Файл: Особенности инвестиционной политики России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1.2. Уровень сбережений
Совокупность экономических, социальных и политических условий формирует определенное отношение общества к сбережению и обусловливает как общие размеры сбережений, так и соотношение их составных частей.

Уровень сбережений для каждого отдельного члена общества или хозяйствующего субъекта может определяться порой сугубо специфическими причинами (высокая трудоспособность, удачная сделка, получение наследства, выигрыш и т. п.), однако в масштабах всего общества размеры сбережений определяются, прежде всего, уровнем развития производства. Именно в условиях роста и повышения эффективности производства появляется возможность увеличивать не только потребляемую, но и сберегаемую часть производимого дохода. Напротив, в условиях значительного падения производства сокращаются возможности наращивания сбережений у подавляющей части населения и предприятий. В этом случае и населению, и предприятиям приходится думать не о завтрашнем дне, не о том, сколько дохода направить на сбережение, а о том, как удовлетворить свои насущные потребности при уменьшении доходов населения или как покрыть производственные издержки предприятий при снижении доходов от реализации продукции. Если нет превышения дохода над расходами, то, следовательно, нет и условий для сбережений.

Весьма существенным фактором, определяющим уровень сбережений общества, является также гарантия безопасности сбережений. Если члены общества не уверены в том, что в будущем они смогут воспользоваться плодами своих сбережений, то они будут стремиться к тому, чтобы использовать все свои доходы на текущее потребление. Причинами низкого уровня сбережений в докапиталистических обществах были не только низкий уровень эффективности производства и чрезвычайно скудные возможности для сбережений, но и отсутствие безопасности сбережений.

По мере развития производительных сил общества увеличивались возможности для сбережений вследствие как увеличения избытка дохода над потреблением, так и роста степени безопасности вложений. В конце XX в. в развитых странах сложилась стабильная экономическая и политическая обстановка и существуют все условия для сохранения и преумножения своих сбережений. Конечно, и здесь есть случаи, когда сбережения могут быть быстро потеряны путем обмана, мошенничества, непродуманных действий, но это

является скорее исключением, чем правилом.

В ряде развивающихся стран ситуация складывается по-иному. Нестабильность экономической обстановки, инфляция, внутриполитические конфликты не обеспечивают безопасности сбережений населения и обусловливают при прочих равных условиях более низкий уровень сбережений. Если учесть, что здесь (в развивающихся странах) более низкий уровень производительности труда и эффективности производства, то легко понять, что возможности сбережений здесь значительно ниже, чем в развитых странах.

В условиях существования Советского Союза размеры личных сбережений населения были обусловлены двумя факторами. С одной стороны, уровень доходов не мог обеспечить значительных личных сбережений. Однако, с другой стороны, жесткое регулирование инфляционных процессов в течение длительного времени, гарантия безопасности обеспечивали ежегодный прирост денежных сбережений населения. Этому способствовало и то, что сам по себе невысокий уровень зарплаты вынуждал людей постоянно сберегать некоторую ее часть, чтобы, накопив определенную сумму, сделать какие-либо, даже порой незначительные, покупки. В конце 1980-х гг. всеобщий дефицит товаров привел к тому, что значительная часть денежных доходов населения оказалась необеспеченной товарами, нарастал «отложенный спрос», и часть доходов, предназначенных для потребления, вынужденно попадала в категорию сбережений.

Начатые еще в период существования Советского Союза и продолженные затем в России рыночные реформы сопровождались крайне высокими темпами инфляции. Так, в 1992 г. цены на потребительские товары возросли в 26 раз, в 1993 г.— в 9,5 раза, I 1994 г.- более чем в 3 раза, в 1995 г.- в 2,35 раза. В последующие годы темпы инфляции снизились, однако до настоящего времени они все еще остаются достаточно высокими — так, в 2000 г. цены выросли более чем на 20%. Это привело к тому, что население фактически потеряло все свои сбережения, которые были не только на руках, но и хранились в Сбербанке.

В условиях галопирующей инфляции в России в начале 1990-х гг. делать сбережения в рублях стало нецелесообразно. Для населения оказывалось выгоднее сразу после получения зарплаты осуществлять закупку товаров или превращать рубли в иностранную валюту, так как проценты по вкладам в банках или доходы от вложения в ценные бумаги не покрывали уровня инфляции и денежные средства постоянно «таяли». Для предприятий вложения в производственную сферу зачастую были нерентабельными,
поэтому даже те предприятия, которые имели возможности для расширения производства, вынуждены были отказаться от подобных действий.

