Файл: 2. 2 Пути совершенствования взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Пути совершенствования взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества

Взаимодействие органов власти и институтов гражданского общества является ключевым фактором успешного функционирования демократического общества. Постоянное совершенствование этого взаимодействия является актуальной задачей и требует поиска эффективных путей развития. Один из таких путей заключается в разработке механизмов и инструментов, способствующих активному участию гражданских организаций в процессе принятия решений. Это предполагает проведение консультаций, публичных слушаний и создание специальных рабочих групп и комитетов, в которых будут участвовать представители органов власти и гражданских организаций. Такой подход позволяет учесть разнообразные мнения и интересы граждан, обеспечивая более широкое представление общественности в процессе принятия решений.

Правовая основа гражданского общества закреплена в Конституции РФ, где утверждены основные права граждан на участие в государственном управлении, в осуществлении общественного контроля, право на объединения, также права и свободы деятельности общественных организаций. Данные положения конкретизированы в следующих нормативно-правовых актах: Федеральный закон от 19.05.1995 «Об общественных объединениях»1; Федеральный закон от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»2 ; Федеральный закон РФ от 21.07.2014 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»3 ; Федеральный закон РФ от 04.04.2005 «Об Общественной палате Российской Федерации»4 . Для развития гражданского общества и взаимодействия его институтов с органами власти важное значение имеет обеспечение общественного контроля. Общественный контроль во всех сферах государственной жизни - один из важнейших признаков гражданского общества. При отсутствии контроля со стороны гражданского общества неконтролируемые государственные органы склонны к коррупционным деяниям, осуществляют свои функции нерационально и злоупотребляют средствами принуждения. Общественный контроль представляет собой именно тот институт, который дает возможность обществу контролировать государственные органы на этапе принятия, в ходе реализации решений и оценки полученного результата. Эффективное функционирование страны невозможно без целостной системы общественного контроля, внедрения ее в государственное управление и создания соответствующей нормативно-правовой базы, а кроме того без повышения эффективности комплексного контроля, в который входит мониторинг функционирования органов публичного управления со стороны общественных институтов. Так, общественный контроль можно определить, как 4 контрольную деятельность, осуществляемую не властными субъектами – негосударственными общественными организациями, юридическими лицами и непосредственно гражданами.


Важным аспектом усовершенствования взаимодействия является повышение информированности гражданских организаций и общественности в целом. Органы власти должны обеспечивать доступ гражданским организациям к актуальной и полной информации о своей деятельности, принимаемых решениях, планах и программах. Распространение информации должно осуществляться в открытой и прозрачной форме, с использованием различных средств связи и информационных технологий. Такой подход способствует укреплению доверия между органами власти и гражданскими организациями, а также повышает эффективность взаимодействия в целом.

Можно сформулировать ряд предложений, которые будут способствовать совершенствованию взаимодействия власти с институтами гражданского общества, а также улучшению эффективности общественного контроля:5

  1. Прозрачность и открытость органов власти, они должны обеспечивать прозрачность своей работы, публиковать информацию о принимаемых решениях, бюджете и политиках. Институты гражданского общества могут затем использовать эту информацию для обсуждения и анализа, а также для предоставления обратной связи.

  2. Органы власти должны активно взаимодействовать с институтами гражданского общества, проводить публичные слушания, консультации и круглые столы по важным вопросам. Это позволит гражданам и организациям гражданского общества выразить свое мнение, предложить идеи и решения, а также внести свой вклад в процесс принятия решений.

  3. Органы власти и институты гражданского общества должны развивать партнерские отношения и сотрудничество. Это может включать совместные проекты, инициативы и программы, направленные на решение общих проблем и достижение общих целей.

  4. Важно обеспечить образование и информирование граждан о демократических процессах, их правах и обязанностях, а также о возможностях участия в принятии решений. Органы власти и институты гражданского общества могут сотрудничать в разработке и реализации образовательных программ и информационных кампаний.

  5. Защита прав гражданского общества. Органы власти должны создавать условия для свободного функционирования институтов гражданского общества, защищать их права и обеспечивать безопасность активистов и защитников прав человека. Это может включать принятие нормативных актов, которые гарантируют свободу собраний, свободу слова и свободу ассоциаций. Также органы власти должны реагировать на случаи нарушения прав гражданского общества и предоставлять механизмы обжалования и защиты.


  1. Финансовая поддержка со стороны органов власти, они могут предоставлять финансовую поддержку институтам гражданского общества, особенно тем, которые занимаются общественно полезной деятельностью. Это может быть в форме грантов, субсидий или других форм поддержки, которые помогут институтам гражданского общества реализовывать свои программы и инициативы.

  2. Органы власти и институты гражданского общества должны совместно проводить мониторинг и оценку деятельности друг друга. Это позволит оценить эффективность взаимодействия, выявить проблемы и недостатки, а также разработать меры для их устранения.

Согласно ФЗ № 7-ФЗ6 некоммерческой является организация, которая не имеет в качестве первостепенной цели извлечение прибыли. Сегодня государство активно стремится к совершенствованию взаимодействия с институтами гражданского общества. В соответствии с законодательством, органы власти предоставляют некоммерческим организациям (НКО) финансовую, информационную, консультационную и имущественную поддержку. Они также способствуют профессиональной подготовке сотрудников НКО, предоставляют налоговые льготы и осуществляют государственные и муниципальные закупки у них.

Однако остаются нерешенными некоторые проблемы. Множество НКО сталкиваются с финансовыми трудностями и ограниченными ресурсами. Взаимодействие между органами власти и НКО ограничено, что не способствует развитию партнерства. Часто НКО дублируют друг друга, не учитывая реальные потребности граждан7.

