Файл: Учебное пособие для студентов направлений подготовки 40. 03. 01, 40. 05. 01 всех форм обучения М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М. М. ЕСИКОВА, О. А. БУРАХИНА,
В. А. СКРЕБНЕВ, Г. Л. ТЕРЕХОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ЭТИКА ЮРИСТА
Учебное электронное издание
на компакт-диске
Тамбов
Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ»
2015

1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный технический университет»
М. М. ЕСИКОВА, О. А. БУРАХИНА,
В. А. СКРЕБНЕВ, Г. Л. ТЕРЕХОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ЭТИКА ЮРИСТА
Утверждено Учёным советом университета в качестве учебного пособия для студентов направлений подготовки 40.03.01, 40.05.01, всех форм обучения
Учебное электронное издание комплексного распространения
Тамбов
Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ»
2015

2
УДК 34:174(075.8)
ББК Ю7я73+Х7я73
Е83
Рецензенты:
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по правам человека и демократии
Института права ФГБОУ ВПО «ТГУ им. Г. Р. Державина»
П. П. Щербинин
Кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доцент кафедры
«Трудовое и предпринимательское право» ФГБОУ ВПО «ТГТУ»
В. В. Красников
Есикова, М. М.
Е83
Профессиональная этика юриста [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов направлений подготовки 40.03.01, 40.05.01 всех форм обучения / М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев,
Г. Л. Терехова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Системные требования : ПК не ниже класса
Pentium II ; CD-ROM-дисковод
31,9 Mb ; RAM ; Windows 95/98/XP ; мышь. – Загл. с экрана.
ISBN 978-5-8265-1430-6.
Изложены основные вопросы теоретической и прикладной этики, входящие в круг учебных тем курса «Профессиональная этика». Содержание этики рас- крывается через рассмотрение основных категорий этики и направлений разви- тия этической мысли в историческом аспекте. Проанализированы нравственные основы международно-правовых норм о правах человека, нравственное содер- жание Конституции РФ 1993 г. Рассмотрены нравственно-психологические осо- бенности общения сотрудников правоохранительных органов в экстремальных условиях. Проанализированы причины возникновения и структура профессио- нально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов, а также основные направления в её профилактике. Рассматриваются нравствен- ные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности.
Предназначено для студентов направлений подготовки 40.03.01, 40.05.01 всех форм обучения.
УДК 34:174(075.8)
ББК Ю7я73+Х7я73
Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком.
Нелегальное копирование и использование данного продукта запрещено.
ISBN 978-5-8265-1430-6
© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный технический университет» (ФГБОУ ВПО «ТГТУ»), 2015


3
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная юридическая этика является одним из видов приклад- ной этики, формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности пра- вовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.
Так же профессиональная юридическая этика является специфической формой проявления морали в целом. В данном случае речь идёт о совокупности тех конкретных общих нравственных принципов и норм, которые применяются в правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Они явля- ются главным содержанием этого вида этики. Профессиональная этика юриста помогает процессу правильного формирования сознания и нравственных взглядов работников юридической профессии, направляя их на соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.
Изучение нравственных аспектов и моральных коллизий, которые встре- чаются в данной профессии, необходимо каждому юристу. Но особенно эта задача возрастает в современных условиях, когда осуществляется курс на гу- манизацию общественной и государственной жизни, когда законодательство придаёт большое значение самостоятельным решениям следователей, проку- роров, судей, нотариусов. Принимаемые ими решения должны быть не только законными, но и справедливыми. Юрист должен хорошо понимать и приме- нять на практике основные понятия этических категорий: добро и зло, спра- ведливость и долг, совесть, достоинство и честь.
Учебное пособие «Профессиональная этика юриста» призвано помочь будущим юристам в формировании высокого уровня нравственно-правовой культуры, которая проявляется в умении реализовывать на практике требова- ния морали и закона в сложных условиях профессиональной деятельности.
Тема 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭТИКИ
1.1. Понятие и предмет этики.
1.2. История развития этики.
1.3. Категории этики.
1.1.Понятие и предмет этики
Этика – раздел философии, изучающий мораль (нравственность). В науч- ной литературе существуют два подхода к понятиям «мораль» и «нравствен- ность». Согласно первому, «мораль» и «нравственность» определяются как си- нонимы. Они интерпретируются как уникальные способы духовно-практи- ческого освоения мира человеком, которые совершаются в логико-рефлек- сивной, эмоциональной и подсознательной формах. Согласно второму, «мораль» – принятые в обществе представления о добре и зле, правильном и неправильном, хорошем и плохом, совокупность норм поведения, которые опираются на дан- ные представления. Если под нравственностью понимают внутреннюю сторону морали, то сама мораль является внешней по отношению к индивиду.


