Файл: Курсовая работа по специальности Инновационный менеджмент на тему Инновационное развитие предприятия.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. теоретические аспекты управления инновационным развитием предприятия
1.1. Инновационный механизм как основа управления экономическим развитием предприятия
1.2. Элементы системы инновационных механизмов
2. Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Шмель»
3. разработка рекомендаций по улучшению инновационного развитя предприятия
Рисунок 1.2. Критерии отбора технологий для передачи [3].
Важным вопросом передачи технологий является создание информационной инфраструктуры, призванной обслуживать этот процесс. Эта инфраструктура должна обеспечивать распространение информации о передаваемых технологиях, а, кроме того, содержать элементы биржевого (аукционного, тендерного) характера, позволяющие осуществлять торговлю технологиями, а в отдельных случаях способствовать их конкурсному распространению.
Управление разработкой и созданием инновационного проекта развития предприятия
Следует отметить, что управление инновационным проектом (проект-менеджмент) отличается от управления предприятием, которое стабильно функционирует (общего менеджмента). При этом методы управления инновационным проектом развития предприятия соответствуют общим методам управления проектами.
Выживание организаций в современных динамических условиях возможно лишь при их адаптации и постоянном приспособлении к изменениям в окружении. Именно эти стратегические задания развязываются при проектировании и развитии какого-либо бизнеса или организации. Обобщение практики и теоретическое представление относительно подобных заданий инновационного превращения организаций в зарубежной литературе получили название инжиниринга. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными инжиниринговыми консультационными (консалтинговыми) фирмами.
Что касается инжиниринга инноваций, то это комплекс работ и услуг по реализации инновационного проекта, который содержит в себе создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации (рис.3).
Необходимо также определить специфические особенности инжиниринга инноваций:
-
инжиниринг инноваций воплощается не столько в материальной форме продукта, сколько в его полезном эффекте; -
выступая объектом инновационного рынка, инжиниринг должен иметь все необходимые коммерческие характеристики; -
инжиниринг инноваций имеет дело с такими услугами, которые воспроизводятся.
Исследование инновационной деятельности было бы неполным без рассмотрения сущности реинжиниринга. Последний предусматривает фундаментальный пересмотр и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких улучшений таких решающих показателей деятельности, как стоимость, качество, сервис, темпы.
8
Рисунок 1.3. Составляющие инжиниринга инноваций [7]
Радикальное перепроектирование не может строиться на предположениях, оно задевает коренные явления, а не поверхностные изменения, оттого в его контексте чаще предлагается новый способ выполнения работы, то есть изобретение, а не модификация. Существует мнение, что резкие (скачкообразные) улучшения, на порядок (по крайней мере в 10 раз) означают сокращение стоимостных или часовых расходов не менее чем на 90%.
Современная теория и практика инновационного менеджмента связывает реинжиниринг с текущей потребностью или со стратегической потребностью в нововведениях. Ввиду этого различают кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развитию. Если сосредоточить большее внимание на кризисном реинжиниринга, то безусловно он вызывается резким спадом объема продаж продукта через уменьшение спроса на него или в связи с падением имиджа продавца инновации.
К факторам успеха реинжиниринга принадлежат:
-
обоснована мотивация проекта и компетентное управление им; -
эффективный проект-менеджмент, четкие роли и обязанности; -
вразумительность (прозрачность) проекта; -
приемлемый риск, ощутимые результаты; -
сосредоточенность на приоритетных целях; -
достаточное и своевременное финансирование проекта; -
технологическая поддержка; -
необходимое консультационное обеспечение.
При проведении реинжиниринга встречаются такие типичные ошибки: попытка лишь улучшить процесс, вместо того, чтоб перепроектировать его; недостаточная концентрация в деловых процессах; недостаточное понимания его значения и низкий уровень корпоративной культуры; недостаточность ресурсов для реинжиниринга; неопределенность времени проведения реинжиниринга; низкая ответственность персонала за ход и качество программы реинжиниринга.