Из всего сказанного выше можно заключить, что сбережения и инвестиции являются взаимосвязанными категориями. Сбережения являются потенциальными инвестициями, а инвестиции выступают как реализованные сбережения, направленные на получение экономического или социального эффекта. Чем благоприятнее экономические и социальные условия, чем выше степень безопасности вложений, тем больше сбережений превращается в инвестиции. В развитых странах, где созданы достаточно надежные условия для безопасности сбережений, практически все сбережения становятся инвестициями. В условиях замены наличного денежного оборота электронными карточками даже деньги, предназначенные для текущего потребления, с помощью финансовой системы вовлекаются в инвестиционный процесс.

По-иному обстоит дело в условиях нестабильной ситуации. Здесь далеко не все сбережения превращаются в инвестиции. В условиях высокой инфляции население, да и предприятия стремятся побыстрее превратить деньги в товарные запасы или в иностранную валюту. Это приводит к тому, что значительная часть сбережений выпадает из инвестиционного процесса. Примером подобного развития событий может служить ситуация в России.

Специфика нашей страны времен советского периода состояла в том, что значительная часть сбережений населения носила вынужденный характер из-за невозможности «отоварить» свои денежные доходы. Именно по этой причине сберегательная квота (доля сбережений в совокупном доходе) в Советском Союзе в 1990 г. составляла 12% и в два раза превышала соответствующий показатель в США1.

В начале 1990-х гг. рост денежных сбережений населения увеличился. Из-за ожидания возможности проведения денежной конфискационной реформы и невозможности превратить деньги в товары вследствие недостатка последних увеличился приток денег в Сбербанк. К концу 1991 г. общая сумма вкладов населения в Сбербанке (с учетом начисленной в апреле 1991 г. компенсации в размере 142 млрд. руб.) составила около 645 млрд. руб., вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги составляли 80—90 млрд. руб., а запасы наличных денег на руках у населения — 280—290 млрд. руб. Разумеется, значительная часть этих сбережений представляла собой вынужденные сбережения, обусловленные отсутствием соответствующего товарного покрытия. •


Отказ правительства индексировать вклады в Сбербанке в связи с инфляцией привел к тому, что подавляющая масса вкладчиков по существу потеряла свои сбережения. В этом положении оказались как те, кто в 1992 г. снял свои вклады и использовал их для приобретения потребительских товаров по многократно возросшим ценам, так и те, кто оставил из на счетах в Сбербанке. Причина состояла в том, что темпы инфляции в 1992—1995 гг. значительно превосходили размеры процентных ставок по вкладам. Формой сохранения сбережений (порой достаточно скудных) этой части населения могло бы стать вложение средств в высокодоходные ценные бумаги финансового сектора или в государственные ценные бумаги. Однако в начале 1990-х гг. такие ценные бумаги фактически не выпускались. Возникшие в дальнейшем многочисленные «финансовые пирамиды» имели своей целью не сохранение денежных средств вкладчиков, а изъятие сбережений многочисленной части населения. Реально возможности приобрести более или менее надежные ценные бумаги у населения появились только с осени 1995 г. в связи с выпуском облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Нестабильность экономического положения, высокие темпы инфляции, неразвитость фондового рынка способствовали тому, что население в целях спасения своих сбережений начало все более активно вкладывать средства в покупку иностранной валюты. Так, в 1994 г. общая сумма денежных доходов населения составила 360,9 трлн руб., из них 95,2 трлн руб. оказались временно свободными. При этом 21,8 трлн руб. представляли банковские вклады, 16,9 трлн руб. находились в рублевой наличности и 56,5 трлн руб. были затрачены на приобретение иностранной валюты3. В 1995 г. во вкладах у населения находилось 51 трлн руб., а 90 трлн руб. находилось в наличных рублях и долларах1. Снижение уровня инфляции со 135% в 1995 г. до 22% в 1996 г. и 11% в 1997 г. привело к укреплению авторитета российского рубля и способствовало росту банковских вкладов населения. Так, к августу 1998 г. сумма вкладов населения в Сбербанке достигла 123 млрд деноминированных рублей и в коммерческих банках — около 40 млрд руб. Вместе с тем около 13—15% доходов населения шло на приобретение иностранной валюты. По оценкам российских экспертов, на руках у населения находится 50—60 млрд. долл. Если учесть незаконный вывоз средств из России, а по оценкам МВД России за последнее десятилетие из России вывезено 150—180 млрд долл., то становится понятным, какие колоссальные инвестиционные ресурсы теряет наша экономика