Файл: Контрольная работа по дисциплине Государственное регулирование национальной экономики Оглавление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
Государственное регулирование национальной экономики
Оглавление
1.Теоретические основы государственного регулирования национальной экономики.
2. Оценка реализации Демографической политики РФ.
3. Приоритеты государственной экономической политики России.
Список используемой литературы
1.Теоретические основы государственного регулирования национальной экономики.
До Кейнса экономисты рассматривали рынок в качестве системы, находящейся в изначальном равновесии и «здоровье», из которых ее может выбить только неразумное, необоснованное и противоестественное вмешательство. В таком случае, рассуждали они, надо только вернуть свободу «невидимой руке рынка», снять с него путы всякого вмешательства. Кейнс же видит корень зла и бед капиталистической экономики как раз в том, что действуют определенные внутренние силы, выбивающие ее из проторенной колеи. В своем труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) он пишет: «В обществе, которое функционирует по постулатам классической теории, действительно была бы налицо естественная тенденция к оптимальному использованию ресурсов. Весьма возможно, что классическая теория представляет собой картину того, как мы хотели бы, чтобы общество функционировало. Но верить, что оно так и функционирует, значило бы игнорировать действительные проблемы». Кейнс поднимает вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику в целях исправления ее недостатков.
К ним, в частности, относились неспособность общества, в котором жил Кейнс, обеспечить полную занятость и предотвратить произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов. Очевидно, что определенный уровень занятости влияет на соотношение и уровень доходов, хотя в свою очередь сам зависит от них. Чтобы решить эту дилемму следовало каким-то образом задействовать механизмы систематических государственных интервенций. Кейнс как раз и обнаружил конкретную точку их приложения в массе экономических показателей, точно оценив их причинно-следственные связи.
Схематично его логические построения выглядят так: растет занятость - увеличиваются доходы населения – растет потребление. Но чем больше доходы, тем большая их часть идет в сбережения, что, естественно, ограничивает спрос. Чтобы компенсировать эти потенциальные потери личного спроса следует увеличивать инвестиционный спрос. Однако если рентабельность инвестиций и норма приносимой ими прибыли снижается до уровня банковского процента, рост капиталовложений прекращается.
Поэтому чрезмерно высокая норма процента вредна и точно также вредны сбережения, не превратившиеся в инвестиции. В своей экономической программе Кейнс выдвигает тезис, что «государство должно оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению, частично путем системы налогов, частично фиксированием нормы процента и другими способами» (Дж.М.Кейнс, 1978). При этом фундаментальные классические постулаты рыночной организации экономики, а именно, личная выгода и конкуренция, как и благотворность «невидимой руки» им нигде не оспариваются.
2. Оценка реализации Демографической политики РФ.
Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 142 - 143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.
Приоритетными направлениями государственной демографической политики являются следующие.
Первое направление - снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе:
-
снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим) и других внешних причин; -
профилактика, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение сердечно-сосудистых и других заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения; -
снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда; -
создание развитой инфраструктуры жизнеобеспечения и реабилитации лиц, работающих в экстремальных условиях; -
снижение материнской и младенческой смертности.
Второе направление - сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.
Сохранение здоровья населения и усиление профилактики заболеваний требуют:
-
развития условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям законодательства Российской Федерации; -
проведения прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства Российской Федерации и методической базы; -
организации и развития медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий; -
разработки и внедрения механизмов стимулирования у граждан Российской Федерации ответственного отношения к своему здоровью.
Формирование здорового образа жизни должно стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья. При этом основой пропаганды здорового образа жизни должно стать наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, учебы, режима и структуры питания.
Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для развития туризма, занятий физической культурой и спортом различных групп населения.
Третье направление - повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей), включая:
-
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания; -
развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей; -
предоставление возможности применения по налогу на доходы физических лиц социального вычета по лечению детей, находящихся на попечении родителей, до достижения ими возраста 24 лет, возможность применения вычета опекунами, возможность применения вычета по дошкольному образованию; -
поддержку семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей; -
повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий; -
укрепление репродуктивного здоровья населения, государственную поддержку лечения бесплодия, проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение числа абортов; -
профилактику, раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, развитие и внедрение высокоэффективных методов лечения в педиатрии; -
поэтапную ликвидацию рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда; -
реализацию программ по предоставлению доступного семейного жилья; -
развитие механизмов, позволяющих сочетать родителям работу и выполнение семейных обязанностей; -
совершенствование инфраструктуры дошкольного образования.
Четвертое направление - управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики, в том числе:
-
проведение активной региональной социально-экономической политики, направленной на сохранение численности населения на Дальнем Востоке и в Сибири; -
содействие переезду в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; -
привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки в Российской Федерации; -
оптимизация миграционных процессов в связи с формированием общего рынка труда в рамках интеграционных процессов на евразийском пространстве, создание цивилизованных условий труда и жизни для мигрантов, защита их гражданских прав.
Пятое направление - обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Должна произойти смена приоритетов в государственной политике по обеспечению безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различного характера - вместо "культуры реагирования" на чрезвычайные ситуации на первое место должна выйти "культура предупреждения".
Для этого необходимы:
-
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разработка и внедрение новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; -
создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; -
разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов; -
создание региональных и субъектовых центров управления в кризисных ситуациях; -
развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;
развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
создание инфраструктуры комплексной безопасности федеральных автомобильных дорог с использованием авиационных технологий;
создание системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации - аудита безопасности.
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения, и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Меры демографической политики
Экономические
-
оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества, возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале. -
ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости. -
преимущества для многодетных семей — для повышения рождаемости. -
штрафы за превышение лимита по числу детей в семье (в Китае), лишение льгот и пособий (в остальных странах, где ведётся политика контроля рождаемости). -
введение прямого или косвенного налога на бездетность или что-то вроде его аналога – для стимулирования рождаемости и ее повышения.
Административно-правовые
-
законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин. -
Воспитательные, пропагандистские -
формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения. -
определение отношения к религиозным нормам, традициям, обычаям. -
политика планирования семьи. -
половое образование молодёжи.
В современной России главными особенностями сложившейся демографической ситуации являются: значительные масштабы сокращения населения, низкая рождаемость, продолжающееся старение населения. В настоящее время в РФ наблюдается высокая смертность и низкая рождаемость. Огромные потери страна несет от сверх смертности мужчин, особенно от несчастных случаев, отравлений, травм. Выросли объемы вынужденной и нелегальной миграции, и сократился объем внутренней миграции. Ожидаемая продолжительность жизни - одна из важнейших характеристик уровня и качества жизни. Этот показатель отражает множество самых разнообразных факторов, начиная от эффективности системы здравоохранения заканчивая психологическим самочувствием населения. Кроме этого, продолжительность жизни характеризует не только текущее положение вещей, но и прошлое качество жизни поколения. Ведь состояние здоровья каждого человека зависит от условий его существования с самого момента рождения. Мировой опыт показывает, что страны с высоким уровнем материнского благосостояния имеют большую продолжительность жизни людей на десять – пятнадцать лет, чем страны, где господствует бедность. По числу жителей РФ занимает седьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии Бразилии и Пакистана. Главными особенностями сложившейся демографической ситуации в современной России являются: значительные масштабы сокращения населения; низкая рождаемость, массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей воспроизводства населения; продолжающееся старение населения, изменение соотношения между работниками и пенсионерами, обостряющее проблемы пенсионного обеспечения; кризис семьи, высокий уровень разводов. В этой статье мы рассмотрим демографические проблемы в России за последние 5лет.