4
Этика как наука не даёт жёстких рекомендаций как поступить в конкрет- ном случае, но, опираясь на нравственные правила, она формирует и нравст- венное сознание и, как следствие, возможность размышлять о поступках, оце- нивать их последствия, влияние на окружающий мир и человека. Одним из главных направлений исследований в рамках этики является вопрос о пределе ответственности человека за свои решения и поступки. Пpисущая человеку способность оценивать своё и чужое поведение существует благодаря зало- женным и воспитанным в человеке моральным нормам. Эта рефлексивная способность даёт возможность оценивать мысли и поступки с точки зрения своих и чужих традиций.
Мораль можно представить в двух аспектах: с одной стороны, она ха- рактеризует личность, совокупность его моральных качеств и добродетелей, с другой – является совокупностью моральных норм. Являясь своеобразной формой общественного сознания, она не всегда связана с материальными от- ношениями и может иметь ярко выраженный идеологический характер.
В структуре этики выделяют практическую и нормативную части. Этика как практическая философия связана с ежедневной жизнью людей и в обыден- ном сознании понимается как свод принципов жизни. Результатом изучения этики становится наше поведение. Являясь наукой, этика исследует общение и поведение человека, предлагая ему высшие нравственные ориентиры, а подчас и детализированную нормативную программу достойного поведения. Этика создаёт идеал добродетельного человека, образец для подражания, форми- рующего реальные нравы общества, понятия добра и зла.
Таким образом, этика является устойчивой системой знаний и представ- лений, предметом изучения которой является мораль, её специфика и законы развития. Цель этики – изменить жизнь человека, его ценностные ориентиры и, как следствие, поведение в соответствии с полученным знанием о добродетели.
Основными вопросами этики являются:
– высшие нравственные ценности (смысл жизни, жертвенность, любовь, истина) и идеальные моральные ориентиры;
– конкретно-исторические ценности и нормы, которые содержат в себе моральные принципы и общечеловеческие ориентиры – гуманизм, милосер- дие, великодушие и пр.;
– конкретные нравы отдельных народов, существующие в тот или иной период истории, их соотношение с идеально-должным моральным поведени- ем. Например, самые общие универсальные запреты (не убий, не укради, будь честным и т.д.) и повеления, которые часто выражают как общечеловеческие устремления, так и интересы и позицию конкретных социальных групп;
– диалектика поведения личности и его морального сознания, взаимодей- ствие индивидуальной и общественной морали.
В науке выделяют основные социальные функции этики: регулятивную, ценностно-ориентирующую, воспитательную, познавательную.
Регулятивная функция. Через функцию регуляции выражается импера- тивный характер морали. Мораль превращается в вид социального управления,


