Файл: Теоретические основные этапы понятия зон опережающего социальноэкономического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 1

1.1Теоретические основные этапы понятия зон опережающего социально-экономического развития 3

1.2Нормативно-правовые основы создания ТОСЭР 8

Глава 2 Территории опережающего развития и их роль в региональной политике 15

2.1    История создания ТОСЭР в РФ 15

2.2 Характеристика территорий опережающего развития 21

2.3 Предложения по совершенствованию тактики ТОСЭР 24

Заключение 26

Список литературы 28


Введение


Специальные территории на сегодняшний день являются одним из ключевых аспектов современной экономической политики как развитых, так и развивающихся стран мира. В условиях глобализации мировой экономики и возрастающей конкуренции ведущих стран мира правительство многих государств вынуждено использовать сложные экономические инструменты для того, чтобы вывести страну на должный уровень развития. В число таких инструментов входят и специальные территории, где создаются благоприятные условия для резидентов. Однако если для других стран создание этих территорий является широко распространенной практикой, которая давно и успешно применяется, то для Российской Федерации создание специальных территорий по сути своей является инновацией, представление о которой весьма расплывчато.

Новым этапом государственной политики по формированию точек роста российской экономики стало принятие Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, который определяет правовое положение резидентов ТОСЭР и особенности осуществления ими деятельности на ТОСЭР.

Цель курсовой работы - сопоставить новое для России понятие «территории опережающего развития» с уже существующими конструкциями «особые экономические зоны» и «зоны территориального развития». Актуальность темы курсовой работы объясняется изучением характеристики территорий со специальными условиями, формирующие благоприятный режим инвестиционной деятельности за счет предоставляемой государственной поддержки во вновь создаваемых территориях опережающего развития в сравнении с уже действующим инструментом, таким как особые экономические зоны и зоны территориального развития. Основная причина - результаты исследования подтверждающие, что резиденты вновь созданных территорий опережающего развития на Дальнем Востоке имеют более конкурентные и льготные условия ведения бизнеса по сравнению с резидентами особых экономических зон и зон территориального развития в Российской Федерации. В курсовой работе выявлено отсутствие взаимосвязи декларируемой специализации создаваемых территорий опережающего развития с особым режимом осуществления предпринимательской
деятельности и видами экономической деятельности, определенными постановлениями Правительства Российской Федерации по конкретной территории, при осуществлении которых действует льготный правовой режим, что увеличивает недополучение налоговых доходов регионами за счет предоставления льгот неприоритетным видам деятельности. Были сформулированы предложения по законодательному урегулированию выявленных проблем. Результаты исследования могут быть использованы федеральными и региональными органами власти при подготовке предложений по корректировке законов и других нормативных актов в сфере создания территорий со специальным режимом.

Цель курсовой работы – изучение теоретических основ нового для России понятия «территории опережающего развития»

 Для достижения поставленной цели, требуется решить ряд поставленных задач:

1.        Рассмотреть сущность и свойства зон опережающего развития;

2.        Изучить классификацию и виды ТОСЭР;

3.        Провести анализ нормативно-правовых основ создания ТОСЭР;

4.        Дать рекомендации по совершенствованию зон, опережающих развития в Российской Федераций.

Предмет исследования курсовой работы – зоны опережающего развития

Глава 1 Основные понятия зон опережающего развития
    1. Теоретические основные этапы понятия зон опережающего социально-экономического развития


ТОР – это часть выделенной территории одного из субъектов страны, которая включает в себя административно-территориальное образование закрытого типа. На этой территории Правительством РФ устанавливается специально назначенный правовой режим с целью осуществления предпринимательской и иных видов деятельности. Он призван сформировать условия, благоприятные для привлечения инвесторов и обеспечить развитие социально-экономической сферы ускоренными темпами, что позволит создать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности проживающего на этой территории населения. Называется подобная зона ТОР или ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития). Исторический экскурс



О необходимости выделения зоны с темпами развития социальной структуры и экономики, опережающими другие регионы, заявил глава государства в ежегодном обращении к Федеральному собранию в декабре 2013 года. Начать предложил с Дальнего Востока и Сибири. Причем особым условием должно было стать создание производств на не сырьевой основе, ориентированных по большей части на экспорт.

Спустя почти год Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму пакет из трех законов: проект закона о Территории с опережающим развитием, поправки в Гражданский, Налоговый, Земельный и другие кодексы РФ.

К 30 марта 2015 года все нормативные акты были подписаны и вступили в силу. Базовыми пунктами стали:

несовпадение границ ТОР с особыми экономическими или территориальными зонами субъектов РФ;

каждая отдельно взятая территория опережающего развития имеет специально установленный перечень видов разрешенной экономической деятельности, для которых разработан индивидуальный правовой режим;

регламентированная сумма минимальных капитальных вложений, определенная законодательно для будущих резидентов;

свободный таможенный режим;

разрешение в пределах ТОР создавать индустриальные парки.

