Файл: Учебное пособие для студентов направлений подготовки 40. 03. 01, 40. 05. 01 всех форм обучения М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7
ты поведения людей, нравственные чувства, отношения, взгляды и ориентиры личности. Они составляют ядро категориального аппарата этики.
Этика изучает такие понятия, как «добро и зло», «долг и совесть», «доб- родетель и порок», «честь» и «достоинство, «ответственность», «счастье»,
«смысл жизни», «милосердие», «идеал», «свобода» и некоторые другие. Её интересует моральное наполнение таких человеческих качеств, как честность, порядочность, умение держать слово и вообще всё, что связано с внутренней душевной жизнью человека: чувство стыда за совершённый поступок, осозна- ние вины, раскаяние. Этика изучает также и безнравственные явления – преда- тельство, зависть, ревность и т.д.
Спецификой этических понятий является то, что они заключают в себе определенное содержание нравственности, в них отражаются различные мо- ральные позиции одновременно, эти понятия настолько фундаментальны, что в своей сумме они выражают понятие морали.
Определяющими фундаментальными категориями этики являются добро и
зло, которые представляют собой критерииделения явлений социальной и ин- дивидуальной жизни на нравственные и безнравственные.
Долг и совесть – категории, в которых отражены особенности контроль- ных механизмов морального сознания.
Честь и достоинство отражают нравственные качества личности и соци- альной группы.
Категории смысла жизни и счастья несут в своём содержании программ- ные установки нравственной жизни личности, нравственные ориентиры мо- рального сознания, черты нравственного идеала.
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ МОРАЛИ
2.1. Происхождение морали, её назначение и основные свойства.
2.2. Биологические предпосылки возникновения морали.
2.3.Этапы исторического развития морали: принцип равного воздаяния;
«золотое правило нравственности»; этика ненасилия.
2.1. Происхождение морали, её назначение и основные свойства
В этике выделяют, в основном, три мировоззренческие позиции, опираясь на которые, исследователи решают проблему происхождения морали – это
религиозная трактовка происхождения морали, натуралистическая (в част-
ности, эволюционная) и социально-историческая.
Религиозная трактовка происхождения морали исходит из того, что нор- мы общежития между людьми устанавливаются высшими существами: в язы- честве духами или богами, в мировых религиях (ислам, христианство) Единым
Богом. Религиозные учения о происхождении морали подчёркивают её уни- версальный общечеловеческий характер. Божественные предписания распро- страняются на всех людей без исключения.
Натуралистическое учение о морали в качестве причины её возникнове- ния называет предшествующую эволюцию животного мира и человека. Своё
8
оформление эта точка зрения получила в трудах Ч. Дарвина, П. Кропоткина,
Г. Спенсера и др.
Приверженцы социально-исторического подхода пытаются найти ис- точник морали в отношениях между людьми в обществе. Следовательно, мо- раль – продукт исторического развития. В её функции входит регуляция обще- ственных отношений и поведения людей в процессе их совместной жизнедея- тельности в условиях постоянного усложнения общественной жизни (К. Маркс,
Ф. Энгельс, А. А. Гусейнов, Р. Апресян и др.). Поэтому мораль для этого на- правления является одним из социокультурных механизмов, которые обеспе- чивают стабильность общества.
Все точки зрения о происхождении морали сходятся во мнении о том, что мораль играет особую роль в жизни общества, т.е. регулирует поведение его чле- нов. Как регулятивная система, она необходима и обязательна для каждого обще- ства на всех ступенях его развития. Мораль требует от человека быть именно че- ловеком, уважать других людей, не совершать безнравственных поступков.
Основными свойствами морали являются императивность, норматив-
ность и оценочность. Под императивностью понимают требование конкрет- ного поведения, выполнения правил и предписаний морали. Благодаря этому достигается согласование интересов личности с интересами общества. Обще- ственные нормы направляют деятельность людей, соотносят нравственные качества индивида с требованиями общества, осуществляют нравственные связи поколений людей. Рефлексивная природа человека даёт ему возмож- ность оценивать свои и чужие поступки и внутреннюю жизнь, опираясь на нормы морали.