Решение этих проблем лежит в межсекторном взаимодействии и социальном партнерстве, которые должны быть нормативно закреплены и учтены в спецификации государственного и некоммерческого секторов. Недостаток финансовых средств можно частично компенсировать путем привлечения политических деятелей, бизнеса и общественных лидеров к деятельности НКО. Привлечение авторитетных личностей способствует созданию положительного образа НКО в глазах населения, потенциальных инвесторов и участников.

Так, «Левада-Центром» был проведен социологический опрос по заказу Оргкомитета Общероссийского гражданского форума, где респондентам предлагалось назвать главные характеристики стран, претендующих на роль передовых. Среди таковых респонденты отметили высокий уровень благосостояния граждан (43%), качество государственного управления (42%), сильное гражданское общество и верховенство права (41%). Среди значимых элементов
, сдерживающих развитие страны, респонденты отмечали высокий коррупционный уровень, действия влиятельных групп, интересы которых тормозят развитие страны или оборачивают этот процесс в противоположную сторону, слабость, нестабильность и недостаточная развитость гражданского сектора. На сегодняшний день, по мнению респондентов, главные категории, которые могли бы стать движущей силой развития – бизнес (52%), средний класс (42%), некоммерческий сектор (41%)8 . На фоне нестабильной экономической ситуации органы власти не в силах самостоятельно решать возникающие проблемы, поэтому нельзя отрицать необходимость их партнерства с институтами гражданского общества и бизнесструктурами.

Также важно развивать прямую коммуникацию между властью и гражданским обществом через деловые мероприятия, творческие встречи и открытые дискуссии по актуальным проблемам с участием граждан. Это способствует созданию неформальной атмосферы и помогает власти увидеть в НКО ресурс для управления и предложить наиболее эффективные формы сотрудничества9.

Кроме вышеупомянутых мер, также важно популяризировать успешные практики деятельности НКО и информировать о конкретных достижениях, которых граждане добились благодаря участию в таких организациях. Это поможет укрепить имидж НКО в глазах населения, потенциальных инвесторов и участников.

Однако инициативу к сотрудничеству должны проявлять сами НКО, демонстрируя преимущества совместной деятельности органам власти. Гражданское общество должно осознать, что благополучие страны зависит от их собственного участия, поэтому гражданская инициатива и ответственность являются неотъемлемыми элементами развития гражданского общества.

В целом, для совершенствования взаимодействия между органами власти и институтами гражданского общества необходимо решать финансовые проблемы НКО, развивать формы прямой коммуникации, привлекать авторитетных лидеров и политических деятелей к участию в деятельности НКО, популяризировать успешные практики и информировать население о достижениях граждан через участие в гражданском обществе. Особую роль играет инициатива и активное участие самого гражданского общества в этих процессах.

Одним из ключевых факторов успешного сотрудничества является финансовая поддержка гражданских организаций со стороны государства. Органы власти должны предоставлять гранты, субсидии и другие формы финансовой поддержки организациям, которые активно занимаются решением важных социальных и общественных вопросов. Такая финансовая поддержка позволяет гражданским организациям быть независимыми. Указанные пути совершенствования взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества должны быть реализованы в рамках комплексной стратегии развития и укрепления демократических институтов. Для эффективной реализации такой стратегии необходимо учитывать не только интересы органов власти и гражданских организаций, но и общие цели и потребности общества в целом.


Важным аспектом является создание благоприятной и поддерживающей атмосферы для взаимодействия. Это включает в себя установление доверительных отношений, взаимопонимание и уважение между органами власти и гражданскими организациями. Также необходимо проводить обучение и повышение квалификации представителей обеих сторон, чтобы развить навыки диалога, конструктивного обсуждения и сотрудничества.

Таким образом, развитию институтов гражданского общества и совершенствованию их взаимодействия с властью будет способствовать:

 непрерывное развитие механизмов взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества;

 поддержка общественных инициатив;  расширение круга деятельности НКО, направленной на разрешение значимых общественных проблем;

 разработка проектов НПА с непосредственным участием гражданского общества, а также целевых программ различных уровней;

 совершенствование общественного мониторинга, включая гражданский контроль и экспертизу реализации государственных решений и социальных реформ;

 регулярная информационно-просветительская деятельность населения о роли гражданского общества в решении социальных проблем, о реально достигнутых результатах деятельности НКО в СМИ, Интернет-сети, что будет способствовать укреплению доверия к данным объединениям, привлечению дополнительных средств и новых участников10.

Другим важным путем совершенствования взаимодействия является установление четких механизмов и процедур, регулирующих сотрудничество и совместную работу. Это может включать разработку соглашений, планов и программ деятельности, которые определяют роли и ответственности каждой стороны, а также цели и задачи сотрудничества. Кроме того, необходимо установить механизмы обратной связи и оценки результатов взаимодействия, чтобы постоянно улучшать и адаптировать сотрудничество в соответствии с потребностями и изменениями в обществе.

В целом, совершенствование взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества является процессом, который требует постоянного внимания, обмена опытом и взаимного сотрудничества. Это позволит эффективно решать общественные проблемы, учитывать интересы и потребности граждан и обеспечивать устойчивое развитие общества в целом.

Для дальнейшего совершенствования взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, необходимо уделить особое внимание созданию условий для активного участия граждан в принятии решений и формировании общественной политики. Это может быть достигнуто путем развития механизмов общественного слушания, публичного обсуждения и консультаций, где гражданские организации имеют возможность высказывать свои мнения, предлагать идеи и вносить свой вклад в процесс принятия решений.