Файл: Лекция Философская антропология (Концепт человека).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 5. Философская антропология (Концепт человека)
1. Проблемы соотношения биологического и социального в человеке.
2. Проблема личности.
3. Проблема свободы и смысла жизни.
1. Проблемы соотношения биологического и социального в человеке.
Биологизаторский подход. В соответствии с данной теории, защищают тезис приоритета биологических качеств, они подчиняют социальные качества и определяют их специфику. Фундамент человеческой жизни - воля, биологический инстинкт.
Социологизаторский подход. Социальный параметр – фундамент. Имеет приоритетный характер. Кризисы – это хорошо.
Диалектический подход. Живопись – это не закон, это условие.
Их взаимосвязь и есть философия.
2. Индивид, индивидуальность и личность.
Индивид – единичный представитель человеческого рода. (носитель базовых факторов, встречающихся у каждого человека)
Индивидуальность – те свойства человека, которые есть только у него и не встречаются у других.
Личность – связаны с социальными процессами, какие соц. Качества считать определяющими для личности?
-
персонализм ( фиксатор соц.значимых качеств). Движение идет от еденичного. -
Постмодернизм ( Фуко считал, что личность – это личная маска. В Эпистеля говорится о том, как писать, говорить – оно определяет наши речевые акты и поступки. Существует в ситуационной матрице.
Речь и письмо – знаковые комплексы, вызывают интерпритацию. Существование закона позволяет делать высказывание незаконным. Язык открывает лазейки двигаться в новом направлении. Со временем все придуманное становится базой и основой культуры или науки.
-
Диалектический подход марксистов с 19 в, личность – социально адаптированная индивидуальность. Важен момент индивидуализирующий.
-
Проблема свободы и смысла жизни.
Можем ли мы наблюдать акты свободы в человеческой жизни? В истории философии свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Ты свободен или только считаешь себя свободным (Спиноза).
Система градации от абсолютного отрицания.
Спиноза
Марксисты (есть некие условия, где есть большая и меньшая активность проявления индивида) социальное и психоэмоциональное состояние – из их совокупности и появляется свобода в той или иной степени.
Философия экзистенциализма. За абсолютную свободу. (Айдергерс, Ясперс, Жан Поль Сартр). Они пытаются возродить ранние представления о человеке. Бытие – это что-то связанное с человеком. Нужно изучить существование именно человека. (экзистенция – существование) . важная черта человеческого существования – конечность.
Проблема смысла жизни – найти в ней цель, суть. Всякое представление о смысле жизни упирается в бессмертие.