Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одним из ключевых факторов эффективного развития санаторно-курортной отрасли является формирование прогрессивной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения, возникающие на рынке санаторно-оздоровительных услуг [29, с.13]. Государству следует сформировать свою политику по отношению к санаторно-курортной отрасли и обнародовать в виде соответствующих документов: «Концепции государственной политики развития санаторно-курортной помощи в Российской Федерации», федеральных законов: «О курортах федерального значения» и «Об основах курортного дела в Российской Федерации». В Законе должен присутствовать понятийный аппарат, цели и задачи отрасли, возможные источники финансирования, вопросы лицензирования и сертификации услуг, аккредитации органов по сертификации [29, с.60,], а также правовое обеспечение государством оздоровления граждан, нуждающихся в социальной поддержке [22, с.182].
Таким образом, проблемами развития санаторно-курортной отрасли в РФ являются: отсутствие единой государственной политики в области финансового и нормативно-правового обеспечения санаторно-курортной отрасли, что приводит к снижению доступности санаторно-курортного лечения и оздоровления для населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная политика Российского государства может быть охарактеризована как комплекс мероприятий, обязательных в силу требований конституционных норм, относящихся к основам конституционного строя Российской Федерации, детализируемых нормативными правовыми актами как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации и, прежде всего, в основных законах (конституциях и уставах российских регионов).
Роль и значение социальной сферы трудно переоценить при анализе достижений того или иного региона. Ослабление внимания к проблемам образования, здравоохранения, культуры по принципу обратной связи сказывается на экономике. Уровень развития общества в целом определяется, исходя из основного типа хозяйства и установившейся иерархии ценностей и интересов, присущих населению.
Социальная сфера относится к сложным экономическим системам, поэтому важно четко выделять субъекты и объекты, входящие в социальную сферу. При анализе необходимо установить взаимосвязи объекта управления с другими сферами общественного производства, структурировать сам объект управления и рассмотреть его элементы во взаимосвязи. Для лучшего понимания данного вопроса, определим понятие «социальная сфера».
При изучении основных показателей современного состояния санаторно-курортной отрасли были выявлены следующие тенденции:
Несмотря, но то, что санаторно-курортные учреждения РФ в решении общей задачи охраны здоровья населения составляют единый комплекс, требующий управления и организационно-методического обеспечения в рамках Минздрава остаются нерешенными следующие проблемы:
Вследствие принадлежности санаторно-курортных организаций разным ведомствам, отсутствия единой структуры санаторно-курортного фонда, разрозненности информация о санаторно-курортном фонде, нет общего представления о состоянии санаторно-курортной отрасли в целом, не разработана единая методика представления статистической информации о СКО, что затрудняет применение системного управленческого подхода.
Ухудшение материально-технической базы и сервисного обслуживания в санаторно-курортных организациях способствовало тому, что санаторно-курортные организации страны становились неконкурентоспособными в новых экономических условиях.
Отсутствие государственного социального заказа на оздоровление населения на курортах и, и как следствие затруднение в решении комплекса задач последовательной реализации лечебно-оздоровительных мероприятий в цепочке «поликлиника-стационар-санаторий». Резкое сокращение бюджетных ассигнований, выделяемых на развитие санаторно-курортных учреждений. Сокращение финансовых поступлений из Фонда социального страхования, а, следовательно, здравоохранение утратило финансовые рычаги влияния на санаторно-курортную отрасль Российской Федерации и потеряло звено, существенно влияющее на оздоровление лиц трудоспособного возраста, с незначительными отклонениями состояния здоровья.
Вышеперечисленные обстоятельства привели к сокращению числа санаторно-курортных организаций, их перепрофилированию в не лечебные организации. Произошло изменение организационно-правовой формы санаторно-курортных организаций, большая часть санаторно-курортных учреждений стали коммерческими организациями.
Ретроспективный анализ деятельности санаторно-курортных учреждений в России свидетельствует о том, что традиционные методы управления санаторно-курортным делом, основанные на централизованных решениях и при отсутствии инициативы снизу, не позволяют добиться существенных успехов не только в решении проблем управления, но и в повышении медицинской эффективности санаторных услуг.
Вместе с тем, важно отметить и позитивные аспекты развития санаторно-курортной отрасли: Внедрение технологий маркетинга и менеджмента, информационных технологий в управление санаторно-курортными организациями.
