Файл: Закон спроса по цене Какова количественная связь между рыночной ценой и индивидуальным спросом покупателя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1

Изобразите кривую спроса если:

Цена 1 кг яблок, руб.                                2         5       8      10       15        20

Покупатели готовы купить, т                25      15       9        6         4        2

Закон спроса по цене

Какова количественная связь между рыночной ценой и индивидуальным спросом покупателя?

Опять предположим, что на том же местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет повышаться так, как показано в шкале спроса.

Таблица. Шкала спроса.

Цена 1 кг яблок, руб.

Покупатели готовы купить, т

2

25

5

15

8

9

10

6

15

4

20

2

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам заданный период. Анализ этой шкалы позволя­ет легче выявить зависимость индивидуального спроса от рыноч­ной цены.

Закон спроса по цене выражает следующую количественную зависимость спроса (С) одного покупателя от цены (Ц). Чем выше рыночная цена товара, тем меньше спрос на него со стороны част­ного покупателя. Например, в нашей стране повышение цен на подписные издания в 1991—2003 гг. привело к сокращению объе­ма подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже ры­ночная цена, тем больше спрос.

Такая количественная зависимость представлена в виде гра­фика. Здесь взят тот же условный пример о продаже яблок на местном рынке. На оси ординат отложены цены на ябло­ки. На оси абсцисс указано количество яблок, на которое предъяв­лен спрос. Кривая C1 — С2, на графике показывает, что при повы­шении рыночной цены платежеспособная потребность людей сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос отдельных покупателей на продукты увеличивается.



Степень количественного изменения покупок в ответ на дина­мику рыночных цен характеризует эластичность (или неэластич­ность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается сте­пень изменения количества покупок («чувствительность» их объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс):

Кс = Рост объема спроса, % / Снижение цен, %

Эластичные и неэластичный спрос


Эластичным спрос бывает тогда, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене — всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности по цене (за долгосрочный пе­риод, со знаком «минус»): канцелярские принадлежности — 0,6, бензин — 1,5, жилье — 1,9, кино — 3,9.

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная по­требность покупателя не чувствительна к изменению цен. Ска­жем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен. Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значение для прогнозирования объема спроса насе­ления при изменении уровня рыночных цен.

Задание 2

1. В чем различия между добросовестной и недобросовестной конкуренцией?

2. Какими методами может осуществляться недобросовестная конкуренция?

Добросовестная и недобросовестная конкуренция.

Добросовестная конкуренция - это соревновательность между субъектами хозяйствования методами, обеспечивающими развитие производства и производимого товара. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает больше разнообразной продукции, более высокого качества, по более низким ценам).

К проявлениям добросовестной конкуренции относятся:

внедрение достижений научно-технического прогресса в производство;

повышение качества производимых товаров и оказываемых услуг;

расширение ассортимента товаров и услуг;

снижение цен на товары и услуги на основе снижения затрат труда на их производство;

развитие форм и методов послепродажного обслуживания;

улучшение упаковки товаров;

развитие каналов продвижения товаров от производителя к потребителю и др.

Недобросовестная конкуренция - любые действия в конкуренции, противоречащие правилам, торговым и иным честным обычаям в хозяйственной деятельности.

Методы недобросовестной конкуренции:

продажа по цене ниже себестоимости;

установление дискриминационных цен или коммерческих условий;

ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;

недобросовестное копирование товаров конкурентов;

нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;

купля-продажа товаров, выполнение работ, предоставление услуге принудительным ассортиментом;

склонение к бойкоту конкурента;

промышленный шпионаж и др.

От недобросовестной конкуренции выигрывают производители (продавцы), но не покупатели. Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством (гражданскими и уголовными кодексами) большинства стран с рыночной экономикой. Недобросовестную конкуренцию в наиболее злостных формах называют хищнической.

В различных странах к недобросовестной конкуренции относятся:

1) США: ложная реклама и реклама, вводящая в заблуждение; присвоение экономических ценностей конкурента; вмешательство в деловые отношения конкурента; незаконное деловое поведение; недобросовестное определение цен; ведение дел под чужим именем;

2) Канада: ведение дел под чужим именем; сознательная неправда; фальшивое описание товара, услуги; другие действия, противоречащие честным противоречащие честным промышленным или торговым обычаям;

3) Франция: незаконное использование чужой репутации;

4) Италия: действия, которые ведут к смешиванию товаров или предприятий-конкурентов.

