальные методы

анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация




Ф. Бэкон утверждал: «наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом»

Теория относительности Эйнштейна, разработка проблем, связанных с использованием лазера (Прохоров А.М., Басов Н.Г.),

исследование проблем атомной энергии (Курчатовский институт)


Б. – 9 Правоотношения

Люди вступают в многообразные общественные отношения (экономические, политические, моральные, духовные и т.д.). Многие из них регулируются нормами права.

Правоотношения – это отношения между людьми, урегулированные нормами права. Нормы права воплощаются в жизнь именно с помощью правоотношений.

Признаки правоотношений:

  • участники имеют взаимные права и обязанности. Интересы одного участника могут быть реализованы лишь посредством другого;




  • индивидуализированность субъектов, строгая определенность их взаимного поведения, определение границ их прав и обязанностей;





  • сознательно-волевой характер отношений. Они складываются на основе норм права, в которых закрепляется воля государства и часть правовых отношений возникает, изменяется и прекращается по воле самих субъектов права;



  • гарантируются государством и охраняются его принудительной силой.


Правоотношения обладают сложной структурой.
Структура правоотношений:

  • субъект правоотношения – участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями;

  • объект правоотношения – это то, по поводу чего возникают правоотношения: вещи, ценные бумаги, иное имущество; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага;

  • содержание правоотношения:

- конкретные действия по реализации прав и обязанностей участников;

-юридическая обязанность – необходимость должного поведения в интересах того лица, которое вправе это требовать;

- субъективное право – возможность субъекта по своему усмотрению совершать действия, закрепленные в нормативных актах.

В любом правоотношении должно быть не менее 2 субъектов. Условно выделяют индивидуальных и коллективных субъектов правоотношения


Индивидуальные субъекты

Коллективные субъекты

- иностранцы;

- лица без гражданства;

- лица с двойным гражданством

- государство;

- государственные образования;

- территориальные единицы;

- государственные органы и учреждения;

- негосударственные организации


Основными субъектами правоотношений являются: физические лица и организации (юридические лица).
Чтобы стать участниками правоотношений, необходимо обладать определенными юридическими качествами: правоспособностью и дееспособностью.
Субъекты правоотношений


Юридические качества, необходимые для субъектов правоотношений

Субъекты правоотношений

Физические лица

Юридические лица




- граждане;

- иностранцы;

- лица без гражданства

- государство;

- государственные органы;

- общественные организации;

- хозяйственные объединения

Правоспособность – способность обладать правами и нести юридические обязанности

возникает с момента рождения и заканчивается со смертью

возникает с момента их образования (регистрации либо утверждения положения о них)

Дееспособность – способность своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности

возникает с момента достижения определенного возраста:

- полная дееспособность – с 18 лет. Исключение:

- привлечение гражданина к уголовной ответственности с 16 лет, по некоторым видам преступлений – с 14 лет;

- нарушение психического состояния

возникает с момента их образования (регистрации)