Файл: Роль и место педагогической профессии в современном обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учительскую профессию восхваляли Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие известные учителя-педагоги.

«Учитель — творец, исследователь, мастер и, прежде всего, Человек с большой буквы.» – говорил чешский педагог Я.А. Каменский в одном из своих трудов, сравнивая труд учителя с трудом садовника, архитектора и полководца. [5, с. 47]

Это говорит о том, что статус педагогической профессии всегда был высоким.

Макаренко А. С. утверждал, что результат воспитательно и учебного процесса зависит от учителя и родителей, от их знаний, умений и компетентности.

«Учителями не рождаются, ими становятся, в педагогической деятельности главное не талант, а мастерство, основанное на умении, на квалификации, на постоянном самосовершенствовании.» [6, с. 264]

Личный опыт, который приобретен нами в процессе педагогической практики и углубленное изучение педагогической профессии в современном мире раскрыло массу проблем педагогической профессии:

1. Нехватка внимания и уважения к педагогам со стороны общества и низкое финансирование образования.

Эта проблема касается в основном молодых специалистов. Для ее решения необходимо повышение уровня строгости в современных учебных заведениях.

2. Трудности в организации повышении квалификации педагогов. Снижение уровня образования в целом.

Повышение квалификации необходимый процесс в современном образовании. Так как уровень образования напрямую влияет на уровень остальных специальностей.

3. Медленное овладение информационными технологиями.

Процесс овладевания информационными технологиями является медленным из-за высокого среднего возраста педагогического коллектива.

4. Ключевые моменты плана модернизации пока не поняты и не приняты учителями.

Данная проблема найдет решение лишь спустя поколение. Так как нынешний педагогический состав не готов к переменам, в силу советского образования.

5. Дефицит педагогических кадров

Это связано с тем, что многие выпускники педагогических учебных заведений не связывают свою жизнь с данной деятельностью – это и говорит о том, что необходимо осознанно подходить к выбору своей будущей профессии.

Данные проблемы требует незамедлительного решения, так как они влияют на работоспособность педагога и его мотивацию к совершенствованию, следовательно и уровень образования.


Наше заключение на этот счет такое:

— во-первых, очевидно, что в настоящее время нет единства в отношении тех общих требований, которые должны быть приняты и превращены в действия, ожидаемые от каждого педагога;

— во-вторых, социальная роль, построенная на основе критерия субъектности, осваивается будущими педагогами неоднозначно и неравномерно;

— в-третьих, нередким случаем является принятие социальных ролей, которые в современном обществе квалифицируются как устаревшие.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что важна не просто роль педагога в современном обществе, а роль хорошего педагога, компетентного. Ведь, педагог является скульптором детского сознания и мышления. И его деятельность должна создавать высокообразованного и воспитанного человека.

В своей статье Е. Л. Башманова определяет социальный статус учителя, через совокупность объективных показателей, выделенных на основе таких критериев как:

− размер дохода;

− уровень образования;

− масштаб должностных полномочий;

− вид труда;

− объем власти;

− степень социального признания

Если доход учителя − это критерий, влияющий в большинстве своем на мотивацию педагога, то масштаб должностных полномочий напрямую влияет на уровень образования и определяет статус педагога в обществе.

Властный статус дает представление о масштабах влияния, уровне авторитета и степени престижа.

Польский социолог-исследователь Ф. Знанецкий писал: «У учителя сегодня более сложные задачи, чем у политика, общественного деятеля, финансиста, промышленника, чем у кого-либо другого в современном обществе. Он является, а точнее, должен быть главным мотором самых радикальных в истории социальных преобразований, новатором мировой культурной революции. Примеры истории доказывают, что социальная роль и функции учителя зависят от самой истории общества. Между тем в них есть нечто постоянное и общее для разных исторических периодов и эпох» [9, с. 52]

На сегодняшний день профессия педагога демократизирована, чего не было раньше. Демократизация педагогической профессии рассматривается как переход от авторитарной и единообразной системы организации педагогической деятельности к реальному созданию условий и возможностей для каждого учителя наиболее полно раскрыть свои возможности и способности, его социального признания в качестве самостоятельного субъекта педагогической культуры гуманистического типа.

