Файл: Проблемы коррупции в бизнесе (ук3 З1 ук5 З1 ук11 З1, З2).docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
при поступлении на работу, менеджер принимает на себя этическое и правовое обязательство не разглашать конфиденциальную или представляющую коммерческую тайну информацию, даже если в дальнейшем он примет решение уйти из фирмы. Аналогичным образом, если он ранее работал в иной организации, то должен осознавать, что не имеет права разглашать конфиденциальную информацию предыдущего работодателя.
менеджер фирмы должен с полной отдачей работать на ее благо. Неэтично иметь посторонние деловые интересы, которые отвлекали бы существенную часть времени или внимания от выполнения должностных обязанностей в фирме или каким-либо иным образом отрицательно сказывались на деятельности фирмы.
каждый менеджер обязан избегать внешних финансовых или иных связей, которые могли бы отрицательно сказаться на интересах фирмы, создать раздвоенность в его отношении к компании или ее интересам и препятствовать эффективному выполнению им служебных обязанностей, а также стать причиной возникновения конфликта интересов.
ни при каких обстоятельствах не допускается принимать в связи с работой какие-либо приглашения на развлечения, путешествия, спортивные мероприятия, а также принимать подарки, билеты, оплаченный отдых, личные подношения в денежной форме и т. д. Действия такого рода могут быть расценены другими лицами как принятие определенного обязательства со стороны компании и вовлечь вас в конфликт интересов.
менеджеры должны знать законы, которые регламентируют их деятельность, и выполнять их, используя все надлежащие средства, имеющиеся в распоряжении компании.
Главные этические проблемы, которые при этом возникают следующие:
сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и при проведении проверок;
неразумное завышение цен и прямой обман при проведении деловых переговоров;
безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось;
сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки;
обман клиентов с целью получения выгоды для компании;
перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев;
принесение в жертву интересов других работников фирмы ради выполнения той или иной работы;
производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности;
создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность.
Для того, чтобы соответствовать этим требованиям, менеджеру необходимо развивать ряд способностей и личностных черт руководителя, среди которых наиболее важными являются интеллект, уверенность в себе, честность, ответственность и здравый смысл.
Сумма этих качеств позволяет в работе опираться не только на властные полномочия, положенные руководителю по должности, но и на неформальный авторитет, способный сыграть более важную роль в работе с людьми, особенно в налаживании атмосферы сотрудничества и формировании здорового морально-психологического климата в коллективе.
Как отмечает известный специалист Джон Честара, любая деятельность человека требует использования его профессиональных, специальных знаний (ноу-хау) и умения контактировать с людьми, однако "для деятельности обычного рабочего необходимо, чтобы девяносто процентов приходилось на его ноу-хау и десять процентов на умение ладить с людьми. Для начальника среднего звена ноу-хау составляет семьдесят пять процентов деятельности, а умение ладить с людьми двадцать пять процентов. Начальство же, стоящее еще выше, в своей деятельности использует ноу-хау всего на двадцать процентов, зато на умение ладить с людьми здесь приходится уже восемьдесят процентов. Это означает, что чем выше мы поднимаемся по служебной лестнице, тем больше мы должны принимать во внимание ориентацию на людей и тем выше должно быть наше умение общаться с ними".
Любой менеджер часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях менеджер не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей.
Примером этого может служить злоупотребление инвестициями, используя доходы и ресурсы для личного обогащения. Менеджеры, применяют много способов косвенного получения денег, которые по праву принадлежат акционерам. Наиболее часто употребляемый способ – мошеннические операции со статьями расходов. Другой общепринятый ход – завышение счета с последующей дележкой разницы между завышенной и реальной суммой счета с поставщиком. Наконец, существует практика продажи секретов фирмы конкуренту или использования внутрифирменной информации для игры на фондовой бирже.
и компанией за содействие в устранении причин и обстоятельств, подрывающих такие условия и отрицательно сказывающихся на обстановке в коллективе. Можно привести некоторые нормы этичного поведения менеджера:
не подавать и тени сомнения в своей добропорядочности, честности и добросовестности, особенно когда речь идет о повышении по служебной лестнице, премиях, достижении своих целей в карьере;
относится с уважением к своему руководству, следуя тем общественным ценностям, которым служит;
взять за правило относиться к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам;
не хвастаться своими талантами, пусть ваша работа выявит их сама;
беречь общественные деньги так же, как свои;
ясно выражать свои взгляды на права других людей. Признавая данные права, не выходить за их границы;
открыто извиниться перед всеми, если совершил ошибку;
стараться, чтобы личные незначительные цели не главенствовали над профессиональными.