5
используя нормы, предписания, оценки, мотивы. Благодаря воспитательной
функции происходит формирование определённого типа личности, передача нравственного опыта от поколения к поколению. Ценностно-ориентирующая
функция заключается в выработке норм, принципов, правил поведения, обес- печивающих становление личности с твёрдыми нравственными установками и убеждениями. Познавательная функция позволяет человеку приобретать зна- ния в вопросах морали и нравственного опыта, расширять и укреплять свои связи в обществе, совершенствовать себя как личность.
1.2. История развития этики
Формирование этики начинается одновременно с развитием греческой литературы и философии (Гомер, Анаксимен, Гесиод, Анаксимандр и др.).
Большой вклад в её развитие внёс Аристотель, считающийся, помимо прочего,
«отцом» науки этики, сочинивший уникальные произведения «Никомахова эти- ка», «Эвдемова этика», «Большая этика». Формирование этики, по мнению ис- следователей, прошло три этапа: предэтика, античное просвещение и классика.
Этика представляла одну из важнейших частей античной философии. Её определяли как рациональное мышление и знание о ценностях человеческой жизни.
Древняя этика в основном уделяла внимание человеческим добродетелям.
Зачатками первых этических взглядов являлись языческие представления древ- них о человеке, нашедшие своё отражение в мифологии. В лице Гомера, Гесио- да, Анаксимандра, Гераклита и Пифагора античная этика ставила перед собой вопросы о судьбе человека и смысле его жизни. Моральные законы представля- ла в чувственно-образной форме смелая мужественная героическая личность.
Зрелыми подходами к анализу этических понятий отличалась школа со- фистов, а также древнегреческий философ Сократ. Будучи профессиональны- ми учителями риторики и философии, они развили в этике идею о трёхступен- чатой системе воспитания – семья, школа и право, которые должны быть до- полнены эстетическим и нравственным воспитанием посредством должных и необходимых норм поведения, закреплённых в государстве.
Смыслом поисков Сократа было абсолютное знание, к которому он про- бивает дорогу своей диалектикой. В своих размышлениях Сократ приходит к пониманию основной цели воспитателя – взращиванию человеческой души.
Отсюда его обоснование необходимости поиска человеком нравственной истины.
Высокая классика является заключительным этапом «возникновения» этики. Наиболее яркими представителя данного периода были Платон и Ари- стотель. Для Аристотеля основные проблемы этики связаны с определением гражданина, у которого должны быть конкретные добродетели по отношению к государству. Благодаря их существованию он может быть гражданином, быть полезным обществу и способен осуществлять свои политические права.
Философия Платона насыщена этическими проблемами: это проблемы природы высшего блага, его осуществления в поведении людей и в жизни об- щества. В своих многочисленных диалогах («Теэтет», «Федон» и др.) Платон


6
на первый план ставит проблему очищения души от мирских удовольствий.
На его взгляд, первостепенной задачей человека является его возвышение над беспорядком, поэтому он всеми силами души стремиться к уподоблению Богу.
Для средневековья основным ориентиром для формирования этических взглядов становится Евангелие (Новый Завет) и высочайшим нравственным идеалом – Иисус Христос. Основным критерием духовного развития человека становится не знание, а его внутренняя чистота и, как следствие, морально- нравственные качества.
Рационализм культуры и философии Нового времени привёл к тому, что общеобязательные нормы морального поведения, а также сочетание индиви- дуальных личностных качеств индивида с общепринятыми нормами и прави- лами поведения становятся предметом обязательного изучения.
Развитие психологии в ХIХ веке направило этику на изучение психологи- ческих мотивов человеческого поведения. Поэтому её предметом становятся внутренние характеристики и качества личности.
ХХ век характеризуется появлением метаэтики, предметом которой явля- ется логический анализ языка морали. Являясь логическим завершением ра- ционализма, метаэтика полностью отказалась от изучения правил и норм жиз- ни. Она подвергла критике традиционную этику за попытку эмпирических определений таких понятий, как добро, истина, идеал и т.д.
В начале ХХ века этика начинает акцентировать внимание на рассмотре- нии роли моральных факторов в конкретных социальных процессах. Данного направления придерживается немецкий социолог М. Вебер. В своей работе
«Протестантская этика и дух капитализма»
1
(1904 г.) он решает проблему роли этики в культуре, рассматривает этические компоненты социальных систем, а также значение этики для экономического развития общества.
В отличие от социальной этики, этика экзистенциализма была обращена к внутреннему миру человека. Поэтому её предмет был наполнен психологиче- ским содержанием и личностным смыслом.
В конце ХХ века появляется прикладная этика, которая отражает запросы развития современной цивилизации и отвечает практическим потребностям современного общества. К прикладной этике относятся все виды профессио- нальной этики – юридическая этика, этика учёного, этика делового общения, этика бизнеса, административная этика. Современными направлениями при- кладной этики также являются политическая этика, экологическая этика, сур- рогатное материнство, генная инженерия.
1.3. Категории этики
Категории этики – наиболее общие понятия, которые применяются для обозначения объектов, изучаемых этикой. С помощью категорий в обыденном и теоретическом нравственном сознании отражаются наиболее важные момен-
1
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения:
Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М.:
Прогресс, 1990. 808 с. (Социологич. мысль Запада).