Файл: Реферат по теме Человек его положение и призвание в современном мире.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(национальный исследовательский университет)»
Реферат по теме:
«Человек: его положение и призвание в современном мире»
Выполнил студент группы М1О-208С-21
Соколов Даниил
Преподаватель: Морозов В.В.
Москва, 2023
Содержание
-
Вступление -
Человек в современном мире -
Личность и общество -
Проблема человека -
Заключение -
Список литературы
Вступление
Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" — это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" — это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа- метафизика "человек" - великая загадка... — это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".
Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".
Сопряженность человека и философии — это выражение существа философской культуры. Философская культура является формой самопознания человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.
Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:
1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен.
2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается.
Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей. К философскому размышлению о человеке в еще большей степени побуждают мировоззренческие и познавательные факторы. Современная биология, психология, культурология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений, которые требуют обобщения, философской рефлексии.
Психологические, биологические, социологические исследования человека загадки о человеке не разрешали. К человеку подходили с разных точек зрения частично. Проблема человека - основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. Тот факт, что человек, как предмет познания, есть вместе с тем и познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение. В человеке пересекаются все круги бытия. Человек есть великая загадка для самого себя. Он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье. Человек не есть только порождение природного мира, он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творческий акт человека в природе означает новую стадию жизни космической.
В XX в. напряженность философских исканий обуславливалась нарастанием кризисов, как в самих основах человеческого существования, так и во взаимоотношениях человека и природы. Впервые в истории сам человек стал проблемой. Все это стимулировало появление философской антропологии, задачи которой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю.
Человек в современном мире
Человек средневековья, ренессанса и большей части современного периода до 19 века находился в антиподах нашего времени: человек сомнительный, нерешительный, почти несущественный.
Возможно, конец ХХ века войдет в историю как время, когда в общественном сознании восторжествовали гуманистические ценности.
Люди того времени думали, что знают, кто они такие. Они гордились своим местом в природе, представляя, что они овладели им, веря, что они владеют Вселенной, и предполагали, что они знают все о ней. Для них не было нерешенных проблем. Люди, наверное, были счастливее тогда, чем сейчас, потому что тот, кто уверен в себе, счастлив. Поиск новых путей — это закон жизни и мысли, так что, несмотря на все препятствия, всегда есть прогресс и всегда происходят те или иные изменения.
Интерес к биологическому выживанию может показаться примитивным по сравнению с более высокими целями человеческой деятельности. Однако в современном мире, на современном уровне развития цивилизации, именно этот интерес стал мощным стимулом для переосмысления всего ее исторического и современного опыта, основ культуры, тех неписаных правил, по которым человек живет в обществе. Ведь смертельная угроза человечеству не была создана сверхчеловеческими силами, а подошла к пропасти с уверенным шагом. Проблема выживания, поставленная в глобальном масштабе, оказалась связана не только с перспективой термоядерной и экологической катастрофы, но и с драмой массовой бедности, голода и болезней в самых густонаселенных регионах планеты.
Связь человека с современным обществом и культурой настолько глубока, что ее трудно анализировать. Это и духовное, и историческое. Человек унаследует весь комплекс прошлого, что, в сущности, делает его тем, кем он является в настоящем. Психоаналитические исследования бессознательного и подсознательного показали, как сильные и глубокие течения циркулируют в сознании, составляющем человеческое "я" в настоящий момент.
Каждый человек в процессе формирования сознания является связующим звеном между горизонталью и вертикалью. Человек — это продукт и результат множества координат, идущих из прошлого, настоящего и даже будущего. Знать себя — значит представлять себя широко, чтобы переориентировать внимание на свою сущность
, то есть сначала нужно понять, что такое человек, почему он существует и как он существует. По мере понимания человеческой проблемы, круги познания расширяются в пространстве и времени. Если человек способен охватить все - прошлое, настоящее и будущее - во всей полноте, то самопознание будет совершенным.
