Файл: Программа профессиональной переподготовки Государственное и муниципальное управление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенность местного самоуправления в России – сильная роль федерального центра в его формировании и текущей деятельности. Долгое время страна жила в условиях административной системы, при которой сложилась единая исполнительная вертикаль власти. В этой связи после демократических реформ создавать систему местного самоуправления пришлось фактически с нуля. В этих условиях в становлении российской системы местного самоуправления была особенно велика роль Центра.
Роль Центра (федеральных органов государственной власти) остается значительной и в ходе текущего регулирования деятельности органов местного самоуправления. Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ-131) носит достаточно конкретный характер и детально регламентирует деятельность органов местного самоуправления. Кроме того, существует широкий перечень федеральных законов, которые также в существенной степени регулируют развитие МО: Бюджетный, Налоговый, Жилищный, Земельный, Градостроительный кодексы и т.д. В целом, федеральное законодательство образует достаточно жесткий «коридор» развития местного самоуправления.
В России в соответствии с Конституцией ОМС не входят в систему государственной власти. Это, безусловно, имеет свои плюсы: местное самоуправления гарантировано от административного вмешательства в его деятельность. С другой стороны, ряд аналитиков полагает, что слишком жесткое отделение местного самоуправления от органов государственной власти нецелесообразно, т.к. приводит к определенному нарушению координации деятельности государственных и муниципальных органов при решении актуальных социально-экономических задач.
-
Как можно повысить эффективность Совета муниципальных образований РБ?
Необходима оптимизация процесса взаимодействия всех уровней публичной власти на основе усовершенствования нормативно-правовой базы для обеспечения самостоятельности органов муниципальной власти в решении многочисленных вопросов местного значения. Руководители муниципальных образований должны постоянно совершенствовать свою правовую базу и уметь отстаивать свои права. На сегодняшний день необходимо урегулировать отношения всех сторон, переведя их из взаимных претензий к положительному диалогу в соответствии с законодательством. Важно повысить эффективность работы, организовывая тесное взаимодействие с друг другом и с представителями других уровней власти, при этом развивая и поддерживая инициативу населения с целью улучшения качества жизни людей.
Почти все города и районы республики зависимы от региональной власти, и прежде всего с финансово-экономической стороны. Это ведет к административной и политической несамостоятельности. Необходимо создать такую форму взаимодействия, где предполагается тесное сотрудничество региональной и муниципальной власти на основе общей стратегии. Это прежде всего совместное видение развития территории региональной и муниципальной властью (развитие инфраструктуры, кадровая политика, инвестиции и т.д.). Социальные вопросы требуют планомерного решения. И самое главное, как нам кажется, - это обеспечение молодыми, достойными кадрами во всех областях, как в управлении производством, так и в патриотическом воспитании подрастающего поколения. На сегодняшний день можно предложить один из самых актуальных способов создания реальной картины эффективности муниципальной власти – это рейтингование органов местного самоуправления и самих муниципальных служащих всех уровней.
Главная цель государственной власти, и в том числе и органов местного самоуправления — это стабильное повышение качества жизни населения. Это, прежде всего, нормальные условия для рождения, воспитания и обучения детей, наличие удобного жилья, достойная зарплата и хорошая работа, и возможность пользоваться гарантированными услугами социального обеспечения, здравоохранения и свобода реализации и развития личности в духовном и материальном плане. Это также и экологическая и общественная безопасность, образовательные, культурные и досуговые возможности и еще не маловажный фактор - политическая стабильность.
-
Какие методы позволят сформировать высокую активность населения в осуществлении местного самоуправления?
Для повышения эффективности общественного участия в вопросах местного самоуправления необходимо реализовать следующие меры:
– совершенствование федерального законодательства;
– информирование граждан о возможностях участия в вопросах местного значения;
– воспитание через средства массовой информации, учебные заведения;
– разработка рекомендаций для муниципальных образований по созданию системы поддержки общественных инициатив;
– создание системы образования глав и специалистов муниципалитетов в сфере взаимодействия с общественностью;
– разработка модельных документов для муниципальных образований по работе с общественностью;
– создание эффективно работающих ресурсных центров;
– более активное включение в процесс развития общественной активности представителей средств массовой информации.
Таким образом, при воплощении всех вышеперечисленных мер, будет достигнута гражданская активность населения в вопросах местного самоуправления.
-
Раскройте и дайте оценку основных новелл проекта федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (8-10 новелл и их оценка).
1. Статья 1. Местное самоуправление - Законопроект не содержит определения понятия «задачи местного самоуправления». В связи с этим, в целях исключения неоднозначного толкования вопросов, в решении которых в соответствии с обозначенной нормой законопроекта принимают участие органы публичной власти, необходимо вести в ней речь не о задачах местного самоуправления, а о вопросах непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения;
2. Статья 19. ч. 4 Глава муниципального образования - Частью 4 статьи 19 законопроекта предусмотрено, что избираемый из состава представительного
органа муниципального образования глава муниципального образования складывает полномочия депутата представительного органа, независимо от того, останется ли он исполнять полномочия его председателя либо возглавит местную администрацию. Введение данного императивного законоположения представляется неоправданным и недостаточно обоснованным.
