Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 2977

Скачиваний: 141

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План

1. Понятие и стадии делопроизводства и его значение для юриста.

2. Документ: значение термина, понятие и определение документа, формы документов.

3. Юридические документы: понятие и признаки, определение.

4. Значение юридических документов.

5. Виды юридических документов.

6. Подготовка перечня юридических документов.

Цель данного практического занятия - обзор существующих юридических документов.
Задания для подготовки

Наряду с усвоением того, что такое делопроизводство, надо определиться и с тем, для чего его надо знать юристам.

При рассмотрении этой темы надо четко уяснить, что такое юридические документы и чем они отличаются от других документов. Немаловажно составить схему видов юридических документов, поскольку наглядная их классификация усваивается полностью. Особо надо обратить внимание на классификацию законодательных документов и составить их таблицу. На занятие студентам следует прийти с красиво оформленными схемами, сделанными на компьютере (задание заранее дается на лекции), которые в дальнейшем помогут выполнять задание по составлению перечня юридических документов.

Только после этого возможно приступать к выполнению большого и сложного задания по составлению максимально возможного перечня юридических документов (нижнюю границу такого перечня устанавливает преподаватель). Для выполнения задания дается не менее 1 часа.

Оставшееся время используется для анализа выполненных письменных работ и их оценки.


Тема 2. Правила формирования содержания нормативных актов. Подготовка проекта нормативного акта (4 часа)
План

1. Нормативные акты как результат правотворчества и их классификация.

2. Требования к содержанию нормативных актов (законность, соответствия норм права нормам морали, целесообразность, своевременность, обоснованность, эффективность, экономичность, реальность, оптимальности, полнота, конкретность, демократичность, стабильности, своевременное обновление и др.).

3. Основные способы и приемы формирования содержания (запреты, предписания, дозволения, принципы права, правовые дефиниции, декларации, юридические конструкции, правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы, исключения).


4. Подготовка по заданию преподавателя проекта нормативного акта (акта государственного органа или корпоративного акта).

Цель данного практического занятия - выработка умения применять содержательные правила и разрабатывать оптимальные по содержанию нормативные акты с тем, чтобы они были социально адекватными.
Задания для подготовки

Занятие четко делится на теоретическую и практическую часть.

Вначале важно проконтролировать то, насколько студенты при подготовке к практическому занятию уяснили, что есть нормативные акты и каковы их виды.

Далее необходимо обратиться к краткой характеристике тех требований, которые предъявляются к нормативным актам. Прошло то время, когда их творили кто как может. Теперь это дело, имеющее общегосударственное значение и определяющее жизнь 140-миллионного народа России, поставлено на научную почву. Правил формирования содержания нормативных актов множество (законность, соответствие норм права нормам морали, целесообразность, своевременность, обоснованность, эффективность, экономичность, реальность, оптимальность, полнота, конкретность, демократичность, стабильность, своевременное обновление и др.), и именно их реализация обеспечивает качество нормативных актов.

Особую сложность представляет изучение способов формирования содержания законодательных актов. Их более десятка (запреты, предписания, дозволения, принципы права, правовые дефиниции, декларации, юридические конструкции, правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы, исключения). Все они доступны для понимания. Знание их дает студенту очень многое: даже если он не будет участвовать в сложной законотворческой деятельности, он сможет грамотно читать закон и четко уяснять его смысл в процессе реализации, когда будет юристом-практиком.

И только уяснив теорию создания нормативных актов, можно приступать к практической работе по созданию проекта нормативного акта, тематику которого определяет преподаватель.

Важно, чтобы тема законопроекта была все же не столь глобальной (допустим, введение в стране платного высшего образования).

И все же не стоит увлекаться законопроектной деятельностью. Как показывает практика, студентам лучше предложить составить какой-либо корпоративный акт и желательно связанный с вузовской тематикой, допустим Положение о дресс-коде студента, Положение об экзамене и др. Ведь написание корпоративных актов - это повседневная работа корпоративного юриста. Именно здесь тренинг будет более полезен (см. в Приложении образцы корпоративных актов).



Предварительно можно дать домашнее задание: принести каждому студенту какой-либо корпоративный нормативный акт. Здесь могут помочь работающие родители: в любой организации всегда существует множество корпоративных актов. Некоторые корпоративные акты, регулирующие деятельность своего вуза, можно найти на стендах. В организациях издаются также сборники корпоративных актов, хотя на сегодняшний день стараются хранить их в электронной форме. В качестве подспорья можно использовать книгу Т.В. Кашаниной "Корпоративные (внутрифирменные) нормативные акты. Образцы документов с кратким комментарием", 2014 г. Ее электронный вариант можно приобрести в издательстве "Проспект".

Преподавателю следует проанализировать некоторые самые интересные корпоративные акты, принесенные студентами, и отметить наличие в них достоинств и недостатков.