Современный человек твердо убежден, что он развивается. Он живет в эволюции, он почти чувствует это. Возникает справедливый вопрос: начинается ли прогресс человека только тогда, когда эволюция исходит от человека? Что он дает или даст человеку?
Каждое поколение считает себя гораздо более блестящим, чем все предыдущие. В конце концов, благодаря технологическому прогрессу, вы знаете вещи, которых раньше не знали, вы используете вещи, которых раньше не существовало, вы едите, пьете и потребляете продукты и услуги, изобретенные совсем недавно. Ведь вы современный человек, и они уже покрыты пылью времени. Тогда это поколение "устаревает", приходит более современным, считающим, что до них никто не жил, только они действительно жили. Так происходит из поколения в поколение, и они не очень понимают, что все, что отличает один век от другого, не так уж и важно.
Даже сейчас многие представляют себе, что технический прогресс, социальный прогресс только начался, мы на вершине. И поэтому мы как бы умнее, лучше, чем наши предки, и поэтому имеем полное право заботиться об их опыте. Так, одно из заблуждений современного человека заключается в том, что "сегодня уже не действуют те нравственные, этические законы, которые действовали сто или тысячу лет назад". Говорят, что с тех пор жизнь сильно изменилась, поэтому законы изменились.
Личность и общество
Учение о человеке есть, прежде всего, учение о личности. Личность - 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
Человек - социальное, общественное существо. Каждый человек всегда находится в определённых отношениях с другими членами общества. Процесс развития личности есть процесс усвоения личностью социального, общественного опыта многих поколений людей. Смысл жизни в том, чтобы усвоить этот опыт в процессе общения с людьми, в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этого складываются психологические особенности личности: её моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности, способности. Проявление этих способностей ради интересов личных и интересов общества является смыслом жизни. Личные интересы, духовное богатство, моральная чистота, физическое совершенство должны служить интересам и процветанию общества.
Огромной силой воздействия на человека обладает коллектив. В качестве смысла жизни человека коллектив утверждает служение общественному благу. Коллектив обеспечивает расцвет индивидуальности человека, его личных способностей, содействует его всестороннему развитию.
Личность в социальной философии — это прежде всего человек, наделенный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества. (Напомним, что дифференциация - следствие общественного разделения труда, разделившего материальное и духовное производство, сферы руководства и подчинения и т.д.). Понятие "личность" не следует путать с понятием "индивидуальность".
Под индивидуальностью в философии понимают своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Отметим, что социальная философия не изучает природные задатки личности. Ее интересуют те объективные условия и субъективные факторы, которые оказывают воздействие на человека, и которые он формирует сам.
Какие факторы и условия воздействуют на формирование личности? Прежде всего — это мир обыденной повседневности. В социальной философии делается попытка разобраться в этой сложнейшей проблеме - сущности повседневности, для того, чтобы понять специфику, оказывающую формирующее воздействие на личность.
Но что такое повседневность? В.Н.Шевченко отвечает на этот вопрос так: "Повседневность, или жизненный мир людей, включает в себя повседневную активность, обычное (или обыденное) сознание как реально существующее сознание живущих и действующих индивидов, которые ставят себе конкретные, как правило, весьма прозаические цели на ближайшие час-два, целый день, на какую-то перспективу и добиваются их практической реализации в той или иной форме в зависимости от обстоятельств" (Очерки социальной философии. М.,1994. С.159-160.).
Обыденное, обыденно-практическое или бытовое сознание, - это сложная система, в которую входит освоенная часть устной речи и письменного языка повседневного общения, иерархия ценностей, сформировавшиеся моральные образцы поведения, навыки межличностного общения, знание традиций и обычаев, определенные знания правовых и политических норм и т.п. И что особенно интересно: все это многообразие взглядов и представлений почерпнуто человеком не специально, а как бы само-собой, из обыденного мира повседневности. Понятно, что в такой форме мировоззрения благополучно уживаются основы научных знаний, народная мудрость, определенная наблюдательность, расчетливость, мистика, суеверия, пережитки многих прошлых веков, предвзятость и ограниченность рамками своих собственных интересов.