ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду.

Таким образом, для старших подростков и для де­вушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Юность.

В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.

Общеобразовательная школа с ее романтическими устремлениями и профессионально ориентирован­ными мечтами осталась в прошлом. Желаемое буду­щее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.

У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознавае­мый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение буду­щей социально-профессиональной роли способствует конституированию себя как представителя определен­ного профессионального сообщества.

Молодость (до 27 лет).

Это возраст социально-профессиональной активности.

Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора.

Как правило, уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы.

Актуальным становится профессиональный рост.

Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщением профессиональным трудом.


Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуали­зируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку «Я-концепции».

Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей. Перечислим некоторые из них:

■ совершенствование и повышение профессиональной квалификации;

■ инициирование повышения в должности и смена работы;

■ выбор смежной специальности или новой профессии.

Очевидно одно: для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену места работы или профессии.

Зрелость.

Это наиболее продуктивный возраст — период реализации себя как личности, использования своего профессионально-психологического потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека.

Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, Индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека.

Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния — профессионального оптимизма.

Все эти профессионально обусловленные измене­ния способствуют профессиональному самоутвержде­нию, конституируют самоопределение личности в профессиональной культуре и означают полную интегра­цию в профессиональную среду.

Наряду с этими психологически позитивными изменениями происходят и деструктивные. Часть профессионалов, в большей мере сориентированных на признание своего профессионально-психологического потенциала, не удовлетворенных своим профессиональным и должностным статусом, вновь ревизуют свою профессиональную жизнь. «Аудиторство» собственных профессиональных достижений приводит их к мысли о необходимости кардинальной смены работы, должности и даже профессии.



Однако груз огромного положительного профессионального опыта и достижений снижает профессиональную мобильность личности, затрудняет возможности профессиональной миграции. Компенсацией сужающегося профессионального пространства становится инициирование получения, «добывания» разного рода профессиональных наград, социально значимых должностей, премий, званий и т.п.

Пожилой возраст.

Достижение пенсионного возраста приводит к уходу из профессиональной жизни. К55  60 годам личность не успевает полностью исчерпать свой профессиональный потенциал. Все еще высокий профессионализм, несмотря на имеющуюся профессиональную усталость, порождает сомнение в оправданности выхода на пенсию. Наступает тревожное время, в одночасье разрушаются десятилетиями складывавшиеся стереотипы, образ жизни.

Профессионально важные качества, профессиональные знания и умения, опыт и мастерство — все становится невостребованным. Эти негативные моменты ускоряют социальное старение.

Профессиональная жизнь после карьеры возможна для тех пожилых людей, которые находят в себе силы продолжать активную профессиональную деятельность в формементоринга — наставничества, передачи профессионального опыта.

Для большинства пенсионеров характерны психологическая растерянность, ощущение «профессиональной беспризорности», дезинтеграция из профессиональной среды, вызывающие тягостные переживания своей ненужности и бесполезности.

6.Какие вы знаете периодизации развития человека как субъекта труда?

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым.

Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит ос­воение функций восприятия, движения, речи, простейших пра­вил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

Стадия игры (от 3 до 6 – 8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также зна­комство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя...). Заметим, что «игра – это дитя труда», и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложне­ние труда.


Стадия овладения учебной деятельностью(от 6–8 до 11–12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоана­лиза, способности планировать свою деятельность и т. п. Особен­но важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая желание погу­лять и расслабиться после школы.

Стадия «оптации» (от лат. optatio – желание, выбор) (от 11–12 до 14–18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознатель­ного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек, находящийся в ситуации професси­онального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный; как отмечает сам Е.А. Климов, «оптация – это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии.

Стадия адепта– это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

Стадия адаптанта – это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от несколь­ких месяцев до 2-3 лет.

Стадия интернала – это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество в качестве полноценного члена (от англ. internal – внутренний).

Стадия мастеракогда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т. е. работник заметно выделяется на общем фоне.

Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим сре­ди мастеров. Естественно, не каждый работник может достичь этого уровня.

Стадия наставника– высший уровень работы любого специа­листа. Эта стадия интересна тем, что работник становится не про­сто великолепным специалистом в своей области, но и учите­лем, способным передать лучший свой опыт ученикам и вопло­тить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образом, высший уровень развития любого специалиста – это педагоги­ческий уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечи­вают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший наставником-учителем, по-своему тоже является носителем культуры в лучшем смысле этого слова.


7.Особенности профессионального самоопределения каких стадий становления личности можно наблюдать в организации? Как они влияют на эффективность труда человека?

Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуализирует рефлексию своего бытия, порождает самооценку и самоанализ «Я-концепции».

Очевидно, что для многих молодых людей к 30 годам вновь становится актуальным профессиональное самоопределение. Наступает кризис, который сопровождается:

  • 1. Трудностями профессиональной адаптации, особенно в плане общения с разновозрастными коллегами.

  • 2. Освоением новой ведущей деятельности - профессиональной.

  • 3. Несовпадением профессиональных ожиданий и реальной действительности.

  • 4. Неудовлетворенностью возможностями занимаемой должности.

  • 5. Сравнением своих успехов с успехами бывших сокурсников.

  • 6. Потребностью в дальнейшем повышении квалификации.

  • 7. Созданием семьи и ухудшением финансовых возможностей.

  • 8. Неудовлетворенностью собой и своим профессиональным статусом.

Решение данных проблем личностью в процессе профессионального самоопределения, либо позволяет оставаться в избранном профессиональном поле деятельности и утверждать себя в ней, или менять место работы, профессию.

Наиболее продуктивным возрастом реализации себя как личности, использования своего профессионально-психологического потенциала является зрелость. В этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы. Полная погруженность в профессиональную деятельность, удовлетворенность выбранной профессией, подтверждение своей профессиональной значимости характеризует данный период развития профессионала.

Однако и в этом возрасте неизбежным остается проблема профессионального самоопределения. Наряду с психологически позитивными изменениями происходят и деструктивные:

  • 1. Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации.

  • 2. Изменение в профессионально-ценностной сфере.

  • 3. Неудовлетворенность своим профессиональным и должностным статусом.

  • 4. Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли.

  • 5. Сужение социально-профессионального поля.

  • 6. Психофизиологические изменения и ухудшение здоровья.

Пожилой возраст приводит к уходу из профессиональной жизни.