Файл: Реферат по теме Человек его положение и призвание в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(национальный исследовательский университет)»

Реферат по теме:

«Человек: его положение и призвание в современном мире»

Выполнил студент группы М1О-208С-21

Соколов Даниил

Преподаватель: Морозов В.В.

Москва, 2023

Содержание

  1. Вступление

  2. Человек в современном мире

  3. Личность и общество

  4. Проблема человека

  5. Заключение

  6. Список литературы

Вступление

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" — это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" — это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа- метафизика "человек" - великая загадка... — это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".

Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".

Сопряженность человека и философии — это выражение существа философской культуры. Философская культура является формой самопознания человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.


Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:

1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен.

2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается.

Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей. К философскому размышлению о человеке в еще большей степени побуждают мировоззренческие и познавательные факторы. Современная биология, психология, культурология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений, которые требуют обобщения, философской рефлексии. 

Психологические, биологические, социологические исследования человека загадки о человеке не разрешали. К человеку подходили с разных точек зрения частично. Проблема человека - основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. Тот факт, что человек, как предмет познания, есть вместе с тем и познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение. В человеке пересекаются все круги бытия. Человек есть великая загадка для самого себя. Он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье. Человек не есть только порождение природного мира, он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творческий акт человека в природе означает новую стадию жизни космической.

В XX в. напряженность философских исканий обуславливалась нарастанием кризисов, как в самих основах человеческого существования, так и во взаимоотношениях человека и природы. Впервые в истории сам человек стал проблемой. Все это стимулировало появление философской антропологии, задачи которой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю.



Человек в современном мире

Человек средневековья, ренессанса и большей части современного периода до 19 века находился в антиподах нашего времени: человек сомнительный, нерешительный, почти несущественный.

Возможно, конец ХХ века войдет в историю как время, когда в общественном сознании восторжествовали гуманистические ценности.

Люди того времени думали, что знают, кто они такие. Они гордились своим местом в природе, представляя, что они овладели им, веря, что они владеют Вселенной, и предполагали, что они знают все о ней. Для них не было нерешенных проблем. Люди, наверное, были счастливее тогда, чем сейчас, потому что тот, кто уверен в себе, счастлив. Поиск новых путей — это закон жизни и мысли, так что, несмотря на все препятствия, всегда есть прогресс и всегда происходят те или иные изменения.

Интерес к биологическому выживанию может показаться примитивным по сравнению с более высокими целями человеческой деятельности. Однако в современном мире, на современном уровне развития цивилизации, именно этот интерес стал мощным стимулом для переосмысления всего ее исторического и современного опыта, основ культуры, тех неписаных правил, по которым человек живет в обществе. Ведь смертельная угроза человечеству не была создана сверхчеловеческими силами, а подошла к пропасти с уверенным шагом. Проблема выживания, поставленная в глобальном масштабе, оказалась связана не только с перспективой термоядерной и экологической катастрофы, но и с драмой массовой бедности, голода и болезней в самых густонаселенных регионах планеты.

Связь человека с современным обществом и культурой настолько глубока, что ее трудно анализировать. Это и духовное, и историческое. Человек унаследует весь комплекс прошлого, что, в сущности, делает его тем, кем он является в настоящем. Психоаналитические исследования бессознательного и подсознательного показали, как сильные и глубокие течения циркулируют в сознании, составляющем человеческое "я" в настоящий момент.

Каждый человек в процессе формирования сознания является связующим звеном между горизонталью и вертикалью. Человек — это продукт и результат множества координат, идущих из прошлого, настоящего и даже будущего. Знать себя — значит представлять себя широко, чтобы переориентировать внимание на свою сущность
, то есть сначала нужно понять, что такое человек, почему он существует и как он существует. По мере понимания человеческой проблемы, круги познания расширяются в пространстве и времени. Если человек способен охватить все - прошлое, настоящее и будущее - во всей полноте, то самопознание будет совершенным.

