Файл: Методология и методика социологического исследования Тема 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел 4. Методология и методика социологического исследования

Тема 4.1.

1. Рассмотрите понятие «социологическое исследование».

Социологическое исследование — исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
Социологическое исследование как процесс логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом социальном явлении для последующих изменений или сохранения текущей ситуации.

2. Уясните познавательные возможности и особенности методологии количественных и качественных исследований.

Количественные методы - это методы, применяемые в социологическом исследовании с целью проверки заранее выдвинутых гипотез с использованием формализованных методов и измерительных процедур.
Качественные методы - это методы, применяемые в социологии для глубокого понимания и объяснения социальных явлений, где объектом изучения являются люди в конкретных жизненных ситуациях при повседневном взаимодействии.

Сопоставление количественных и качественных методов:
1. Предназначение:
Количественные: макросоциологическое исследование.
Качественные: микросоциологическое исследование.
2. Цель применения:
Количественные: объяснение причин изучаемого явления.
Качественные: понимание изучаемого явления.
3. Исследовательские задачи:
Количественные:
- изменение параметров явления;
- установление взаимосвязи между этими параметрами.
Качественные:
- выявление общей картины явления;
- интерпретация явления.
4. Позиция исследователя:
Количественные: сторонний наблюдатель.
Качественные: сочувствующий участник.
5. Центр внимания исследования:
Количественные: социальные структуры и институты, общие социальные процессы, объективные факторы.
Качественные: в центре внимания является сам человек, особенные частные процессы и субъективные факторы.
6. Гипотезы формируются:

Количественные: заранее есть.
Качественные: по мере овладения данными.
7. Логика анализа:
Количественные: дедуктивная.
Качественная: индукция.
8. Данные исследования представлены в виде:
Количественные: статистических показателей и индексов.
Качественные: различных высказываний, документов, дискуссий.
9. Стиль исследования:
Количественные: жесткий холодный.
Качественные: мягкий теплый.

3. Изучите виды и этапы социологического исследования.

Социологическое исследование включает четыре последовательных,
сменяющих друг друга организационно автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа:
1. подготовку исследования,
2. сбор первичной социологической информации,
3. подготовку собранной информации к обработке и ее обработку,
4. анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен
характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, т.е. в зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в ходе него задач, различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное, зондажное), описательное и аналитическое.

4. Выясните назначение и изучите
содержание программы социологического исследования.

Социологическое исследование начинается вовсе не с составления
анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем к сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии - снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, то есть в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.
Все стадии работы социолога отражены в его главном документе - программе социологического исследования.
Выделяют следующие основные этапы составления программы
исследования:
1. Формулировка проблемы.
2. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.
3. Логический анализ основных понятий.


4. Выдвижение гипотез.
5. Полевое обслелование.
6. Определение выборочной совокупности.
7. Составление инструментария.
8. Обработка и интерпретация полученных данных.
9. Подготовка научного отчета.

5. Охарактеризуйте выборочный метод в социологии.

Выборочный метод – статистический метод исследования общих свойств совокупности каких-либо объектов на основе изучения свойств лишь части этих объектов. Совокупность исследуемых объектов, интересующих исследователя, называет генеральной совокупностью.

Сущность выборочного метода заключается в том, чтобы по свойствам части (выборки) судить о численных характеристиках целого (генеральной совокупности), по отдельным группам элементов — об их общей совокупности, которая иногда мыслится как совокупность неограниченно большого объема.

6. Рассмотрите особенности и технику измерения социальных явлений.

Социологическое измерение различных сторон и свойств социальных явлений связано с поиском и использованием таких фактов, которые могли бы служить их количественной (числовой) характеристикой. К таким фактам относятся разнообразные предметы, события, акты, поступки, оценки и суждения людей. Все факты, которые используются для социологического измерения, принято называть индикаторами.

В социологических исследованиях применяются три основных типа шкал: номинальные, ранговые и интервальные.
1. Номинальная шкала – при её помощи измеряют преимущественно объективные признаки респондентов (пол, семейное положение, профессия и др.).
2. Ранговая шкала – с её помощью измеримо большинство свойств и признаков социальных явлений. Позиции ранговой шкалы располагаются в строгом порядке от наиболее значимой к наименее значимой либо наоборот.
3. Интервальная шкала – при помощи её измеримы в основном те, свойства и признаки значение которых можно выразить числом. Таковыми могут быть: возраст, стаж работы, учёбы, число членов семьи и др.

Тема 4.2.

1. Дайте общую характеристику методов социологического исследования, рассмотрите их основные классификации.

Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность способови приемовдействия, порядок (схему или план) действий. В социологии применяются как частнонаучные методы

(например, наблюдение, опрос), так и общенаучные (например, статистические).

Классификация методов в социологии
По масштабу применения:
Общенаучные (например, математические методы)
Частнонаучные (например, методы опроса)
По уровню знания:
Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.)
Эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. Д.)

2. Изучите виды опросных методов и дайте сравнительный анализ их достоинств и недостатков.

Методы исследования, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью особых приемов (исследовательского инструмента) - бесед, интервью, анкет, тестов.

Достоинствами опросных методов являются:
быстрота получения информации,
возможность получения информации в широких пределах заданной тематики,
возможность математической обработки полученной информации,
сравнительная легкость получения большого количества данных.

Недостатки: возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.

3. Охарактеризуйте виды наблюдений в социологии.

Одним из важнейших методов получения первичной информации является
наблюдение. Это метод сбора первичной социальной информации об изучаемом
объекте путем направленного, систематического и непосредственного восприятия и регистрации с точки зрения целей и задач исследования.

Возможны два варианта данного метода. Невключенное наблюдение, которое ведется "со стороны", и включенное, осуществляемое при участии самого наблюдателя. Скажем, образ жизни и поведение подростков, вовлеченных в уличные шайки, можно наблюдать со
стороны, невключенно, а можно, внедрившись в одну из таких шаек (как это делали в 30-е годы XX в. молодые социологи Чикаго).

4. Рассмотрите эксперимент как модель научного наблюдения. Охарактеризуйте основные экспериментальные стратегии исследований.

Эксперимент, метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.

Стратегия экспериментального исследования - схема проведения эксперимента, путь получения экспериментальных данных.

* Констатирующая стратегия. Цель – установление причинно-следственных связей между явлениями (между зависимой и независимой переменными).
* Формирующая стратегия. Цель – не только изучение, но и формирование какого-либо явления вследствие влияния другого (формирование переменных вследствие влияния независимой переменной).
* Стратегия сопоставления. Цель – сравнение влияний одного явления на другое в группах с разными характеристиками (сравнение влияния независимой переменной на зависимую переменную в разных группах).

5. Изучите методы качественного и количественного анализа документов в социологическом исследовании.

При всем разнообразии документов выделяют два основных метода их анализа:
традиционный (классический, качественный, неформализованный);
формализованный (количественный, контент-анализ).

Традиционный анализ часто выступает предпосылкой для формализованного изучения документов. Он основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документа в соответствии с целью исследования. Поэтому он предполагает известный всем привычный способ осмысления содержания документа путем его прочтения, прослушивания, просматривания.

Формализованный анализ (количественный, контент- анализ) — метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений. Он рассчитан на извлечение информации из больших массивов документальных источников, не доступных традиционному анализу.