Файл: Занятие 1 Задания по теме Общая характеристика общения детей дошкольного возраста. Формы общения детей дошкольного возраста Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1926

Скачиваний: 78

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 1

Задания по теме 1.1. Общая характеристика общения детей дошкольного возраста. Формы общения детей дошкольного возраста

Задание 1.

Познакомьтесь с описанием результатов исследования: В эксперименте Л. Н. Галигузовой участвовали три группы детей полутора лет, у которых еще не сложилась потребность в общении со сверстником. В первой экспериментальной группе создавались благоприятные условия для совместной предметной деятельности детей. Двое малышей усаживались за столик, на котором лежали игрушки. Взрослый выступал в роли наблюдателя. Во второй экспериментальной группе взрослый налаживал личностные контакты между детьми. Предметная ситуация оставалась прежней, а роль взрослого менялась: он привлекал внимание детей друг к другу, называл их по имени, сосредоточивал их внимание на достоинствах и успехах ровесника, хвалил партнера, предлагал полюбоваться им, предлагал повторить его действия и пр. Формирующие занятия проводились с этими двумя группами в течение полутора месяцев. С детьми третьей группы взрослый не занимался — они составили контрольную группу.

По окончании экспериментов выяснялись изменения, произошедшие в общении детей во всех трех группах. Результаты заключительных, контрольных экспериментов показали, что наиболее значительные изменения в отношениях детей произошли во второй экспериментальной группе. В первой и третьей группах поведение детей, направленное на сверстников, почти не изменилось.

Ответы:

1)       На основании результатов описания эксперимента сформулируйте вывод о роли взрослого в становлении общения со сверстником.

Эксперименты по формированию общения между детьми показали, что переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому.

Привлечение внимания детей друг к другу, к субъектным качествам сверстника: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия и т. д., способствует тому, что у детей возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникает эмоционально-практическое взаимодействие,


Таким образом, переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку «открыть» сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.

Поэтому решающая роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому.

2)       На основе результатов эксперимента разработайте рекомендации для родителей детей раннего возраста по созданию условий развития общения детей.

Рекомендации для родителей детей раннего возраста по созданию условий развития общения детей.
Очень важно формировать у детей положительное отношение к сверстникам.

Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям. Привлекайте внимание малыша к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявление сочувствия, сопереживания другому ребенку. Организуйте совместные игры у дома, учите детей координировать свои действия, учитывайте желания друг друга.

Не следует сравнивать ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений.

Взрослые, которые часто используют прием сравнения одного малыша с другим, тем самым умаляют и даже унижают его достоинство, либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научитcя, то есть создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающуюся личность.

Подчеркивайте индивидуальные различия между детьми

Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

Задание 2.

Проанализируйте эффективность своей воспитательной стратегии в конфликтных ситуациях с помощью «Дневника конфликтных ситуаций». Запишите конфликтные ситуации с детьми дошкольного возраста в дневник (не менее 5).

«Дневник конфликтных ситуаций».

Дата

Суть конфликта

Действия ребенка

Мои действия

Результат

Примечание

02.09.2022

Сережа не захотел рисовать цветы на занятии

Отодвинул лист бумаги, сказал, что не будет рисовать цветы, шептал что-то себе под «нос», крутился на стуле

Цель: привлечь внимание

Я предложила игровую ситуацию. В гости прилетела Фея из страны цветов и рассказала, что случилась беда и все цветы исчезли. Необходима помощь ребят, особенно Сережи

Сережа с радостью включился в работу

Игровая ситуация, позволила привлечь внимание ребенка к деятельности, вызвать интерес к ней

04.09.2022

Семен отказался дежурить по столовой

Бегал и кричал: «Я не хочу, и не пойду!»

Я пригласила всех ребят подойти и собраться в кружок. Рассказала, что с сегоднешнего дня, все ребята, кто сделает доброе дело, будет получать наклейку ,а в конце недели мы выберем самых активных ребят и они получат приз. Побеседовали с ребятами о том, что такое добрые дела, что может являться добрым делом. Отметили ,что дежурство тоже доброе дело

Семен пожелал пойти дежурить и очень старался выполнять обязанности дежурного

Мотивация позволила вызвать интерес у ребенка, регулировать его поведение

16.09.2022

Маша отказалась играть с девочками в сюжетно-ролевую игру «Семья»

Бросила куклу, убежала в спальную комнату и спряталась под кровать

Предложила ребятам организовать театральный спектакль. Вместе с детьми распределили роли. Предложила Маше взять на себя главную роль – роль лисы в сказке «Заюшкина избушка»

Маша с радостью стала исполнять предложенную роль

Роль лисы позволила ребенку отрегулировать свои эмоции, соотнести свое поведение с ролевыми рамками.