Крайние проявления недобросовестной конкуренции: шантаж; физическая расправа с конкурентами и др.

Методы оценки собственной конкуренции:

1. Матричный метод, разработанный «Бостонской консалтинговой группой».

В основе - анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара (услуги). Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали - темпы роста (сокращения) количества продаж в линейном масштабе; по вертикали - относительная доля товара (услуги) на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Достоинства метода: при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Недостатки: исключает проведение анализа причин происходящего; осложняет выработку управленческих решений.

2. Метод оценки товара (услуги) предприятия.

Метод использует в качестве основного подхода оценку товара (услуги) предприятия и базируется на том, что конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Показатель, оценивающий конкурентоспособность товара (услуги), - соотношение двух характеристик: цены и качества.

Чем выше разница между потребительской ценностью товара для покупателя и ценой, которую он за него платит,тем выше запас конкурентоспособности товара доля потребителя.

Достоинства метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия, - конкурентоспособность товара.

Недостатки: позволяет получить весьма ограниченноепредставление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает другие аспекты.

3. Метод, основанный на теории эффективной конкуренции.

Согласно этой теории, наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов -ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов.

В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей или критериев конкурентоспособности:

  • 1) эффективность производственной деятельности предприятия (показатель издержек производства; фондоотдачи; рентабельности товара; производительность труда);

  • 2) финансовое положение предприятия (коэффициент автономии; платежеспособности; абсолютной ликвидности; оборачиваемости оборотных средств);

  • 3) эффективность организации сбыта и продвижения товара (рентабельность продаж; коэффициент затоваренности готовой продукцией; загрузки производственной мощности; эффективности рекламы и средств стимулирования сбыт);

  • 4) конкурентоспособность товара (качество; цена).

3. Что представляет собой неценовая конкуренция?


Неценовая конкуренция — это метод борьбы за внимание и лояльность покупателей через повышение качества продукции, улучшение ее характеристик, совершенствование дизайна и так далее. Этот подход полностью исключает снижение цены для повышения конкурентоспособности.

Когда используют неценовую конкуренцию


Неценовая конкуренция подразумевает соревнование с другими компаниями всеми возможными способами кроме снижения цены. Для повышения конкурентоспособности бренды увеличивают качество товара, срок гарантийного обслуживания, уровень сбыта, расширяют ассортимент и многое другое. Давайте рассмотрим, в каких случаях компании используют неценовую конкуренцию.

  • Когда есть запрет на снижение цены. Он может быть утвержден государством или картельным сговором. Последний предусматривает соглашение между несколькими участниками рынка, на основании которого каждый продает товар по установленной стоимости.

  • Когда спрос превышает предложение. В этом случае число желающих приобрести продукт превышает количество доступной на рынке продукции. Поэтому, в снижении цены нет необходимости. Поскольку спрос и так выше предложения, снижение стоимости приведет к уменьшению прибыли.

  • Когда компания выходит на новый рынок. В некоторых случаях себестоимость продукта и его продвижение требует столько финансовых вложений, что бренд просто не может себе позволить снижение цены.

  • Когда есть высокая вероятность роста демпинга. Если компании на рынке активно реагируют на снижение цены, то изменение стоимости может привести к снижению рентабельности продаж и прибыли. Нарушение равновесия в таких ситуациях приводит к серьезным негативным последствиям.

Также неценовую конкуренцию активно используют компании, которые работают в сфере эксклюзивных или специфических товаров и услуг. Снижение цен в таких нишах приводит к быстрому обесцениванию продукции. Далее вы ознакомитесь с плюсами и минусами неценовой конкуренции.

Преимущества и недостатки неценовой конкуренции



Главным минусом неценовой конкуренции является то, что она сразу отсеивает тех потенциальных покупателей, для которых стоимость — это главный критерий выбора. Такие клиенты согласны получить товар или услугу более низкого качества, но по более выгодной цене.

Второй недостаток связан с некоторыми сложностями использования неценовой конкуренции. Например, необходимо привлечь специалистов, чтобы продумать все аспекты продвижения продукции без снижения стоимости. Для этого важно найти квалифицированных руководителей и исполнителей.