К тому же мораль является одной из форм общественного сознания, в ко- торой и находят своё отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
2.2. Биологические предпосылки возникновения морали
Проблема биологических предпосылок возникновения нравственности, в основном, рассматривается исследователями натуралистического подхода, а также приверженцами диалектико-материалистического подхода, опирающих- ся на биосоциальную природу человека.
Большинство сторонников биосоциальной концепции призывают учиты- вать общебиологические закономерности поведения животных при изучении проблемы возникновения человеческой морали. По их мнению, мораль есть развитие биологических предпосылок на социальной основе. Согласно данной концепции, нравственные нормы изначально опирались на определённые про- тотипы поведения у животных предков людей.
Диалектико-материалистическая концепция утверждает идею закономер- ности возникновения социального на основе его биологических предпосылок и считает биологические предпосылки возникновения нравственности сущност- ными социальными свойствами. Этими предпосылками нравственности были
9
предшествующие ей биологические формы отражения и регулирования взаи- моотношений, свойственные высшим животным.
В противовес натуралистической концепции можно сказать, что законы развития нравственности качественно отличны от законов развития своих био- логических основ и не сводятся к ним. Нравственность обладает собственны- ми специфическими законами развития, но в то же время зависит от психофи- зиологических механизмов своего функционирования. Биологические основы нравственности не могут быть пассивным, безразличным фоном для её фор- мирования и функционирования. Нравственность формируется в определён- ной конкретно-исторической обстановке в процессе его общественно-трудовой деятельности. Важную роль при этом играют воспитание и самовоспитание.
Социальная опосредованность биологических основ нравственности проявля- ется в том, что их формирование и развитие может происходить лишь в усло- виях социального образа жизни в процессе становления человека как социаль- но-нравственного существа.
2.3. Этапы исторического развития морали: принцип равного воздаяния;
«золотое правило нравственности»; этика ненасилия.
Принцип взаимности или равного воздаяния,одна из первых форм соци- альной регуляции,в обыденном сознании звучит так: «Как ты ко мне, так и я к тебе». Дух уравнительного равенства, пронизывающий все сферы жизни древ- него человека, обусловил появление таких социальных норм, которые выража- лись в формуле: жизнь за жизнь, око за око (талион). Смысл этого уравнива- ния состоял в том, чтобы нанести ущерб, равный повреждению, и тем самым поддержать между различными группами состояние равновесия.
Принцип взаимности в истории человеческого общества всегда был необ- ходим. Его цель заключалась в том, чтобы, во-первых, не оставлять зло безна- казанным и воспитывать благодарность за оказанные благодеяния, а во- вторых, ограничить мстительность – воздавать злом, не бóльшим того, которое причинили тебе.
Равное воздаяние вообще и талион в частности как специфический спо- соб взаимоотношения между коллективами является универсальным обычаем, характерным для всех народов на ступени их родового развития. Об основа- тельности идеи равного возмездия свидетельствует и тот факт, что она про- слеживается на протяжении всей истории и в качестве устойчивого пережитка дошла до наших дней.
В истории нравственного сознания ещё в дохристианскую эпоху появи- лись ростки нового понимания взаимности. Новое мировоззрение предлагало человеку руководствоваться идеальным представлением о благе в отношении самого себя. Оно пришло к отрицанию зла в отношениях между людьми и к самому себе. Встречается эта отрицательная формула благородной взаимности у самых разных народов древнего мира. У Конфуция она звучит так: «Не де- лай другому того, чего не желаешь себе».
10
В своём завершённом положительном варианте это «золотое правило» про- звучало из уст Иисуса Христа: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними; ибо в этом закон и пророки»
2
(Мф. 7: 12).
В Евангелии нам даётся высшая форма раскрытия «золотого правила»: не только не делать того, что в отношении себя почитаем злом, но делать то, по- ступать так, относиться к людям таким образом, как хотелось бы, чтобы они относились к нам.
Этика ненасилия – это древнейшее учение, которое означает отказ от зла и применения силы по отношению к ближнему. Истоки этой концепции нахо- дятся ещё в древности, в середине I тысячелетия до н. э. Мысль о ненасилии есть во многих религиях – индуизме, джайнизме, буддизме. В христианстве эта идея является одной из основополагающих, на ней основана Нагорная про- поведь: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду»
3
(Мф. 5: 38 – 41).