25.09.2022

Виктор отказался идти с прогулки.

Убежал к другому зданию, сказал ,что не пойдет в группу

Предложила ребятам поиграть в игру «Назови что-то зеленого цвета (красного, синего). Правила: кто правильно назвал, проходит в группу. Попросила Виктора быть ведущим в игре и задавать вопросы ребятам.

Виктор с радостью принял роль ведущего

Роль ведущего позволила отрегулировать эмоции ребенка

02.10.2022

Артем отказался прибирать игрушки

Сказал, не будет прибирать игрушки, убегал от меня, когда я пыталась к нему подойти

Предложила ребятам прибрать игрушки. Кто будет самым активным получит наклейку. У кого больше всего будет наклеек, тот получит приз

Артем проявил интерес, с желанием прибирал игрушки

Мотивация позволила вызвать интерес у ребенка, регулировать его поведение



Вывод: Разрешить конфликт далеко не всегда означает пойти на уступки, иногда очень важно отстоять свою позицию, как для своего собственного блага, так и для пользы дру­гого ребенка. Потакая всем желаниям и капризам ребенка, мы не приносим ему тем самым пользу, не учим его считаться с реальными возможностями и условиями жизни. Очень часто встречается ситуация, когда ребенок пытается добиться своего настойчивыми требованиями, докучливыми просьбами. И это вызывает раздражение и чувство беспомощности у воспи­тателя. У такого способа поведения есть при­чины, поэтому педагог должен найти подход к ребенку. Можно использовать мотивационные ситуации, игровые подходы, главное вызвать интерес у ребенка и желание изменить свое поведение. Здесь неуместны нравоучения, это может вызвать еще больший негатив у ребенка и озлобленность. У каждого человека и конечно же ребенка, есть свое личное пространство, посягательство на которое может приводить к конфлик­ту. И наоборот, признание за ребенком определенной свободы выбора и действия сглаживает возникающие противоречия.

Таким образом, важно подобрать эффективные формы работы для каждого ребенка, принимая во внимание возрастные и индивидуальные возможности

Задание по теме 1.2. Развитие форм общения ребенка со взрослым в онтогенезе

Задание 3. Заполните таблицу «Формы общения ребенка со взрослыми и их характеристика». 

Формы общения ребенка со взрослыми и их характеристика

Форма общения

Время появления в онтогенезе

Основная потребность

Ведущий момент

Средства общения

Место в системе общей жизнедеятельности

Ситуативно-личностная форма 

1-6 мес.

Потребность во внимании и доброжелательности взрослого 

Личностный: взрослый как ласковый доброжелатель, центральный объект познания и деятельности 

Экспрессивно-мимические (жесты, позы, мимика)

Неспецифическая общая активность. Подготовка к акту хватания

Ситуативно-делая форма

6 мес. – 3 года

Потребность в сотрудничестве со взрослым

Деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений

Предметно-действенные

Развитие предметной деятельности и подготовка к овладению речью

Внеситуативно-познавательная форма 

3-5 лет

Интерес и уважение к взрослому

Познавательный: взрослый источник познания, партнер по обсуждению причин и связей

речь

Развитие наглядно-образного мышления

Внеситуативно - личностная форма

5-7 лет

Потребность в сопереживании и взаимопонимании взрослого

Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями

речь

Моральные и нравственные ценности. Логическое мышление. Готовность к школьному обучению. Система мотивов, произвольность поведения


Задание 4.

Познакомьтесь с результатами исследования Е. О. Смирновой:

В исследовании Е. О. Смирновой, проведенном под руководством М. И. Лисиной, детям предлагались три ситуации взаимодействия, каждая из которых являлась моделью определенной формы общения: поиграть вместе со взрослым, посмотреть с ним книжку или просто побеседовать. Фиксировалось, какую из трех ситуаций предпочитают дети разного возраста (от трех до семи лет), насколько увлечен ребенок предложенным взаимодействием и, главное, каково содержание его контактов со взрослым. В результате оказалось, что в младшей группе у 78 % детей осуществлялась только ситуативно-деловая форма общения, в среднем эта форма общения была отмечена у 30 % детей, внеситуативно-познавательная — у 50 %. Внеситуативно-личностное общение — только у 6 % младших и 20 % средних дошкольников. В старшей группе этой формой общения обладали уже 60 % детей, а ситуативно-деловая форма встречалась в виде исключения (8 %).

 

На основе результатов данного исследования сформулируйте выводы об общей усредненной возрастной последовательности, отражающей нормальный ход развития общения дошкольника со взрослыми.
Выводы:

Данные исследования дают основание полагать, что внеситуативно-личностное общение наибо­лее характерно для старших дошкольников.