Современный педагог В. А. Сластёнин отмечает, что своеобразие педагогической профессии заключается в том, что она по своей природе является процессом, сопровождающим человека с детства, и носит гуманистический, творческий и коллективный характер.



Одной из важнейших деятельностей педагогику делает то, что в современном мире образование является связующим звеном среди всех видов деятельности.

Современный мир не стоит на месте и с каждым днем развивается все быстрее. Современное образование в свою очередь ставит перед собой задачи, решение которых приведет к созданию того человека, который не потеряет себя в будущем, а наоборот, станет создателем этого самого будущего. И его путеводителем конечно же является педагог. [1]

К.Д. Ушинский утверждал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [7, т.2, с. 29]. «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения» [7, т.2, с. 32].

Данное утверждение очень точно описывает всю важность педагогической деятельности и подводит итог нашей теоретической главе.

Мы пришли к заключению о том, что роль педагога в современном мире является одной из ведущих и профессия педагога обладает высоким статусом. Данный статус подтверждается многими специалистами данного рода деятельности, их высказываниями, их заслугами и местом в современной науке.

В заключение главы можно сказать, что педагог это востребованная и требовательная профессия, выбрав которую человек берет на себя огромную ответственность за детей их воспитание и обучение и в глобальном смысле за будущее мира. Также стоит отметить, что педагог является одним из важнейших деятелей на земле, от которого зависит развитие и прогресс мира.


Глава 2 Исследование творческого потенциала, эмоциональной устойчивости педагога и его роли в жизни общества
В данной главе мы постараемся доказать высокую роль педагога в обществе посредством анкетирования. Данное исследование проводилось нами во время педагогической практики в школе. Целью исследования, как уже было отмечено, является доказательство высокой роли педагога в жизни общества и выявление степени влияния педагога на общественную жизнь.

2.1 Цель и содержание методики исследования


Важность педагогической профессии безусловна. Но мы решили доказать данную гипотезу статистически.

Дело в том, что данный вопрос необходимо рассматривать с разных сторон. В теоретической части нами были рассмотрены лишь взгляды ученых и педагогов, которые непосредственно связаны с образовательной средой. Этот факт может быть рассмотрен, как предвзятое отношение к данному вопросу.

Чтобы избежать недопонимая и закрепить вывод нашей теоретической главы, нами было принято решение обратиться к мнению самих педагогов школы в которой проходила наша практика, к мнению учащихся этой школы и их родителей.

Для этого нами были разработаны анкеты, которые позволят выявить роль педагога в современном обществе с различных точек зрения.

Разные возрастные категории и разное положение в системе образования не позволяет использовать одинаковые анкеты, поэтому для педагогов, учеников и родителей были разработаны разные вопросы.

Таким образом учителям было предложено ответить на вопросы о их творческом потенциале и эмоциональной устойчивости. На первый взгляд данное анкетирование не относится к теме. Но в итоге это позволит выявить трудности педагогической деятельности и ее разнообразие.

В анкетировании участвовало 10 педагогов различных направлений.

Для всеобщего удобства анкетирование проводилось посредством ИКТ. Нами была использована программа «Google Формы». Данная программа является одним из самых удобных средств проведения анкетирования. Дело в том, что она не требует дополнительных регистраций и в итоге предоставляет статистику ответов, изложенную в диаграммах.

Анкета состояла из 15 вопросов, для наглядности некоторые их них предоставлены ниже:

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?

а) да;

б) нет;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете?

а) да;

б) откуда у меня могут быть такие идеи?

в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

а) да, наверняка;

б) очень маловероятно;

в) может быть.

5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится?

а) конечно;

б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;

в) чаще уверен, чем неуверен.

Для полного ознакомления можно пройти по ссылке [2], также полные анкеты будут предложены в приложении к данной работе.

Данная анкета позволяет нам рассмотреть и проанализировать творческий потенциал педагогов. Для выявления результатов предложены следующие критерии:

За ответ «а» начисляются 3 балла, за ответ «б» — 1, за ответ «в» — 2 балла.  Если вы набрали 39 и более баллов, то в вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

 Если вы набрали 20—39 баллов, то у вас есть качества, кото​рые позволяют вам творить, но есть и барьеры вашего творчест​ва. Самый опасный — страх, особенно у людей, ориентирован​ных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает вообра​жение — основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит че​рез этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для дру​гих поведение, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность.