Преимуществ у неценового метода конкуренции все же больше, чем недостатков. Ознакомьтесь с ними ниже.

  • Доступность. Ценовой метод конкурентной борьбы чаще всего могут позволить себе только крупные игроки рынка. Для небольших компаний такой подход слишком затрачен. Поэтому, для них неценовая конкуренция это возможность играть в долгую.

  • Увеличение прибыли. Снизить стоимость на короткое время проще, чем создать аналогичный продукт или услугу. Неценовая конкуренция позволяет компаниям повысить конкурентоспособность, завоевать расположение целевой аудитории и повысить ее лояльность за счет предоставления лучшего товара или услуги на рынке.

  • Укрепление взаимоотношений с покупателями. Клиенты часто готовы платить больше, если компания предоставляет лучший продукт и сервис. Поэтому, неценовая конкуренция позволяет привлекать аудиторию за счет увеличения отзывов и рекомендаций, повышать уровень удержания и удовлетворения покупателей.

  • Увеличение LTV. Неценовая конкуренция помогает повысить лояльность покупателей и количество повторных продаж. Подробнее о том, что такое LTV и как его узнать, читайте в нашем блоге.

Давайте теперь разберем, какие виды неценовой конкуренции существуют.

Виды неценовой конкуренции


Неценовую конкуренцию классифицируют по-разному. Вот пять видов, которые вы можете встретить чаще всего.

  1. Сервисная. Направлена на то, чтобы предоставить клиентам наилучший опыт взаимодействия. Это может быть круглосуточная поддержка, детский уголок в отделе продаж, увеличение срока гарантийного обслуживания и так далее.

  2. Функциональная. Предполагает внедрение дополнительных услуг, в которых нет острой необходимости. Например, установка кофейного аппарата в отделении банка.

  3. Коммуникативная. Этот вид конкуренции направлен на построение сообщества покупателей и развития близких, доверительных взаимоотношений. Такой подход укрепляет эмоциональную связь с брендом и повышает уровень удержания.

  4. Продуктовая. Подразумевает увеличение широты ассортимента, чтобы привлечь новых клиентов.

  5. Инновационная. Направлена на обслуживание клиентов с помощью передовых технологий. Быть в тренде — значит предоставлять клиентам наилучший сервис. Например, внедрение онлайн-чатов на сайте и разработка чат-ботов для повышения скорости ответов и обработки заказов.


Как видите, есть разные направления неценовой конкуренции, которые вы можете использовать в своей маркетинговой стратегии. Главное, создать пошаговый план продвижения своей компании, и ее продуктов на рынке. Теперь самое время узнать, какие существуют методы неценовой конкуренции.

Методы неценовой конкуренции


С помощью методов неценовой конкуренции бренды отстраиваются от других компаний, укрепляют свои позиции на рынке и обеспечивают стабильный доход. Грамотно продуманная стратегия окупает все расходы и приносит хорошую прибыль. Давайте посмотрим, какие методы неценовой конкуренции вы можете использовать для продвижения своего бизнеса.

  • Стимулирование сбыта. Компании разрабатывают программы лояльности, проводят конкурсы, организовывают дегустации, акции и многое другое, чтобы мотивировать клиентов купить товар или услугу. Стимулирование сбыта повышает конкурентоспособность, увеличивает целевую аудиторию, повышает прибыль и стимулирует сарафанное радио.

  • Реклама. Чтобы повысить узнаваемость компании, продажи и укрепить доверие на рынке, бренды используют событийный маркетинг, инструменты ATL и BTL-рекламы, продумывают разные PR-кампании.

  • Подстройка под потенциальных покупателей. С помощью сегментации рынка и исследования целевой аудитории компании выявляют факторы, способные повлиять на покупку, и выстраивают стратегии продвижения и повышения продаж с учетом полученной информации.

  • Совершенствование товаров и услуг. Этот метод неценовой конкуренции направлен на постоянное совершенствование продуктов компании. Главная цель заключается в максимальном удовлетворении всех потребностей потенциальных покупателей, чтобы минимизировать их уход к конкурентам. Также этот метод помогает увеличивать органический прирост клиентов за счет повышения количества рекомендаций.

Теперь вы знаете, что такое неценовая конкуренция и какие у нее есть преимущества. Составьте маркетинговый план, чтобы пошагово продумать поэтапность действий и не упустить важные детали.