Современный человек твердо убежден, что он развивается. Он живет в эволюции, он почти чувствует это. Возникает справедливый вопрос: начинается ли прогресс человека только тогда, когда эволюция исходит от человека? Что он дает или даст человеку?

Каждое поколение считает себя гораздо более блестящим, чем все предыдущие. В конце концов, благодаря технологическому прогрессу, вы знаете вещи, которых раньше не знали, вы используете вещи, которых раньше не существовало, вы едите, пьете и потребляете продукты и услуги, изобретенные совсем недавно. Ведь вы современный человек, и они уже покрыты пылью времени. Тогда это поколение "устаревает", приходит более современным, считающим, что до них никто не жил, только они действительно жили. Так происходит из поколения в поколение, и они не очень понимают, что все, что отличает один век от другого, не так уж и важно.

Даже сейчас многие представляют себе, что технический прогресс, социальный прогресс только начался, мы на вершине. И поэтому мы как бы умнее, лучше, чем наши предки, и поэтому имеем полное право заботиться об их опыте. Так, одно из заблуждений современного человека заключается в том, что "сегодня уже не действуют те нравственные, этические законы, которые действовали сто или тысячу лет назад". Говорят, что с тех пор жизнь сильно изменилась, поэтому законы изменились.

Личность и общество

Учение о человеке есть, прежде всего, учение о личности. Личность - 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

Человек - социальное, общественное существо. Каждый человек всегда находится в определённых отношениях с другими членами общества. Процесс развития личности есть процесс усвоения личностью социального, общественного опыта многих поколений людей. Смысл жизни в том, чтобы усвоить этот опыт в процессе общения с людьми, в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этого складываются психологические особенности личности: её моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности, способности. Проявление этих способностей ради интересов личных и интересов общества является смыслом жизни. Личные интересы, духовное богатство, моральная чистота, физическое совершенство должны служить интересам и процветанию общества.


Огромной силой воздействия на человека обладает коллектив. В качестве смысла жизни человека коллектив утверждает служение общественному благу. Коллектив обеспечивает расцвет индивидуальности человека, его личных способностей, содействует его всестороннему развитию.

Личность в социальной философии — это прежде всего человек, наделенный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества. (Напомним, что дифференциация - следствие общественного разделения труда, разделившего материальное и духовное производство, сферы руководства и подчинения и т.д.). Понятие "личность" не следует путать с понятием "индивидуальность".

Под индивидуальностью в философии понимают своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Отметим, что социальная философия не изучает природные задатки личности. Ее интересуют те объективные условия и субъективные факторы, которые оказывают воздействие на человека, и которые он формирует сам.

Какие факторы и условия воздействуют на формирование личности? Прежде всего — это мир обыденной повседневности. В социальной философии делается попытка разобраться в этой сложнейшей проблеме - сущности повседневности, для того, чтобы понять специфику, оказывающую формирующее воздействие на личность.

Но что такое повседневность? В.Н.Шевченко отвечает на этот вопрос так: "Повседневность, или жизненный мир людей, включает в себя повседневную активность, обычное (или обыденное) сознание как реально существующее сознание живущих и действующих индивидов, которые ставят себе конкретные, как правило, весьма прозаические цели на ближайшие час-два, целый день, на какую-то перспективу и добиваются их практической реализации в той или иной форме в зависимости от обстоятельств" (Очерки социальной философии. М.,1994. С.159-160.).

Обыденное, обыденно-практическое или бытовое сознание, - это сложная система, в которую входит освоенная часть устной речи и письменного языка повседневного общения, иерархия ценностей, сформировавшиеся моральные образцы поведения, навыки межличностного общения, знание традиций и обычаев, определенные знания правовых и политических норм и т.п. И что особенно интересно: все это многообразие взглядов и представлений почерпнуто человеком не специально, а как бы само-собой, из обыденного мира повседневности. Понятно, что в такой форме мировоззрения благополучно уживаются основы научных знаний, народная мудрость, определенная наблюдательность, расчетливость, мистика, суеверия, пережитки многих прошлых веков, предвзятость и ограниченность рамками своих собственных интересов.