Результат данного анкетирования предоставлен в следующей диаграмме:


Рисунок – 1. Диаграмма – анализ анкеты творческого потенциала
Исходя из этого мы видим, что большинство педагогов обладают значительным творческим потенциалом, который влияет на процесс обучения и непосредственно на восприятия учащимися информации. Данные результаты говорят и том, что педагог находится на том месте, на котором чувствует себя комфортно и готов жертвовать собой ради обучения и прогрессировать в данном направлении. Это доказывает наше утверждение из теоретической части о том, что педагог должен непрерывно совершенствоваться и улучшать свои навыки.

Также педагогам школы было предложено пройти анкетирование на оценку эмоциональной устойчивости, которая как раз позволит выявить к чему приводит данный труд и жертвование собой во благо учебного процесса.

Анкета состояла из 10 вопрос. С полным образцом можно ознакомиться по ссылке [3].

Для оценки результатов нами использовалась вновь балльная система.

От 10 до 14 баллов:

Ваши нервы в порядке. Вы можете успешно контролировать свои эмоции, случайные стрессы не выводят вас из равновесия.

От 15 до 25 баллов:

Ваше противостояние стрессам происходит с переменным успехом.

От 26 до 30 баллов:

Хорошо бы вам научиться отстраняться от жизненных драм, не принимать их близко к сердцу, сохраняя трезвое отношение к действительности.

Ниже предоставлена диаграмма результатов данного анкетирования:



Рисунок – 2. Диаграмма – анализ анкеты на оценку эмоциональной устойчивости
Результаты говорят о том, что большинство педагогов не полностью устойчивы против стрессовых ситуаций. Следовательно, педагогическая деятельность вызывает проблемы с ментальным здоровьем, так как происходит самоотдача и эмоциональное выгорание. На наш взгляд, для борьбы с этим необходимо избавление педагогов от всестороннего давления.

В итоге проведенного анкетирования среди педагогов и анализа результатов, можно сказать о том, что педагогическая профессия является ответственной и требующей от педагога не только компетентности в своей сфере, но и готовности к давлению, не только творческих способностей, но и умения контролировать свое эмоциональное состояние.

Следующим этапом нашего исследования стало анкетирование среди родителей.

Анкета для родителей

«Профессиональные и личные качества учителя»(таблица – 1)

Оцените профессиональные и личные качества учителя по пятибалльной шкале:

5 - абсолютно согласны с утверждением,

4 - скорее согласны с утверждением,

3 - мнение зависит от ситуации, обстоятельств,

2 - скорее не согласны с утверждением,

1 - абсолютно не согласны с утверждением.

Таблица 1

Оценка профессиональных и личных качеств учителя

Профессиональные и личные качества

Баллы

1. проявляет доброжелательное отношение к моему ребенку

-

2. внимателен, доброжелателен, тактичен по отношению к родителям и ученикам

-

3. замечает и оперативно разрешает возникающие проблемы и конфликты

-

4. объективен и справедлив

-

5. располагает к себе манерой поведения и внешним видом

-

6. умеет вызвать у учеников интерес к своему предмету

-

7. дает ученикам глубокие и прочные знания

-

8. готов помочь ученикам и родителям по интересующим их вопросам

-

9. оперативно реагирует на отклонения в учебе и поведении учеников (принимает меры, ставит в известность родителей)

-

10. заботиться о сохранении психического и физического здоровья учеников

-

11. справедливо оценивает достижения в учебе моего ребенка

-

 

Продолжение таблицы 1

12. проводит воспитательную работу (игры, конкурсы, праздники, вечера)

-

13. использует разные формы проведения родительских собраний

-

14. разъясняет вопросы педагогики и психологии родителям

-


Результаты можно оценить, подсчитав общее количество баллов:

От 50-70 – учитель является влиятельным человеком в жизни ребенка

От 30-50 – педагог влияет на ученика, но не играет значительной роли в воспитании и обучении.

От 30 и ниже – педагог является не компетентным и не играет роли в жизни ребенка.

Общие результаты показали, что педагог играет значительную роль в воспитании и образовании ребенка. Что доказывает нашу гипотезу о том, что влияние педагога на ребенка колоссальное и родители это понимают и доверяют ему будущее своего ребенка.

