Файл: Роль и место педагогической профессии в современном обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Многопрофильный колледж при КУ им. Ш. Уалиханова
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Педагогика

на тему:

«РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»



Выполнила

Учащаяся IV курса

Группы РО-919

Агупова Н.В.
Научный руководитель

Курмангалиева М.Е.

Кокшетау – 2022
СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………..........

3

Глава 1. Теоретические аспекты педагогической профессии………………

5

1.1.Понятие о монологической и диалогической речи……………………...

5

1.2 Статус педагогической профессии в современном обществе………….

8

Глава 2. Исследование творческого потенциала, эмоциональной устойчивости педагога и его роли в жизни общества………………………


11

2.1 Цель, содержание и анализ методики исследования……………………

11

Заключение…………………………………………………………………….

19

Список использованной литературы………………………………………...

21


ВВЕДЕНИЕ
Профессия педагога является одной из древнейших профессий на планете. Исходя из развития общественного строя, роль педагога в обществе и требования к нему также подвергались изменению на протяжении своего существования. Неизменным оставалось и остается то, что данная профессия является одной из самых сложных, востребованных, ответственных, гуманных и творческих в мире.

Учитель осуществляет связь между прошлым, настоящим и будущим.

Однако в наше время многими обесценивается данная деятельность. Также существует нехватка кадров. В нашей работе мы проанализируем с чем это связано, и докажем необходимость педагогической профессии в современном обществе и ее важность.

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью педагогической деятельности в современном мире. Эта необходимость связанна, в первую очередь с тем, что каждый человек нуждается в обучении и воспитании. И более того, эти процессы нуждаются в профессиональном подходе, ведь от них зависит будущее человека. Именно поэтому профессия педагога остается актуальной до сегодняшних дней, и останется таковой всегда.


Проблему роли педагога в обществе исследовали такие ученные как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и ряд других ученых.

Важным является так же то, что выбор данной профессии человеком должен быть осознанным и самостоятельным. Ведь, выбирая данную профессию, человек берет огромную ответственность за будущее поколение.

Объект исследования педагогическая деятельность

Предмет исследования роль педагогической деятельности в современном мире

Цельпроанализировать и оценить роль педагога в современном мире

Задачи:

  • Рассмотреть содержание педагогической профессии

  • Выявить статус педагогической профессии в современном мире

  • Исследовать творческий потенциал и эмоциональную устойчивость педагога

  • Выявить роль педагога в современном обществе

Методы: теоретический анализ историко-педагогической и психологической литературы; изучение и анализ интернет-источников; интерпритационно-описательные – количественный и качественный анализ эмпирического исследования; обработка статистических данных.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.


Глава 1 Теоретические аспекты педагогической профессии


    1. Содержание педагогической профессии


Профессия учителя является одной из древнейших профессий мира и понимается как вид трудовой деятельности, осуществляемой людьми, обладающими специализированным набором педагогических знаний и навыков, приобретенных в процессе целенаправленной профессиональной подготовки.

«Педагогическая профессия — род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.» [1, с. 418]

Специфика профессии учителя заключается в том, что субъектом и объектом его педагогической деятельности является человек. При этом главным объектом является нравственное и духовное развитие человека, а не его физическое развитие. [2, с. 27]

Из этого исходит первое и одно из самых важных качеств педагога – умение общаться с людьми. При

этом не просто общаться, но и воздействовать на умственную деятельность учащихся.

Кузьмина Н. В. в одном из своих педагогических трудов выявила место педагога среди следующих категорий:

–По степени квалификации педагогическую профессию относят к группе профессий, которые требуют длительной подготовки кадров и высококвалифицированного труда.

–По степени активности и уровню ответственности педагогическая профессия предполагает высокий уровень активности и ответственности педагога.

–По степени удовлетворенности профессию педагога относят к тем, которые предполагают высокий уровень проявления данного качества.

–По характеру проявления негативных качеств и деформаций личности профессия относится к той категории, которая может способствовать появлению профессиональных деформаций. [3, с. 32]

Данная классификация доказывает то, что педагогическая профессия является достаточно требовательной и требует подготовки высокого качества. Как уже было отмечено, данная профессия требует инициативности со стороны педагога. Связано это с постоянным развитием образования и необходимостью соответствовать его критериям. Также это связано с тем, что в процессе обучения необходимо учитывать творческий потенциал и уровень подготовки обучающихся.

Ядром педагогической профессии является профессиональная компетентность, педагогическое мастерство.