Также законодательно предписано на каждой территории опережающего развития учредить управляющую компанию, которая будет отвечать за создание необходимой инфраструктуры и предоставление услуг резидентам. Определяет ее Правительство РФ, а 100% пакет акций должен находиться в собственности государства.

Впервые в России заговорили о создании территорий опережающего развития в Ежегодном послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ 12.12.2013 г. В своём послании Президент выступил с предложением создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями в первую очередь, для несырьевых производств, которые прежде всего ориентированы на экспорт.

В обычном представлении территория опережающего социально-экономического развития представляет собой часть территории субъекта РФ, которая включает в себя закрытое административно-территориальное образование, на котором согласно указу Президента РФ и в соответствии с решением Правительства РФ, установлен особый правовой режим реализации предпринимательской и другой деятельности с целью создания благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и формирования комфортных условий для жизни населения региона.


Создание территории опережающего развития осуществляется в соответствии с решением Правительства на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего социально-экономического развития может продлеваться по решению Правительства РФ. В Постановлении Правительства РФ от 30.04.2015 г. № 432 "Об управляющей компании, существующей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа" указывается перечень видов экономической деятельности при осуществлении которых действует особый правовой режим предпринимательской деятельности. 

Примечательно, что минимальный объём капитальных вложений резидентов территории опережающего развития в реализацию конкретных видов экономической деятельности на данной территории также регулируется Правительством. Кроме того, Правительство РФ устанавливает положение о применении или неприменении на территории опережающего развития таможенной процедуры свободной экономической зоны, которая устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза. В соответствии с решением Правительства устанавливаются и описываются границы территории опережающего развития, а при необходимости устанавливаются минимальные требования к уровню применяемых резидентами территории опережающего развития технологий и методов производства, оборудования для конкретных видов экономической деятельности.

Ключевыми критериями отнесения территорий к территориям опережающего развития выступает спрос инвесторов на размещение инвестиционных проектов на территории опережающего социально-экономического развития. Для подобного рода спроса характерно наличие потенциальных инвесторов, а также подтверждение объёмов заявленных инвестиций потенциальных инвесторов. 

Дополнительными критериями, которые определяют конкурентоспособность территории опережающего развития, выступают следующие: местоположение, инженерно-технические характеристики земельных участков, наличие транспортной и инженерной инфраструктур, стоимость создания транспортной и инженерной инфраструктур, а также наличие трудовых ресурсов и права на земельные участки и ограничения прав. 

В своём предложении Президент отметил, что основная роль территорий опережающего развития принадлежит территориям Дальнего Востока. В настоящее время объявлено о масштабных планах развития данного региона и важно, чтобы Правительство активно прорабатывало вопрос о докапитализации Фонда развития Дальнего Востока. Для этих целей направляется часть прироста федеральных налогов, которая, в свою очередь, будет получена посредством открытия новых предприятий в регионе.


В самые ближайшие годы особое значение для экономики Дальневосточного федерального округа будет носить развитие территорий опережающего развития, особенно это касается Приморского края.

В этой связи стоит отметить, что наиболее значимыми факторами развития первой формируемой в Приморском крае территории опережающего развития "Надеждинская" является близость основных транспортных путей, высокий уровень концентрации трудовых ресурсов, а также обеспеченность территории инженерной и транспортной инфраструктурами. В качестве ядра проекта используется транспортно-логистический комплекс по типу "сухого порта".

Примечательно, что Надеждинский промышленный парк можно отнести по его типу к гринфилду, иными словами, резиденты сдают в аренду, а также в перспективе будут продавать незастроенные земельные участки. Этот парк расположен между посёлками Новый и Прохладный на территории 700 га, где примерно 300 га отведено под транспортно-логистический комплекс ОООВ "Инком ДВ", оставшиеся 400 га переданы ОАО "Корпорация развития Приморского края". Главными резидентами в этом парке являются компании с ориентированными на экспорт проектами производств строительных материалов, лесопереработки минерального сырья, сборочных производств, логистические проекты. Стоит отметить, что в планах неподалёку от данной площадки планируется строительство жилого микрорайона.

Исходя из анализа данных определений можно выделить следующие основные характеристики ТОР:

1) небольшая и компактная территория;

2) наличие особого режима ведения хозяйственной (предпринимательской) деятельности;

3) наличие уникальных налогово-льготных и административных режимов;

4) цель - привлечение инвесторов для повышения социально-экономического развития региона.

Общие меры госуправления ТОР отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Меры государственного управления ТОР

Меры

Основные мероприятия

Налоговые льготы

Налог на прибыль:
ставка 0% в течение первых 5 лет;
пониженная ставка 10% в течение следующих 5 лет.
Налог на имущество организаций: 0% в течение первых 5 лет.

Таможенный режим

Возможность ввоза без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования

Обеспечение инфраструктурой

Земельный участок и необходимая готовая инфраструктура: складские здания и помещения.

Обеспечение кадровым потенциалом

Возможность нанимать сотрудников как отечественных, так и иностранных, а также обучение кадров

Административный режим

Режим «одного окна», возможность применения процедуры расшифровать! (СТЗ – свободная таможенная зона).