Файл: Детское экспериментирование один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (67 лет).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План по самообразованию
Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет)».
Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.
Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.
Задачи:
-
Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; -
Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств; -
Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; -
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.
Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет)»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет)»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (октябрь – май)
Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | |
1. «Сколько ушей?». Цель: определение значимости расположения ушей по обеим сторонам головы человека, ознакомление со строением уха. 2. «Что есть в почве?». Цель: установление зависимости факторов неживой природы от живой. 3. «Изобретаем прибор для вскапывания почвы». Цель: умение самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием. 4. «Заплесневелый хлеб». Цель: установление, что для роста мельчайших живых организмов нужны определенные условия. | 1. Наглядная информация «Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Ноябрь | |
1. «Водяная мельница». Цель: ознакомление детей с силой воды. 2. «Фильтрование воды». Цель: ознакомление детей с разными способами очистки воды. 3. «Могут ли животные жить в воде?». Цель: выяснение, что есть в почве для жизни живых организмов. 4. «Наверх!». Цель: выяснение, что в почве есть воздух и вода, необходимые для жизни живых организмов. | 1. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Декабрь | |
1. «Световой луч». Цель: объяснить детям, что свет – это поток световых лучей, познакомить их с тем, как можно увидеть луч света. 2. «Как не обжечься?» (на несколько занятий). Цель: показать на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Январь | |
1. «Замерзание жидкостей». Цель: ознакомление детей с различными жидкостями. 2. «Почему лампочка светит?». Цель: объяснить детям на опыте принцип работы электрической лампочки. 3. «Почему говорят: «Как с гуся вода?»». Цель: показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц. 4. «Колющие и режущие предметы с разными формами лезвий». Цель: ознакомление детей с разными формами лезвия, объяснить их значение. | 1. Папка-передвижка «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие дошкольника». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Февраль | |
1. «Ледяной дом». Цель: совершенствование умений работать со снегом, используя необходимые инструменты. 2. «Мир тканей». Цель: умение называть ткани, сравнивать ткани по их свойствам. 3. «Наша группа». Цель: способствование участию детей в коллективном преобразовании, проявлению устойчивого стремления преобразовывать предмет. 4. «Проверка зрения». Цель: показать детям на опыте зависимость видения объекта от расстояния до него. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Март | |
1. «Соломенный буравчик». Цель: показать детям на опыте, что воздух обладает упругостью. 2. «Свечка в банке». Цель: показать детям на опыте, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. 3. «Звуки в воде». Цель: показать детям на опыте особенности передачи звука на расстоянии. 4. «Почему комар пищит, а шмель жужжит?». Цель: продемонстрировать детям на опыте причины происхождения низких и высоких звуков. | 1. Памятка «Правила безопасности с горячими предметами». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Апрель | |
1. «Радуга на стене». Цель: ознакомление детей с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света. 2. «Компас». Цель: показать детям, что у магнита есть полюса, рассказать об использовании магнита в компасе. 3. «Магнит рисует». Цель: объяснить детям действие магнитных сил. 4. «Земля – магнит». Цель: продемонстрировать детям на опыте действие магнитных сил Земли. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Май | |
1. «Чем нюхает червяк?». Цель: показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. 2. «Запасливые стебли». Цель: показать детям на опыте, как стебли (стволы) растений могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время. 3. «Много – мало». Цель: показать детям на опыте зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Изучение литературы по теме:
-
Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы». -
Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом». -
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». -
Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование». -
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». -
Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».