Файл: Санитарнокурортное лечение в рф.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», так как работа сданной категорией граждан является плановоубыточной для санатория любой коечной мощности [9, с.13].

Вместе с тем необходимо отметить, что имеющийся санаторно-курортный фонд страны в ряде случаев используется недостаточно эффективно. Многочисленные санаторно-курортные организации, сложившиеся во времена регулярных дотаций со стороны государства, оказались неприспособленными к новым экономическим условиям и, следовательно, нерентабельными в условиях жесткой конкуренции [10, с.8]. Несоответствие мировым стандартам по комфорту, нацеленность большинства санаториев исключительно на контингент больных людей по существу отсекли от отдыха на отечественных курортах потоки практически здоровых лиц, прежде всего молодежи, устремившихся на зарубежные туристические комплексы [8, с.13].

Одна из весомых причин оказания услуг, несоответствующих мировым стандартам, это недостатки в профессиональной подготовке как медицинского, так и, особенно, обслуживающего персонала. При анкетировании СКО крупнейшего федерального курорта страны Сочи, проведенном экспертами Проекта EU/TACIS EDRUS 95101 (Regional report Sochi, april 1996), выявлен дефицит умений и навыков, а, следовательно, и знаний о гостеприимстве. [25, с.16].

Отсутствие единого информационного поля о санаторно-курортном фонде приводит к отсутствию общего представления о состоянии санаторно-курортной отрасли в целом, что затрудняет применение системного управленческого подхода [17, с.71]. Кроме этого, не разработана единая методика сбора, хранения и анализа информации о количественном и качественном составе санаторно-курортной отрасли вроссийских регионах. Анализируемые данные Росстата, Фонда социального страхования РФ и других органов и организаций, осуществляющих учет СКО, сильно разняться и во многом противоречат друг другу [17,18, 55]. Поскольку в результате происходящих перемен многие организации прекратили свое существование, начиная с 90х годов прошлого века число санаториев, пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев сократилось на 30% [17, с.48], или поменяли название, форму собственности, сократили количество коек и.т.д. [29, с.85].

Уже к концу 90-х СКО стали адаптироваться к рыночной экономике. Сейчас многие СКО работают с высоким уровнем загрузки, который в 2018г. составил в среднем по стране 67%. В ряде регионов Центральной России, Урала и Поволжья загруженность СКО достигла 90-100%, а в Башкирии, Челябинской области и на Алтае спрос — превысил предложения [23, с. 99].


Вместе с тем, в организации санаторно-курортного дела нарастали проблемы, мимо решения, которых государство пройти не могло. Это касается, прежде всего, адресности использования средств на санаторное лечение. Методы работы Фонда социального страхования, его региональных отделений не учитывали интересы санаторно-курортных учреждений, отличались высокой степенью субъективности, зачастую— предвзятостью [10, с.8].

Вместо оценки качества санаторно-курортного продукта главным критерием отбора была самая низкая по сравнению с конкурентами цена. Излишне говорить, что чем выше качество обслуживания, уровень материальной базы, тем больше стоимость путевки. Поэтому бюджетное финансирование должно приходить к тем, кто показал меньшую цену при высоком качестве [13, с.3]. Важным аспектом данной проблемы является и то, что льготные санаторно-курортные путевки не являлись формой установления социальной справедливости, так как они выделялись без учета уровня доходов отдельных граждан, то есть фактически льготировалось все трудоспособное население, что государство (и не только наше) себе позволить не может [21, 158]. Поэтому реорганизация финансирования СКК из внебюджетных фондов назрела.

В настоящее время смещен акцент в распределении средств с санаторно-курортного лечения на долечивание после стационара в условиях санатория (Приказ ФСС РФ N 190, Минздрава РФ N 355 от 14.09.2001 О долечивании больных в условиях санатория).

Вступил в действие Федеральный Закон от 24.07.98 № 125-ФЗ (в ред. от 07.03.2018) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который также предусматривает профилактику и медицинскую реабилитацию в условиях СКО [13, с.7].

