Файл: Российский государственный социальный университет Рубежный контроль 2 по дисциплине Проектная деятельность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Рубежный контроль №2
по дисциплине: Проектная деятельность
ФИО студента | Раббимов Алфиддин Зокиржон угли |
Направление подготовки | Информационные системы и технологии |
Группа | ДО-ИСТ-Б-01-З-2022-А |
Москва
2023
-
Методология оценки социальных проектов.
При определении критериев и показателей оценки социальных проектов в качестве основных ориентиров служат общие признаки социальных благ и события, подтверждающие их получение. Например, для демонстрации значимости социального проекта могут быть использованы признаки улучшения соблюдения прав человека, события, характеризующие улучшение выполнения определенных социальных норм.
Критериями оценки социальных проектов могут служить улучшение условий жизни и труда людей, повышение качества бытового обслуживания, снижение заболеваемости и т.д. В качестве показателей ценности социальных проектов могут использоваться разница между числом наступления соответствующих этим критериям событий до и после реализации проекта. В этом случае оценка социального проекта производится методом прямого расчета. Это может быть число заболеваний на тысячу человек до проекта и число тех же заболеваний после реализации проекта, суммарная площадь отремонтированного жилья до и после проекта, снижение числа правонарушений, увеличение показателей успеваемости, снижение безработицы, увеличение числа рабочих мест, рост конкурса при поступлении на остро-дефицитные специальности и т.п.
Если для выбранных критериев не существует поддающихся прямому счету событий, то для оценки социальных проектов применяют косвенные методы расчета
степени их значимости. Для этого используют оценку денежного эквивалента эффекта социального проекта, субъективных представлений людей о его стоимости (иногда эту группу оценок называют методами выявления «теневой» цены). Например, в качестве метода косвенной оценки социальных проектов можно использовать анализ альтернативной стоимости общественной услуги. Для этого надо определить, сколько готовы люди потратить, чтобы воспользоваться этой услугой, от чего они готовы отказаться, чтобы ее получить.
Если это допускает природа социального проекта, то можно провести анализ предотвращенных благодаря его реализации издержек. Суть анализа предотвращенных издержек заключается в подсчете того, сколько будут стоить затраты, потери, которые неизбежно возникнут, если данный социальный проект не будет реализован.
Если ожидаемые результаты социального проекта носят многоплановый характер и не поддаются прямому расчету, то для их оценки могут быть использованы различные варианты сценарного метода.
Сценарные оценки социальных проектов проводятся путем описания и составления возможных событий в случае реализации намеченного плана и в случае его отклонения. Добротно написанный сценарий одновременно выполняет такие функции, как описание проекта, его объяснение и предсказание возможных последствий. Часто такие сценарии напоминают литературные произведения с прологом, основной частью и эпилогом. В прологе описывается предыстория, побудившая инициативную группу к разработке проекта. В основной части излагается идея проекта, планируемые цели, процедуры по ее реализации. Здесь же могут описываться варианты возникающих затруднений (риски) и способы их преодоления. В эпилоге описываются возможные последствия реализации проекта.
После прочтения сценария должно быть ясно, что относится к ключевым факторам, т.е. наиболее существенным обстоятельствам успеха или неуспеха проекта. Должно быть понятно, что относится к оптимальным, а что – к нежелательным для проекта условиям. В нем должны быть приведены результаты всех возможных расчетов эффективности проекта, сведения об исследованиях, которые подтверждают его значимость и правильность разработанного плана.
-
Индикаторы социальных программ
Социальный индикатор — это единичный эмпирический факт, наблюдаемый в определенной ситуации по определенному поводу, который поддается наблюдению и измерению. (Показатель – это обобщенный факт, он наблюдению не поддается).
Соц. индикатор – то, что в конкретном эмпирически фиксируемом действии или состоянии сознания представляет данный показатель. Они служат для того чтобы создать инструмент измерения, обеспечивающий надежность измерения
Социальный индикатор — доступная наблюдению и измерению характеристика (признак) изучаемого или управляемого объекта
Индикатор выбирается с учетом целей исследования, имеющихся ресурсов и целого ряда характеристик респондентов: уровень образования, знание языка, на котором проводится опрос, вероятность сознательных или бессознательных искажений при ответе. В связи с этим возникает необходимость для каждой переменной разрабатывать оптимальное число индикаторов, соответствующих прогнозируемым особенностям выборки.
Одним оснований разновидности индикаторов является характер их причинно-следственной связи с показателем, для оценки состояния которого они используются.
-
Индексные (Однозначный) эмпирические индикаторы, которые отражают одинаковую оценку состояния социальных показателей вклад (влияние) которых в (на) состояние показателя одинаков; (оценивает несколько типов действий, равных по своей значимости, каждый ответивший получает 1 балл за утверждение)
Пример: «участие в предвыборных действиях»: подписание обращения, денежный вклад, письмо в газету в поддержку. Логика: несколько типов действий представляют одинаковую степень участия. Эти действия более или менее равны по своей значимости. Одинаковое количество действий характеризует равную степень участия в действиях, разную степень участия. То есть связь существует, но ее величина не равна 1.
-
Шкальные (Неоднозначный) эмпирические индикаторы, которые отражают иерархически упорядоченную оценку состояния социальных показателей; (степень влияния иерархически упорядочена, по степени ограничений, каждый ответивший 1 балл, суммир-ая шкала нагрузок от 1 до 10, обычно превосходят индексные, потому что точнее и измеряют интенсивность)
Логика шкальных индикаторов.
Каждый ответивший получает «+1» балл за каждое из утверждений, с которым он согласился, и «-1» балл за каждое из утверждений, с которым он не согласился.
Пример:
* Десять типов ограничений проранжированы по степени ограничения. Выполнение одних действий предполагает возможность выполнения нижестоящих в ранговой шкале действий.
* Каждый ответивший получает также 1 балл за каждое из утверждений, с которым он согласился.
* Положительный Ответ на верхний вопрос предполагает положительные ответы на нижерасположенные в Таблице вопросы.
* Чем более высокого ранга вопрос выбрал отвечающий, тем более высокий бал он получает – более высокую нагрузку выполняет.
* Суммирование приводит к появлению Шкалы нагрузок, то есть к шкальной оценке Показателя – от 1 до 10 в данном случае.
-
ассоциативные эмпирические индикаторы, которые отражают ассоциативную (спонтанную) связь между поведением и свойствами индивида и значениями измерения социального показателя; (метод семантического дифференциала, связь между показателем и индикатором происходит в сознании индивида через ассоциации). Ассоциативные индикаторы используются для оценки состояния скрытых (латентных) показателей с множеством ненаблюдаемых проявлений, оценка которых затруднена в силу личностных свойств человека: настроения, чувства, переживания. -
факторные эмпирические индикаторы, которые отражают неоднозначную связь между состоянием поведения и свойств индивида и значением измеряемого показателя. Такие индикаторы служат для выявления групп взаимосвязанных индикаторов. В каждой из таких групп наблюдается тесная устойчивая связь между входящими в нее индикаторами и слабая связь с другими индикаторами. Такие индикаторы используются при применении факторного анализа, представляющего собой многомерный метод статистического анализа колич. данных. Факторное пространство обеспечивает более "чистую" классификацию изучаемых объектов. Данные группы индикаторов называются факторами. Они позволяют перейти от описания социального явления с помощью множества отдельных свойств к его описанию на основе групп устойчивого сочетания свойств — системы независимых факторов, характеризующих скрытые свойства исследуемого явления как системного социального образования. Так как отдельные свойства внутри фактора тесно связаны между собой, то их сочетание образует особый социальный тип исследуемого явления со своими индивидуальными качествами.
Общие правила построения:
1. Используйте индикаторы, применявшиеся в более ранних исследованиях. Существует множество устоявшихся и проверенных индексов (т. е. суммарных показателей) и шкал, свойства которых достаточно известны. При возможности проверьте, насколько хорошо "работают" эти показатели в вашем случае, проведя небольшое разведочное (пилотажное) исследование. Сориентироваться в многообразии существующих показателей и шкал помогают соответствующие справочные издания и тематические обзоры.
2. Если общепринятого способа измерения для какого-то понятия не существует, попытайтесь разработать множество индикаторов для различных определений понятия и проверьте, как различия индикаторов будут влиять на различия в интерпретации результатов. Имея дело с многомерным понятием, стоит подумать, какие именно измерения, аспекты понятия существенны в рамках вашей исследовательской гипотезы.
3. Обычно установки и мнения имеют более сложную структуру и требуют использования большего количества индикаторов, чем, например, поведенческие события. Конечно, решающее слово в определении количества индикаторов (количества вопросов в анкете) принадлежит практическим соображениям. Пилотажные исследования, интервьюирование "фокусных" групп могут оказаться полезными в отборе индикаторов и исключении лишних вопросов. Они также важны для оценки надежности и валидности показателей.
Отбор индикаторов производится по трем критериям:
а) содержательная репрезентация ключевых понятий (требование необходимости и достаточности индикаторов для эмпирического описания проблемы исследования);
б) обеспеченность индикаторов потенциальными источниками информации (документы, факты, предметы и поведение, доступное внешнему наблюдению; вербальная информация, получаемая методом опроса);