Проекты корпоративных актов собирает преподаватель, который их публично анализирует и оценивает.
Тема 3. Структурные правила. Составление проекта договора (4 часа)
План

1. Понятие структуры юридического документа и ее основные части.

2. Структура нормативного акта. Система структурных единиц нормативных актов и правила их использования (заголовок, оглавление, преамбула, текст, примечания, заключительные положения, приложения).

3. Структурные единицы текста (часть, раздел, глава, статья, параграф, пункт, подпункт, абзац).

4. Правореализация и правоприменение: в чем их суть и различие.

5. Правореализационные документы: понятие, виды и структура.

6. Структура договора.

7. Составление проекта договора (по заданию преподавателя).

Цель данного практического занятия - научиться структурно правильно составлять правореализационные документы и выработать умение применять структурные правила.
Задания для подготовки

Вначале следует разобраться в том, что такое структура юридического документы и каковы ее основные части. Акцент следует сделать на структуре нормативных актов как документов, имеющих наиболее сложную структуру. Это пригодится любому практикующему юристу, который научится профессионально читать любой нормативный акт.


Для того чтобы усвоить эту тему на практике, следует все же выбрать менее сложный вид юридических документов, а именно правореализационные.

Прежде всего надо разобраться, что такое правореализация и чем оно отличается от правоприменения. Здесь существует палитра мнений. Однако, чтобы не увязать в бесконечных дискуссиях, эти два понятия можно объединить другим более общим: осуществление права. Осуществление права - это воплощение (претворение) установленных норм права в деятельности субъектов права.

Следует различать два типа осуществления права:

- непосредственный тип, или реализация права, когда субъекты, которым адресованы нормы права, поступают так, как ими дозволяется или предписывается. Речь идет о нормальном поведении, которое к тому же имеет массовый характер;

- правоприменительный тип, когда деятельности субъектов права по осуществлению правовых норм оказывается недостаточно и требуется участие властного государственного органа для того, чтобы осуществить предписанное правовыми нормами.

Реализации права - это законопослушное поведение субъектов права, соответствующее их интересам. Наиболее важные наши поступки оформляются юридическими документами. Их на самом деле великое множество, и можно дать лишь их неполный перечень.

Надо отметить, что содержание и структура правореализационных документов довольно просты в отличие от нормативных актов.

Однако можно студентам предложить попробовать свои силы в составлении и более сложного документа - проекта договора.

Договор сейчас используется почти во всех отраслях права и считается универсальным юридическим документом. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры играют главную роль. Можно даже сказать, что именно договоры составляют суть рыночного механизма.

Самая общая схема любого договора выглядит так:

1) вводная часть ("шапка"), где находят отражение название договора, место и дата его заключения, называются стороны, обозначается их место в договорном обязательстве, а также указываются лица, уполномоченные подписать договор;

2) основная часть;

3) заключительная часть (реквизиты, адреса и подписи сторон).

Студенты на занятии должны научиться составлять проекты наиболее распространенных договоров, к числу которых относятся трудовые и гражданско-правовые (см. их образцы в Приложении).


Предварительно можно дать домашнее задание: каждому студенту принести договор. Здесь могут также помочь работающие родители, если в организации, где они работают, имеют дело с составлением договоров.

Преподавателю следует проанализировать некоторые самые интересные образцы договоров, принесенные студентами, и отметить наличие в них достоинств и недостатков.

Чтобы повысить интерес к занятию, лучше предлагать составить те варианты договоров, с которыми студенты (или их семьи) имели или могли иметь дело, например трудовой договор, договор купли-продажи, договор на выполнение репетиторских услуг, ремонта жилого помещения, строительства дачного домика и т.д.

Проекты договоров собирает преподаватель, который их публично анализирует и оценивает.
Тема 4. Логические правила составления юридических документов. Составление искового заявления (4 часа)
План

1. Понятие логики и особенности юридической логики.

2. Значение логических правил при составлении юридических документов.

3. Система логических правил.

4. Логические правила, общие для всех юридических документов.

5. Специфические логические правила нормативно-правового акта (обоснование мотивов принятия нормативного акта или правило мотивации, соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства, однородность правовых обобщений или правило отраслевой типизации, классификация нормативных предписаний, регламентирование нормативным актом всех элементов логической нормы права, обеспеченность нормативных предписаний санкциями, недопущение дублирования нормативных предписаний).

6. Составление искового заявления.

Цель данного практического занятия - изучить логические правила составления юридических документов и научиться логически безупречно их составлять.
Задания для подготовки

Чистая логика, или математическая логика, нужна в юриспруденции далеко не всегда. Более того, она может дать искаженный взгляд на социальную действительность.

Юридическая логика - это логика, которая действует в контексте социальных условий, политики государственной власти и групп людей.