При реализации задач обеспечения доступности медицинской помощи следует учитывать, что возможность получения медицинской помощи не гарантирует ее надлежащего качества. Более того, увеличение объемов финансирования здравоохранения без создания систем управления качеством медицинской помощи вообще может не привести к улучшению его состояния [23, с. 56].

Положение усугубляется и тем, что до настоящего времени не определена потребность в санаторно-курортном лечении в соответствии со структурой заболеваемости россиян и по таким группам населения, как участники ВОВ, инвалиды, дети, жители экологически неблагополучных районов, и др. Их санаторно-курортное лечение обеспечивается за счет государственных ассигнований и средств ФСС России. Неопределенность целевой потребности приводит к нерациональному использованию финансовых ресурсов и снижает эффективность лечения [19, с. 98].



Значительные средства государственного бюджета направляются на оплату путевок для некоторых социально незащищенных категорий граждан. В приказе Минздравсоцразвития РФ от 04.10.2011 N 1129н «О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2012 году» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.10.2011N 22065) прописано: Установить стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 1 января 2012года: для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (за исключением граждан, указанных в абзаце третьем настоящего пункта), атак же лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов, в размере, не превышающем 879,3 рубля; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1375,5 рубля. Важно, чтобы эти средства были использованы с максимальной пользой для здоровья населения.

Так как развитие курортов происходит в тесной взаимосвязи с развитием экономики государства, его науки и культуры, оно должно быть обеспечено под эгидой государства необходимой нормативно-правовой базой [5, с.3].

В современных условиях не только медицинская, но и экономическая сторона деятельности учреждений здравоохранения и санаторно-курортной отрасли во многом определяются действующей нормативно-правовой базой [28, с.160,177]. Нормативно-правовая база здравоохранения на сегодняшний день - это положения Конституции РФ, Федеральный закон от 21.11.2011N 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», более десяти законов РФ, закрепляющих правила поведения участников правоотношений в разных областях медицины и, без преувеличения, огромный массив подзаконных документов, детально освещающих вопросы регулирования частных проблем здравоохранения. [34, с.161].

Санаторно-курортная отрасль координируется действующим законодательством Российской Федерации, которое включает в себя следующие основные нормативно-правовые акты:

- Закон РФ от 23.02.95 N 26-ФЗред. от 28.12.2013) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

- Закон РФ от 14.03.95 № 33-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) «Об особо охраняемых природных территориях»;


- Постановление Правительства РФ от 2.02.1996 г. № 101. (в ред. от 30.12.2000) «О Федеральной целевой программе «Развитие курортов федерального значения»,

- Постановление Правительства РФ от 7.12.1996г. № 1425 ред. от 05.06.2013) об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения»;

-Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. №1426 (в ред. от 05.06.2013) «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения».


2.2 Правовое регулирование санаторно-курортного лечения


В настоящее время в Российской Федерации изменены механизмы

организации и финансирования санаторно-курортного лечения застрахованных работающих граждан в связи с необходимостью санаторного долечивания непосредственно после стационарного лечения заболеваний, а также оздоровления детей застрахованных граждан при направлении их в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия.

До 2010 года на эти цели выделялись средства обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей являлась страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования.

Понятие санаторно-курортного лечения раскрывается в Законе об основах охраны здоровья граждан.

Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.

Санаторно-курортное лечение направлено:

1) на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;

2) восстановление или компенсацию функций организма, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности.

Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Нормативно-правовая база, на основе которой осуществляется санаторно-курортное лечение, включает акты разных уровней. Так, исходя из положений федеральных законодательных актов санаторно-курортное лечение предоставляется:

1) в порядке государственной социальной помощи;

2) в рамках обязательного социального страхования;

3) детям в качестве обеспечения их прав на охрану здоровья и медицинское обслуживание;

4) отдельным категориям граждан, занятых на работах с особыми условиями труда;

5) особым категориям граждан в качестве меры их социальной поддержки (например, Герои, доноры и др.);