Какой смысл вкладывает Иисус Христос в эти слова? Бывают обстоятель- ства, когда подлинные христиане должны отстаивать свои ценности, сражать- ся за свою Родину. Покоряться неправде и несправедливости, особенно когда жертвой их являются другие, противоположно духу Христову. Бог призывает нас прощать личные обиды и в гражданских судах не требовать большего на- казания, чем это необходимо для общественного блага. Христиане не должны мстить. Закон правды не должен существовать без закона любви. Христос от- крывает человечеству новый путь: зло побеждается только любовью и добром.
Тема 3. МОРАЛЬ КАК ПРЕДМЕТ ЭТИКИ
3.1. Функции морали в обществе.
3.2. Моральное измерение личности.
3.3. Принципы морали: коллективизм, гуманизм, принцип справедливости
и законности.
3.4. Специфика и роль морали в условиях становления и развития право-
вого демократического общества.
3.1. Функции морали в обществе
Функции морали – это роли, которые мораль играет в обществе, обеспе- чивая его целостность, выживание и развитие. В науке выделяют основные
социальные функции морали: регулятивную, воспитательную, ценностно- ориентирующую, познавательную, коммуникативную.
Через функцию регуляции выражается императивный характер морали.
Мораль регулирует отношения и поведение людей, используя одобрение или
2
Новый Завет. М.: Изд-во «ДАНИЛОВСКИЙ БЛАГОВЕСТНИК», 2006. 1151 с.
С. 29.
3
Новый Завет. М.: Изд-во «Даниловский благовестник», 2006. 1151 с. С. 21–22.
11
порицание, поступающее как от общественного мнения, так от самой нравст- венно развитой личности.
Мораль часто стремится остановить агрессивные и эгоистические уст- ремления людей. Она направлена на то, чтобы они жили в защищённом обще- стве, но само общество реализует эти моральные правила нередко в рамках замкнутой территории.
«Высокая мораль» в той или иной мере всегда присутствует в регуляции человеческого поведения, несмотря на то, что поступки и мысли человека не всегда ею определяются. Люди часто руководствуются только своими потреб- ностями, своей выгодой, корпоративными ценностями, а не гуманностью, справедливостью и благородством. Регулятивная функция «высокой морали» выступает как желаемое, тенденция, в то время как настоящая регуляция пред- ставляет собой сложный сплав общечеловеческих и социально-конкретных нормативно-ценностных представлений. Однако роль «высокой морали» от этого не становится менее значимой. Она существует и составляет то драго- ценное ядро, которое придаёт особое качество всему поведению человека.
Воспитательная функция обеспечивает передачу нравственного опыта от поколения к поколению, формирует определённый тип личности. Воспита- тельная функция морали реализуется через целостную систему воспитания, учитывающую чувственный и теоретический уровни морального сознания и соответствующие им средства воспитания.
Мораль всегда участвует в подготовке нового поколения к будущей об- щественной деятельности, является необходимым моментом в формировании сознания. Моральное воспитание человека продолжается всю его жизнь, во взрослом состоянии оно переходит в самовоспитание, в свободный выбор цен- ностных и нравственно-психологических установок, типа поведения.
Ещё одна функция морали, которую следует выделить, ценностно-
ориентирующая. Мораль является не только повседневным регулятором от- ношений между людьми, но и силой, формирующей личность. Комплекс мо- ральных представлений, ставших внутренним миром человека, определяет, пойдёт ли человек по пути добра или по пути зла. Главные моральные ориен- тиры всегда, так или иначе, проявляют себя в практическом поведении.
Познавательная функция позволяет человеку приобретать знания в во- просах морали и нравственного опыта, расширять и укреплять свои связи в обществе, совершенствовать себя как личность.Моральное сознание может
постигать и постигает человеческий мир.
Моральное познание человеческого мира – достояние каждого из нас, мы получаем его в процессе воспитания и социализации. Кроме морального по- знания, существует ещё этическое познание, которое даёт чисто информаци- онное знание о моральных правилах, но не обязательно приводит человека к моральным поступкам. Нравственные установки усваиваются ещё в детстве и, как правило, трансформируются, под влиянием конкретных обстоятельств.
Но знание этики даёт человеку возможность осознанного выбора в решении моральных вопросов, приводит к пониманию последствий выбора и корректи- ровке собственных чувств, мыслей и поведения.