За прошедшие годы законодательство, решающее основные проблемы санаторно-курортной деятельности, полностью не сформировано. Были приняты, непосредственно относящиеся к санаторно-курортной системе, федеральные законы:
-
О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях икурортах -
Об особо охраняемых природных территориях -
ряд региональных законов вразвитие этих федеральных законов. -
несколько Указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства Российской Федерации, которые посвящены решению частных вопросов санаторно-курортного обеспечения и развития отдельных курортных регионов федерального значения.
При этом разработано множество подзаконных документов, в частности приказы Минздрав соцразвития, касающиеся введения стандартов санаторно-курортного лечения (более 25 стандартов)
Осуществление государственного контроля качества услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями, состоит из воздействий различной направленности со стороны государства: это процедуры лицензирования, добровольной сертификации санаторно-курортных услуг, сертификации систем менеджмента качества, аккредитация органов по сертификации, стандартизации.
В целях упорядочения функций контроля процедура лицензирования обязательна и носит разрешительный характер, в свою очередь сертификация проводится на добровольной основе и подтверждает определенный заявленный уровень качества оказания санаторно-курортных услуг.
Несовершенство нормативно-правовой базы и механизма проведения аккредитации Органов по сертификации, способствовали появлению недобросовестных Органов по сертификации, сводивших всю процедуру сертификации к формальности, и как следствие, подрывающих доверие к институту сертификации.
В этой связи, актуальным является решение проблемы некомпетентности Органов по сертификации и последующей реализации управляющих воздействий. При этом на процесс управления качеством услуг санаторно-курортной сферы большое влияние оказывают социальные отношения, складывающиеся в обществе, где государство действует как субъект отношений, определяющий механизм управления, и как социальный институт, способствующий обеспечению прав на получение качественных санаторно— курортых услуг гражданами России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) -
Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 29.07.2018) -
Постановление Правительства РФ от 21.04.2018 года № 490 (в ред. от 21.04.2018 года). «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» -
Федеральный Закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. (в ред. от 07.12.2011).
Научная литература
-
Алтов В.Д. Задачи по достижению здоровья для всех. СПб., 2015, с. 244 -
Беседкина Н.В. Медицинское право. Курс лекций. М., 2016, с.137 -
Бенедиктова Д.Д. Всеобщее право на здоровье и его реализация в различных странах мира.М., 2017, с.154 -
Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. –М.: Кнорус, 2016, с. 234 -
Гавалев Р.Д. К вопросу о понятии и содержании конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотчуждаемого права человека и гражданина. М., 2017, с. 68 -
Гаджиев Р.С. Сельский врачебный участок. М., 2016, с. 116 -
Гурочкина Ю.Д. Медицинское право. Казань, 2015, с. 289 -
Дмитриев Э.А. Медицинское право. М., 2017, с. 157 -
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. Учебник.М.: БЕК, 2015, с. 134 -
Манерова О.А. Медико-социальная помощь. М., 2018, с. 157 -
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения – Международный центр финансово-экономического развития. М.: Норма. – 2015 с. 567 -
Миняев В.А. Общественное здоровье и здравоохранение. М., 2018, с.123 -
Мохов А.А. Медицинское право (правовое регулирование медицинской деятельности). Курс лекций. М., 2017., с. 278 -
Назарова Е.Н., Основы социальной медицины. М., 2016, с. 456 -
Никифоров Г.С. Психология здоровья. М., 2017, с. 378 -
Павлов В.Ю. Виды и уровни медицинской помощи. М., 2017, с. 234 -
Сергеев А.И. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в системе основных личных и социально-экономических прав человека и гражданина в России. Хабаровск., 2017, с. 321 -
Сергеев С.И. Реализация конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ. Хабаровск., 2015, с. 245 -
Такитов А.А. Социальная политика. М., 2018, с. 231 -
Тен Е.Е. Основы социальной медицины. М., 2017, с. 123 -
Чернов А.Ю. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации. М., 2017, с. 431 -
Черносвитов Е.В. Прикладная социальная медицина. М., 2015, с. 231 -
Яценко Е. Ю Медицинское право. М., 2017, с. 321 -
Кузьменко В.Г., Баранов В.В., Шиленко Ю.В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики, М., 2016, с.256 -
Лучкевич В.С., Поляков И.В. Основы медицинского страхования в России. Санкт-Петербург, 2017г, с. 234 -
Селезнев В.Д., Поляков И.В. Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях переходной экономики. Санкт-Петербург, 2016г, с. 785 -
Поляков И.В., Зеленская Т.М., Ромашов П.Г., Пивоварова Н.А. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1997.