Для того, чтобы узнать у учащихся мнение на этот счет, нами было решено использовать простой прием «Кластер» среди учеников 5-го класса. Темой которого стала «Учитель в современном мире».

Данный прием позволил выявить не только мнение учащихся на этот счет, но и их отношение к учителю. Что показывает доверительное отношение учащихся к педагогу, а это в свою очередь говорит о том, что учитель для детей является человеком, за которым они готовы следовать.

Наиболее часто употребляемые термины в «Кластере» стали: педагог, воспитатель, мудрый, умный, ответственный и т. д.

Вывод всего исследования заключается в том, что педагогическая профессия является ведущей в жизни общества. Родители доверяют учителю своих детей и полностью уверенны в нем. Дети в свою очередь полностью доверяют учителю. А учитель готов совершенствовать свои навыки ради того, чтобы процесс обучения и воспитания давал наивысший результат.

Таким образом роль педагога была, есть и останется важной составляющей современного общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели роль педагогической профессии в современном обществе, статус педагога, а также провели исследования в целях доказательства важности педагогической профессии в современном обществе.

Реализацию поставленных цели и задач мы начали с изучения содержания педагогической профессии, рассмотрения понятия «педагогическая профессия». Мы проанализировали функции, которыми должен обладать компетентный педагог. Как показывает анализ, функции педагога разнообразны и многогранны. И задачей педагога является учитывать все функции для улучшения процесса обучения. Мы рассмотрели отношение педагогической профессии к разным категориям и пришли к выводу, что педагогическая профессия является достаточно требовательной и требует подготовки высокого качества.

Затем мы рассмотрели статус педагогической профессии в современном обществе и пришли к заключению о том, что роль педагога в современном мире является одной из ведущих и профессия педагога обладает высоким статусом.

В заключение первой (теоретической) главы мы сделали вывод о том, что педагог это востребованная и требовательная профессия, выбрав которую человек берет на себя огромную ответственность за детей их воспитание и обучение и в глобальном смысле за будущее мира. Также стоит отметить, что педагог является одним из важнейших деятелей на земле, от которого зависит развитие и прогресс мира.

Практическая часть нашей работы была посвящена исследованию, которое мы проводили, находясь на педагогической практике в школе. Исследование заключалось в рассмотрении вопроса роли педагога в современном обществе с разных сторон, а именно, со стороны самих педагогов, учеников и их родителей.

Результаты исследования показали, что педагог обладает значительным творческим потенциалом для реализации целей системы образования, но из-за самоотдачи испытывает трудности с ментальным здоровьем.

Также исследование доказало, что педагог обладает огромным влиянием на детей. Родители в свою очередь, доверяют своих детей и их будущее учителям. А дети видят в учителе своего наставника и одного из главных людей в их жизни, которому они также всецело доверяют.

Вывод всего исследования заключается в том, что педагогическая профессия является ведущей в жизни общества. Родители доверяют учителю своих детей и полностью уверенны в нем. Дети в свою очередь полностью доверяют учителю. А учитель готов совершенствовать свои навыки ради того, чтобы процесс обучения и воспитания давал наивысший результат.

Таким образом роль педагога была, есть и останется важной составляющей современного общества.

В целом, нам удалось достичь поставленной перед нами цели и реализовать наши задачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418

  2. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С.Б. Елканов. – М.: Просвещение, 1989. – 189. – с. 27

  3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. [Текст] / Н.В. Кузьминова. - Л.: Знание, 1985. –32 с.

  4. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей [Текст] / Н.А. Аминов; под ред. М.Р. Гинзбурга. - М.: НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.

  5. Коменский Я. А. «Великая дидактика» (избр. главы (по хрестоматии М.:Просвещение, 1988))

  6. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. — М.: Педагогика, 1983—1986. — Т. 1-8.

  7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. – М., –1951.

  8. Макаренко А.С. О воспитании. -М., 1988.

  9. Образование в цифрах: краткий статистический сборник. М.: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, 2017.


ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

    1. https://rusinst.su/docs/books/K.D.Ushinskii-Russkaya_shkola.pdf

    2. https://forms.gle/Ky7Z2z5XUW2hcYW37

    3. https://forms.gle/n3c35KCGPHP1h9L4A