ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принципы правового государства:
-
господство закона во всех сферах жизни -
связанность законом государства и его органов -
незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность -
взаимная ответственность государства и личности -
наличие эффективных форм контроля за реализацией законов -
разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов -
верховенство и прямое действие конституционного закона -
правовая организация системы органов государственной власти -
единство прав и обязанностей гражданина -
наличие развитого гражданского общества -
соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.
25. Система и структура права.
Под системой права в ТГП понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.
Идеи общей теории систем могут быть с успехом применены при характеристике систем права. Важнейшими ее признаками являются: во-первых, целостность, единство норм права,. во-вторых, системность права. Системность можно определить как внешнее свойство системы права. Ее важнейшие качаства – непротиворечивость, отсутствие положений, которые не были бы согласованы.
Наиболее важные общие черты права как системного явления выражены в том, что право принадлежит к числу особых системных объектов, уровень которых определяется развитостью права данного государства, обусловленной, в частности, уровнем кодифицированности законодательства. Право – это функциональная система, ее возникновение, существование и развитие подчинено либо интересам политических сил, стоящих у власти, либо общенародным; право – формализованная система, оно объективируется, выражается в нормативных актах; право – сложная многоуровневая структура.
Всякая система предполагает два основных компонента, во-первых структуру – обособление и набор относительно самостоятельных элементов в рамках какого-то единого более общего целого и , во-вторых, взаимодействие элементов структуры.
Первичным элементом системы права является правовое предписание – норма права. Целостное множество норм права, взаимодействие между ними порождают новые качества, не присущие ее отдельным частям.
Отдельные части системы права, разграниченные по предмету правового регулирования, называются отраслями права, под которыми понимаетсяя совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения (административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное).
Метод правового регулирования – совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений. Его называют юридическим критерием выделения отраслей права.
Если норма права есть исходный элемент, основная клеточка права, то правовой институт представляет собой основной элемент отрасли права, первичное, самостоятельное структурное подразделение отрасли, где правовые нормы группируются по их юридическому содержанию. Юридические нормы образуют отрасль не непосредственно, а через правовые институты. Правовой институт – это часть отрасли права, регулирующая самостоятельный вид однородных общественных отношений.
26. Структура правовой нормы.
Норма права – это общеобязательное, установленное и охраняемое государством правило поведения, выражающее определяемые материальными условиями жизни общества волю и интересы народа (политических сил, стоящих у власти), активно воздействуя на общественные отношения в целях их упорядочения.
При анализе структуры нормы права следует исходить из философского понимания этой категории. Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей.
Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входит три элемента:
а) гипотеза – указание конкретных фактических жизненных обстаятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие;
б) диспозиция – «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гепотезе;
в) санкция – вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или, поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции – побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.
Содержание нормы права едино, ее элементы не изолированы, а составляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одно из другого. Структура нормы права – это и есть связь между ее элементами, или, точнее, способ связи, который состоит в общем и государственно-обязательном характере нормы права. Иначе говоря, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя – с санкцией, и наоборот.
27. Правовая форма на современном этапе российской государственности.
28. Система социальных регуляторов: нормативные, ненормативные регуляторы.
29. Тоталитаризм как политический режим.
Тоталитарное государство – государство, в котором административное управление строится на началах всевластия, оно не определяется законом. Из жизни общества исключается независимое правосудие и права человека, все общество попадает под тотальный контроль управленческого административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений, осуществляется беспрепятственное подавление личности.
Тоталитарное государство беспредельно расширяет свое вмешательство в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своегог управления и принудительного регулирования. Слово «тотус» означает на латыне «весь, целый». Тоталитарное всеобъемлющее управление осуществимо, как правило, только при диктатуре, основанной на структурной нерасчлененности власти, на монополии работодательства, на однопартийности.
30. Государство в политической системе общества.
Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правещей партии, а с другой – иных звеньев этой системы.
Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения. Следовательно, с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества. Идеи участия каждого человека в решении общих дел, ответственности каждой личности за судьбу государства, общества в целом нашла свое конкретное выражение в целом ряде законов, Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами:
-
государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого; -
государство выступает организацией всех граждан, представляет общество в целом; только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым. -
государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения; -
государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения; -
государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти; -
государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.
Государство относится к числу собственно политических организаций, что, будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической власти.
31. Право в системе регулирования общественных отношений.
32. Сущность права. Общесоциальное и классовое в праве.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем использования власти, а путем нормативного регулирования.
Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для приемущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни, из жизни людей.
Право в этом отношении неотделимо от справедливости. «Право», «правовое», «справедливое» – это один ряд близких по значению слов. Когда мы говорим «право», понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических нормах, о законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость, четкий порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость.
Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы упорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй воли, согласования позиций в соответствии с установленными законом принципами, с твердыми критериями правового и неправового. Право, как и государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную, «здоровую» жизнь.
Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем, издаются не отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды подчас становятся инструментом политики или, как утверждала марксисткая теория, «волей господствующего класса, возведенной в закон». В такой обстановке, связанной с классовым использованием права, злоупотреблением государственной и судебной властью, оно во многом теряет свое общественное предназначение, может само стать негативным фактором, реакционной силой.
33. Право и политика, их взаимодействия.
Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои установления. Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, порождается не ей, а государством в процессе особой государственной деятельности – правотворчества.
Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно, право ни в коем случае не является универсальным средством организации государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой государством.
Политика – это принципиальное направление деятельности государства относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. Общим для государственной политики и права является то, что они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти.Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования общественных отношений, которые соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика