Файл: Лекция Философская антропология (Концепт человека).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 5. Философская антропология (Концепт человека)

1. Проблемы соотношения биологического и социального в человеке.

2. Проблема личности.

3. Проблема свободы и смысла жизни.

1. Проблемы соотношения биологического и социального в человеке.

Биологизаторский подход. В соответствии с данной теории, защищают тезис приоритета биологических качеств, они подчиняют социальные качества и определяют их специфику. Фундамент человеческой жизни - воля, биологический инстинкт.

Социологизаторский подход. Социальный параметр – фундамент. Имеет приоритетный характер. Кризисы – это хорошо.

Диалектический подход. Живопись – это не закон, это условие.

Их взаимосвязь и есть философия.

2. Индивид, индивидуальность и личность.

Индивид – единичный представитель человеческого рода. (носитель базовых факторов, встречающихся у каждого человека)

Индивидуальность – те свойства человека, которые есть только у него и не встречаются у других.

Личность – связаны с социальными процессами, какие соц. Качества считать определяющими для личности?

  1. персонализм ( фиксатор соц.значимых качеств). Движение идет от еденичного.

  2. Постмодернизм ( Фуко считал, что личность – это личная маска. В Эпистеля говорится о том, как писать, говорить – оно определяет наши речевые акты и поступки. Существует в ситуационной матрице.

Речь и письмо – знаковые комплексы, вызывают интерпритацию. Существование закона позволяет делать высказывание незаконным. Язык открывает лазейки двигаться в новом направлении. Со временем все придуманное становится базой и основой культуры или науки.

  1. Диалектический подход марксистов с 19 в, личность – социально адаптированная индивидуальность. Важен момент индивидуализирующий.



  1. Проблема свободы и смысла жизни.

Можем ли мы наблюдать акты свободы в человеческой жизни? В истории философии свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Ты свободен или только считаешь себя свободным (Спиноза).


Система градации от абсолютного отрицания.

Спиноза

Марксисты (есть некие условия, где есть большая и меньшая активность проявления индивида) социальное и психоэмоциональное состояние – из их совокупности и появляется свобода в той или иной степени.

Философия экзистенциализма. За абсолютную свободу. (Айдергерс, Ясперс, Жан Поль Сартр). Они пытаются возродить ранние представления о человеке. Бытие – это что-то связанное с человеком. Нужно изучить существование именно человека. (экзистенция – существование) . важная черта человеческого существования – конечность.

Проблема смысла жизни – найти в ней цель, суть. Всякое представление о смысле жизни упирается в бессмертие.