3. Статья 19. ч. 7 Глава муниципального образования - Поправкой обеспечивается единство подхода в отношении регулирования правового статуса главы муниципального образования, который может быть как лицом, возглавляющим местную администрацию, так и председателем представительного органа. Порядок избрания такого лица не должен влиять на его возможность возглавлять либо местную администрацию, либо представительный орган;
4. Статья 19. ч. 18 Глава муниципального образования - Частью 18 статьи 19 законопроекта предусмотрено, что глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность. Вместе с тем государственные должности образуются для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти. В систему органов государственной власти согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят. В законопроекте не прослеживаются цели и последствия закрепления за главой муниципального образования статуса лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, в связи с чем правоприменение данной нормы может быть проблематичным.
5. Статья 22. ч. 16 Местная администрация – не раскрыт вопрос образования территориальных органов местных администраций, оптимизации управленческого процесса в органах местного самоуправления
6. Статья 22. ч. 18 Местная администрация – при наличии в структуре местной администрации территориальных органов местной администрации местная администрация формируется в виде коллегиального органа. Кроме того, формирование местной администрации в виде коллегиального органа на муниципальном уровне представляется излишним, поскольку приведет к
затягиванию принятия управленческих решений.
7. Статья 32. ч. 3 Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения - Частью 2 статьи 32 законопроекта предусмотрены перераспределенные полномочия органов местного самоуправления, которые осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом указанные полномочия могут закрепляться за органами местного самоуправления законами субъектов РФ. Учитывая природу данных полномочий (полномочий органов местного самоуправления, осуществляемых органами государственной власти), в целях обеспечения определенности в вопросе уровня бюджета, за счет которого должны такие полномочия реализовываться, необходимо установить, что данные полномочия осуществляются за счет бюджета того уровня, органы публичной власти которого их осуществляют. Таким образом, исключается
вопрос о возможности изъятия средств местного бюджета в пользу бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию «перераспределенных» полномочий, а также вопрос о необходимости финансового обеспечения указанных полномочий за счет регионального бюджета в случае их закрепления за органами местного самоуправления.
8. Статья 71. Субсидии, дотации и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации - В целях финансового обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в дотационных муниципальных образованиях необходимо сохранить положения действующего Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
-
Назовите и обоснуйте основные проблемы местного самоуправления в современной России.
В каждом регионе формирование органов местного самоуправления зависит от менталитета местного населения, специфики властных отношений и исторических и религиозных традиций, а также влияния главы региона.
Географические различия регионов обуславливают их различия в экономических возможностях.
Различия в практике межбюджетных отношениях и передачи полномочий.
Наличие в регионе различных этносов и их совместимость на бытовом уровне. Закон разрабатывался с учетом ментальности русского народа и близких ему этносов народов Поволжья, потому что ФЗ-131 базировался на передовой, демократической практике европейского местного самоуправления. Но многие регионы России, особенно на Северном Кавказе, уже практически очищены от русских и русскоязычных и процесс дальнейшего оттока русских из приграничных с Кавказом областей и краев продолжается.
Местное самоуправление на практике оказалось очень ограниченным, если не чисто формальным. Вертикаль власти от главы субъекта федерации и вниз до глав районов, городских округов и глав поселений идет по принципу начальник–подчиненный. Финансовая и функциональная зависимость органов местного самоуправления, в выполнении переданных им полномочий привела к практическому огосударствлению местного самоуправления. По существу, администрации МСУ стали территориальными администрациями субъекта федерации.
Существует ограниченный набор вопросов, которые может решить местное самоуправление без вышестоящей вертикали власти, если, конечно, решение этих вопросов посильно для местного бюджета.
Налоговая автономия органов местного самоуправления сильно ограничена, и основную, подавляющую часть средств, муниципалитеты получают в виде финансовой целевой помощи от вышестоящих бюджетных организаций.
Вместе с тем, муниципалитеты стали ответственными за вопросы, которые должны решаться на федеральном государственном уровне, как то: образование, медицина, пожарная охрана и пр. При этом муниципалитеты не обладают для решения этих государственных вопросов средствами и не имеют юридического права самостоятельно принимать решения.
Существующая система выборов депутатов и глав администраций органов местного самоуправления, а также процедура отзыва депутатов и удаление в отставку глав администраций способствует полному огосударствлению органов местного самоуправления. Далее на практике происходит подмена понятия «местное самоуправление» на «органы местной власти», а последняя не вполне и не всегда выражает интересы населения данной территории.