Это лишь общая, усредненная возрастная последовательность, отра­жающая нормальный ход развития ребенка. Отклонения от нее на не­значительный срок (полгода или год) не должны внушать опасений. Однако «застревание» на уровне ситуативно-деловой формы до конца дошкольного возраста, когда интересы ребенка ограничиваются играми и игрушками, а его высказывания связаны только с ситуативными дей­ствиями, свидетельствует о явной задержке в развитии общения, а зна­чит, и общей мотивационной сферы ребенка. С другой стороны, пре­ждевременный переход к внеситуативно-личностному общению, без полноценного проживания предыдущих его форм, также ведет к деформациям в развитии личности ребенка.

Нормальный ход развития общения заключается в последователь­ном и полноценном проживании каждой формы общения в соответ­ствующем возрасте. Конечно, наличие ведущей формы общения вовсе не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия (например, что ребенок, достигший внеситуативно-личностной формы, будет постоянно разговаривать со взрослым на личностные темы). Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается в том, насколько поведение человека соответствует реальной обстанов­ке и интересам партнера, насколько широко способен человек варьиро­вать деловые, познавательные и личностные контакты. Главным пока­зателем развития общения является при этом не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться по поводу раз­ личных содержаний — в зависимости от ситуации и от партнера.

 

Задание 5. Составьте план организации одного из изученных видов общения для детей дошкольного возраста на неделю. План должен содержать цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные), используемые методы и приемы, краткое описание предполагаемых мероприятий с указанием сроков проведения.

План на неделю по организации внеситуативно-личностного общения детей в старшей группе

День недели

Название мероприятия

Цель

Задачи

Методы и приемы

Краткое описание мероприятия


Понедельник

Беседа «Секреты дружбы»


Обобщение и расширение знаний детей о дружбе, ее социальной значимости.


Образовательные:

- формировать у детей знания о таких понятиях как дружба, чуткость, понимание, ласковые имена

Развивающие:

- развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание

Беседа, вопросы к детям, рассматривание картинок, поощрение

Педагог предлагает рассмотреть картинки «Ссоры двух подруг». Задает вопросы почему подруги поссорились? Что произошло? Как можно было поступить, чтобы не ссориться?

Ребята высказывают свои предположения. Делают вывод, что нужно уступать друг другу


Вторник

Драматизация сказки «Теремок»

Закреплять навыки общения детей

Образовательные:

- формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности;

Развивающие: 

  продолжать развивать у детей умение создавать выразительный образ в игре- драматизации, развивать умение имитировать характерные действия персонажей;

 Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми воспитание любви, через сказку.

Инсценировка сказки, беседа, поощрение

Педагог предлагает ребятам подготовить сказку для показа детям младшей группы.

Вместе с детьми педагог распределяет роли. Дети драматизируют сказку. После драматизации делятся впечатлениями. Проводится беседа по сказке

Среда

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Формировать у детей представления о взаимоотношениях людей, правилах поведения

Образовательные:

- учит детей отражать в игре впечатления от окружающей жизни;

- учить развивать сюжет игры

Развивающие:

- развивать умение вступать во взаимодействие со сверстниками;

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Игровой, беседа, напоминание, поощрение

Педагог сообщает в городе открылся супермаркет. Дети и педагог распределяют роли по желанию. Дети отражают в игре свои роли ,педагог участвует в игре и контролирует действия детей

Четверг

Развлечение «Давайте все дружить»

Способствовать социальному и интеллектуальному развитию детей

Образовательные:

- закреплять знания детей о взаимоотношениях между детьми в детском саду;

Развивающие:

- развивать умение уступать друг другу, осознавать правильное поведение;

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми


Исполнение песен, танцев, сценки, вопросы к детям, поощрение


Дети заходят в музыкальный зал. В гости к детям приходит Незнайка, он поссорился со своими друзьями. Ребята учат Незнайку как нужно вести себя с друзьями. Исполняют песню «Дружба крепкая», танец «Поссорились», Инсценируют сценку «Друзья». В конце мероприятия подводится итог. Незнайка благодарит ребят за то ,что научили дружить

Пятница

Беседа «Как помириться»


Расширять знания детей о правилах поведения со сверстниками

Образовательные:

- формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей;

Развивающие:

- развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Беседа, вопросы к детям, обсуждение, поощрение, игровой

Педагог создает игровую ситуацию. На экране появляется сюжет о том, как поссорились друзья.

Ребята обсуждают данную ситуацию. Высказывают свою точку зрения о том, как можно помириться.