Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 2978

Скачиваний: 141

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следовательно, это есть целенаправленная логика. Однако хотелось бы сразу же предостеречь от смешивания логики права как логики целенаправленной и логики социального заказа. Юридическая логика - это не логика политическая, а тем более не холуйская. Это логика учета многих факторов, позволяющая достичь результат точно, но, возможно, в ущерб быстроте принятия решений, это логика, где приходится делать ход не по прямой, не по кратчайшему пути, а как бы ход конем.

Уяснив особенности юридической логики, студент должен классифицировать логические правила, применяемые при составлении юридических документов, и уметь их охарактеризовать.

Практическая часть занятия могла бы быть посвящена написанию искового заявления в суд. Его фабулу продумывает преподаватель и формулирует для всех студентов. Пусть в ней используется ситуация, которая наверняка встречалась в жизни каждого студента (причинение вреда в результате покупки некачественного товара или услуги). Предварительно надо обратить внимание студентов на правильное использование изученных ранее содержательных и структурных правил, а не только логических. Ситуация в исковом заявлении должна быть описана полно, требование сформулировано четко, приведены аргументы, т.е. заявление обоснованно, и, если возможно, со ссылкой на закон (сейчас гаджеты есть у многих).

Тема 5. Языковые правила составления юридических документов. Составление жалобы в прокуратуру и ответа на нее (4 часа)
План

1. Общая характеристика юридического языка.

2. Языковые правила, общие для всех юридических документов.

3. Система языковых (лингвистических) средств юридических документов (лексические, синтаксические, стилистические правила, правовые аббревиатуры).

4. Принципы, на которых основывается язык закона.

5. Языковые правила составления правоприменительных актов.

6. Составление жалобы в прокуратуру и ответа на нее.

Цель практического занятия - изучить языковые правила составления юридических документов и научиться их составлять безупречно в языковом отношении.
Задания для подготовки

При ознакомлении с данной темой необходимо осознать значимость юридического языка для составления юридических документов. В конце концов, юрист всегда составляет юридические бумаги не для себя, а для других, и они всегда должны быть ими правильно поняты.

Юридический язык особенный. В чем состоят его особенности, следует четко уяснить, изучив общие языковые правила, которые необходимо выполнять при составлении любого юридического документа.

Система языковых средств выражения норм права и правовых предписаний довольно разветвленная и включает в себя три их вида: лексические, синтаксические, стилистические правила.

Для приобретения практических навыков можно было бы дать посильное задание составить жалобу в прокуратуру, например о захвате соседом по жилому дому придомовой территории под стоянку для своего автомобиля. К сожалению, эта ситуация типичная во многих городах. Хотя обычно в такой ситуации эмоции захватывают жалобщика, адвокату, составляющему по его просьбе жалобу, следует снизить накал страстей и сделать ее языковое оформление эмоционально приглушенным.

Помимо жалобы следует попытаться дать ответ прокуратуры по результатам ее рассмотрения. Этот документ в языковом отношении должен быть еще строже.
Тема 6. Реквизитные правила составления юридических документов. Составление кадровых документов (4 часа)


План

1. Понятие и значение реквизитных (формальных) правил и их классификация.

2. Вид правового акта.

3. Орган, принявший юридический документ.

4. Наименование (заголовок).

5. Дата, регистрационный номер.

6. Дополнительные реквизиты.

7. Составление кадровых документов.

Цель данного практического занятия - изучить правила внешнего оформления юридических документов и научиться их правильно расставлять.


Задания для подготовки

В процессе юридической работы составляются юридические документы, которые порождают юридические последствия. Порой они могут круто изменить не только правовое положение субъекта права, но и его судьбу. Крайне важно знать, кто, когда составил правовой документ, оформляющий какое-либо юридическое действие. В случае обнаружения юридической ошибки ее необходимо устранить и привлечь к юридической ответственности субъекта, действовавшего непрофессионально. Вот почему формальные (реквизитные) требования не может игнорировать ни один юрист. Они помогают идентифицировать юридический документ.

Студенты в процессе данного занятия должны попрактиковаться в составлении наиболее простых и распространенных их них - кадровых документов: заявление о приеме на работу, заявление о переходе на другую работу, заявление об увольнении по собственному желанию, приказ руководителя об увольнении работника, объяснительная, докладная записки, доверенность, расписка, заявление и др. (см. в Приложении образцы правореализационных актов).