Реинжиниринг развития рассчитан на внедрение инновации для перспективной перестройки бизнес-процесса. Он предусматривает переход от бизнес-процесса к бизнес-процессу-реинжинирингу. Последний представляет собой оптимизацию и управление хозяйственным процессом, сосредоточившись на всем процессе
, ориентируясь на резкое изменение качества, используя эффективные технологи и ликвидировав причины, препятствующие процессу.9
Таким образом, инновационный характер реинжиниринга заключается в том, что внедряется совсем новый деловой процесс, а его реализация порождает следующие инноваций 3 другой стороны, реинжиниринг выступает как метод инновационной деятельности и как разновидность инновационной стратегии, объектом которой является технология деловых процессов.
2. Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Шмель»
2.1. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Юридический адрес ОАО «Шмель»: 142111, г. Подольск, Юных Ленинцев пр., д. 61 тел: (915) 4941526, (985) 2206830.
Открытое акционерное общество «Шмель» является производителем корпусной мебели для оформления интерьера офисных помещений и квартир. Предприятие имеет 15-летнию историю успешного развития на рынке города Москвы и Московской области. К настоящему моменту на предприятии проведена модернизация технологического оборудования. За представленный новый ассортимент мебели на международной выставке «Мебель – 2008» в городе Москва ОАО «Шмель» удостоено «Диплома III степени».
Предприятие проводит достаточно активную инновационную политику за счет собственных средств. В настоящий момент идет поиск инвестора для покупки полной технологической линии по изготовлению мебельных клееных щитов из массивной древесины ценных пород, что позволит изготовить экологически чистую, с современным дизайном мебель и расширить ее ассортимент.
Инновационная деятельность предприятия, занимающегося созданием, конструированием и продажей мебели может проходить в трёх направлениях, которые также подразумевают возможность их включения в проект инновационного развития предприятия:
-
разработка новых и совершенствование старых производственных линий, оптимизация производственного цикла, совершенствование способов сборки и установки мебели; -
разработка и внедрение новых комплектов мебели, разработка нового дизайна и конструкций мебели; -
внедрение новых способов продаж, инновационный маркетинг изделий мебельной промышленности, инновации в рекламе мебели.
Предприятие ОАО «Шмель» проводит активную работу в первых двух из указанных направлений. На предприятии совершенствуются технологии производства, а также проводится набор квалифицированных специалистов для разработки новых моделей и конструкций мебели.
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия приведены в табл.2.1
Таблица 2.1. – Основные технико-экономические показатели
Наименование | Единицы измерения | Год | ||
2007 | 2008 | 2009 | ||
Товарная продукция в сопоставимых ценах | тыс. долл. | 948400 | 1065000 | 1140000 |
Темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах | % | 94,32 | 104,05 | 107, 20 |
Фонд оплаты труда | тыс. долл. | 218020 | 230000 | 248000 |
Себестоимость произведенной товарной продукции | тыс. долл. | 940000 | 1042000 | 1104000 |
Рентабельность реализованной продукции | % | 1,50 | 0,27 | 8,01 |
Прибыль балансовая | тыс. долл. | 8400 | 23000 | 36000 |
Затраты на инновации | тыс. долл. | 19600 | 25200 | 51400 |
Доход от использования инноваций | тыс. долл. | 175,5 | 556,6 | 1677,6 |
Отношение затрат на инновацию к себестоимости продукции | % | 2,09 | 2,42 | 4,66 |
Как видно из данных Таблицы 2.1, несмотря на рост выпуска продукции в сопоставимых ценах, рентабельность остается низкой. На лицо необходимость совершенствования производственных процессов. Затраты на инновации по отношению к себестоимости производимой продукции остаются сравнительно небольшой величиной. Вместе с тем, на текущий год запланировано удвоить расходы на инновации (относительные инновационные затраты к себестоимости также должны практически удвоиться). На фоне этого запланированная норма рентабельности на уровне 8% выглядит достаточно оптимистично.
Несмотря ни на что, рост общей суммы инвестиций в новаторство не может однозначно свидетельствовать о росте рентабельности. Инновационная политика предприятия не должна ориентироваться исключительно на расширение финансирования инноваций: оно должно также разумно и эффективно управлять процессами их разработки, обоснования и внедрения. Поэтому, здесь очень важно определить структуру этих инвестиций и их эффективность.