Достаточное число людей, оказавшихся в двусмысленной деловой ситуации, сделают вывод, что то, что не запрещено, считается правильным – особенно если за определенные поступки их награждают. Высшие руководители, как правило, редко просят своих подчиненных делать то, что как знают обе стороны, является незаконным или неосторожным. Однако руководители компаний дают понять, что кое о чем они бы предпочли не знать.
Иными словами, может показаться, что они случайно или преднамеренно дистанцируются от тактических решений, которые принимают их подчиненные, чтобы сохранить чистые руку в случае, если что-то пойдет насмарку. Зачастую они соблазняют амбициозных менеджеров намеками на то, то тех, кто достигнет желаемых результатов, ожидает хорошее вознаграждение, а способы, которыми им удастся достичь желаемой цели, не будут рассматриваться слишком строго.
Служащие не должны предпринимать шагов, которые противоречат или могут
рассматриваться как противоречие профессиональным обязанностям.
Зарождение профессиональной этики:
Выяснить происхождение профессиональной этики значит проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. Много лет назад на эти вопросы обратили внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о связи между разделением общественного труда и моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Появление первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях формирования средневековых гильдий в XI XII веках. Именно тогда было впервые заявлено о существовании ряда моральных требований в цеховых инструкциях в отношении профессии, характера работы и соучастников в труде.
Однако ряд профессий, жизненно важных для всех членов общества, возник в глубокой древности, а потому такие профессиональные и этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», моральные принципы священников, выполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Возникновение профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость регулирования взаимоотношений людей определенной профессии привели к осознанию и формулированию определенных требований профессиональной этики.
Заключение
Этика предпринимательства не может возникнуть по нашему желанию. Ее формирование - сложный и длительный процесс, в котором участвуют прежде всего сами предприниматели, а также различные институты государства, средства массовой информации и т. д. Речь идет о создании необходимых предпосылок для интенсификации этого процесса, придании ему определенной идейной направленности, так как обществу далеко не безразлично, какие нравственные принципы лягут в основу идеологии бизнеса.
Корпоративный кодекс может и должен стать уникальным документом организации, в который будут включены не только стратегическое видение руководства, нормы и ценности фирмы, правила поведения в сложных этических ситуациях, но и способы их трансляции рядовым сотрудникам. Чтобы документ действительно работал, он должен быть принят всеми сотрудниками компании, стать интегрирующим документом, поводом для корпоративной гордости. Кодекс служит инструментом внутрикорпоративного PR, ориентиром, фиксирующим общие ценности компании.
Это его свойство работает и на сплочение коллектива работников, и на укрепление репутации компании. Зарубежные аналитики в своем большинстве отмечают, что почти все знаменитые компании-бренды обязаны своим успехом прежде всего четкой и сильной внутренней интеграции сотрудников компании вокруг единых корпоративных принципов.
Таким образом, анализ этических норм и практических принципов работы компании ”М. Видео” показал, что существуют моменты которые, по-моему мнению, заслуживают внимания и положительной оценки. Но также есть моменты, которые не учтены при составлении Корпоративного Кодекса или моменты, нуждающиеся в доработки, что позволит сотрудникам компании в частности и компании в целом более успешно конкурировать на рынке.
Список литературы
1. Боголюбова О. Игры доброй воли. Бизнес–журнал, № 2, 2019.
2. Герчикова И. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М.: Консалтбанкир, 2020.
3. Семёнов А. К., Е. Л. Маслова Психология и этика менеджмента и бизнеса. - М.: Дело, 2020.
4. Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М.: Джон Уайли энд Санз, 2020.
5. . Петрунин Ю.Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2020.
6. Тесакова Н. Миссия и корпоративный кодекс. М.: РИП-Холдинг, 2021
7. Для чего компании нужен этический кодекс (журнал "Генеральный директор", №4 2018)
8. Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2019. - 125 с.