Конкретное задание относительно содержания этих документов дает преподаватель.
Тема 7. Процедурные правила составления юридических документов. Проведение деловой игры и составление судебного решения (4 часа)
План

1. Понятие и значение процедурных правил.

2. Виды процедур: правотворческие и правоприменительные.

3. Требования к правотворческим процедурам.

4. Проведение деловой игры.


5. Написание юридического документа (законопроекта или судебного решения).

Цель данного практического занятия - изучить значимость и виды правовых процедур.


Задания для подготовки

Процедурные правила не менее важны для составления юридических документов, поскольку последствия их принятия могут быть для субъектов права самыми разнообразными, в том числе неблагоприятными. Соблюдение правил юридического делопроизводства, касающихся юридической процедуры, помогает предотвратить злоупотребления при производстве юридически значимых действий и составлении юридических документов, прежде всего со стороны государственных органов и должностных лиц.

Для приобретения практических навыков выполнения процедур преподаватель может составить любой сценарий правотворческого процесса и провести его в виде деловой игры. Можно было бы, например, разыграть ход принятия правительством постановления по какому-либо, пусть и несколько надуманному, вопросу. Можно организовать инсценировку заседания Государственной Думы по принятию некоего несложного закона.

В сильной аудитории можно провести и гражданский процесс. Задолго до проведения инсценировки гражданского процесса преподавателем выбирается фабула дела, и с ней знакомятся все студенты (лучше сделать ее распечатку).

Заранее (в конце предыдущего практического занятия) распределяются роли.

Преподаватель может упрощенно (так как, возможно, студенты еще не изучали гражданский процесс) ознакомить с ходом процесса, а также со структурой судебного решения.

Непосредственно перед судебным процессом преподаватель проводит инструктаж с тем, чтобы настроить студентов на серьезное учебное мероприятие, определяя цели и задачи деловой игры.

Те, кто не получил роли, в ходе процесса пишут юридический документ - протокол судебного заседания.

Процесс завершается вынесением судом устного решения.

Затем выделяется время для написания каждым студентом судебного решения по рассмотренному делу (образец см. в учебнике).

Преподаватель в это время проверяет сданные протоколы судебного заседания и их оценивает.

По мере написания судебного решения студенты его сдают, и преподаватель их проверяет. Затем он называет и комментирует типичные ошибки, 
допущенные студентами при их написании, и выставляет оценки.


Тематика письменных работ
1. Делопроизводство: понятие и стадии.

2. Документ как носитель информации и способы документирования.

3. Юридические документы: в чем состоят их особенности?

4. Классификация юридических документов.

5. Юридическая ответственность за нарушение правил документооборота.

6. Система правил юридического делопроизводства: какие из них наиболее сложные и почему?

7. Юридическая логика: в чем особенности?

8. Виды правотворчества: какой из них наиболее интеллектуально затратный и почему?

9. Ошибки в законотворчестве.

10. Экспертиза проектов законов.

11. Типичные ошибки при создании корпоративных (внутрифирменных) нормативных актов.

12. Планирование правотворческой деятельности.

13. Концепция нормативного акта как модель отражения социальной действительности.

14. Типы парламентов и их влияние на законотворческий процесс.

15. Договор как универсальная юридическая конструкция.

16. Правила ведения договорной работы в организации.

17. Требования к содержанию основных судебных актов.

18. Логика судебных решений и приговоров.

19. Чем объясняется различная структура судебного решения и приговора?

20. Специфика языка судебных актов.


Контрольные вопросы для подготовки к зачету


1. Понятие делопроизводства и его стадии.

2. Нормативная основа делопроизводства.

3. Значение юридического делопроизводства для юриста.

4. Документ: значение термина, понятие и виды.

5. Реквизиты документа.

6. Формы документирования.

7. Юридические документы: понятие и виды.

8. Значение юридических документов.

9. Юридическая ответственность за нарушение правил документооборота.

10. Содержание юридического документоведения (классификация правил, его составляющих).

11. Общие правила формирования содержания юридических документов (содержательные правила).

12. Общие структурные правила составления правовых документов.

13. Общие правила обеспечения логики юридических документов.