«Педагогическое мастерство — совсем не пустое дело. В педагогических вузах этим педагогическим мастерством и не пахнет. Там и не знают, что такое педагогическое мастерство. Мы имеем такое положение, когда это мастерство каждый имеет право назвать кустарным, и правильно.» [7, с. 234]

И так как профессия педагога требует подготовки кадров высокого качества, рассмотрим профессиональные функции, которыми должен обладать компетентный педагог по мнению Аминова Н. А.:

–Обучающая функция. Обучение, являясь разделом учебного процесса, относится к компетенции профессионального педагога. Систематическое обучение может осуществлять только хорошо подготовленный профессионал. Во время обучения учитель развивает у своих учеников интеллектуальные и познавательные способности, а также обеспечивает формирование у них нравственного и правового сознания, развивает эстетическую чувства, любовь к труду, экологическую культуру.

–Воспитательная функция. Она является постоянной по времени и является непрерывной, так как относится ко всем возрастным группам людей. Благодаря воспитанию обеспечивается целенаправленное формирование и развитие личности.


–Коммуникативная функция. Педагогическую деятельность невозможно представить без общения, ведь именно в процессе общения педагог оказывает воздействие на обучающихся, координирует свою работу со своими коллегами, родителями учеников, а также осуществляет учебно-воспитательную работу.

–Организаторская функция. Педагог в своей деятельности постоянно взаимодействует с разными группами обучающихся, родителей, коллегами и общественностью. Ему необходимо регулярно согласовывать действия различного характера и каждому участнику находить его место в целях максимального раскрытия его способностей. Для этих целей педагог подбирает оптимальное учебно-воспитательное занятие, решает, когда его нужно проводить и определяет, кто и в какой роли будет в нем участвовать.

–Коррекционная функция. Она связана с тем, что педагог на постоянной основе отслеживает, проводит диагностику хода учебно-воспитательного процесса, оценку промежуточных результатов и при необходимости вносит коррективы как в свои действия, так и действия воспитанников. [4, с. 400]

Стоит отметить, что педагог должен сочетать в своей деятельности все эти функции, иначе процесс обучения не будет являться целостным.

Данные функции направлены на выполнение задач двух видов деятельности, которыми обладает педагогика:

1. Воспитание, под которым понимается формирование и развитие духовной сферы личности школьников;

2. Преподавание, куда входит организация педагогом учебного процесса.

В целом, вся профессия педагога строится на гуманизме. Гуманистическая направленность работы учителя проявляется в признании человека как высшей ценности на земле, в признании важности личности каждого ребенка и в умении общаться с детьми на основе любви и уважения. А гуманистическая направленность образования, обучения и воспитания, в свою очередь, проявляется в признании человеческого характера каждого ученика и развитии духовных качеств, педагогической поддержке и внимании к каждому ребенку.

Выполнение профессиональных функций требует от педагога также специальных знаний и умений, способностей, профессиональных качеств личности, техники взаимодействия с людьми, мастерства и творчества. При этом важно знать и учитывать современные требования к учителю.


Требования к учителю определяются прежде всего обществом, в котором он трудится. Они складываются на основе ранее сложившихся требований и получивших свое признание в новых условиях, а также учитывающих перспективы развития общества в целом и системы образования в частности.

Современные требования к педагогу и его деятельности обозначены прежде всего в Законе РК «Об образовании», на основе которого строятся уже другие законы и концепции.

В Законе РК «Об образовании» подчеркивается ведущая роль педагога в достижении целей образования, направленных на всестороннее развитие подрастающих поколений, а также ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи; указывается на необходимость привлечения талантливых специалистов для осуществления учебного процесса в школах на достаточно высоком уровне, важность проведения научных исследований, освоения новых технологий и информационных систем, воспитания у обучающихся духовно-нравственных качеств, подготовки специалистов высокой квалификации.

Говоря о Законе РК «Об образовании», можно отметить, что новшества и преобразование системы образования положительно повлияло на ценность образования, что привело к повышению востребованности педагогической профессии. Но это повышение привело к понижению уровня педагогов.

В итоге можно сделать вывод о том, что профессия педагога является не только одной из самых необходимых, но и одной из сложных в освоении и требовательной в осуществлении. Об этом говорит разнообразие функций педагога, ответственность, которая ложиться на его плечи и быстроразвивающаяся система образования, диктующая требованиям, которым необходимо соответствовать.

    1. Статус педагогической профессии в современном обществе


В предыдущем параграфе был отмечен возраст педагогической профессии и ее вечность. Это связано с тем, что результатом данной деятельности является воспитанный и образованный человек, который в свою очередь привносит в клад в развитие мира. То есть мировой прогресс напрямую зависит от деятельности педагога. Пока человек учится, мир прогрессирует.

Учитель видит в учениках свое продолжение, но в то же время развитие способностей учителя не останавливается на окончании учебного заведения или спустя какой-то период преподавания. Данный процесс является постоянным – учитель непрерывно познает новое.