Файл: Гигиена физической культуры и спорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых.

 

Особенно большое значение для развития гигиены физического воспитания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших институтах физической культуры России, которые возглавили: в Институте им. П. Ф. Лесгафта — А. Ф.Сулима-Самойло (1919) и в Центральном институте — В. Е.Игнатьев (1920), одновременно бывшие и первыми ректорами этих институтов.

 

С 1930 по 1942 г. кафедрой гигиены в Институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта руководил В. А. Волжинский. Именно его труды послужили научно-методической основой курса гигиены в институтах физической культуры и научной работы в этой области. В. А. Волжинский сформулировал задачи, содержание гигиены как учебной дисциплины. Им был написан первый учебник гигиены для физкультурных учебных заведений.

 

В Институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта научные исследования в области гигиены физического воспитания и спорта проводились также и на кафедре физического развития детей, возглавляемой крупным специалистом дошкольной гигиены Л. И. Чулицкой. Широкие исследования проводились и в существовавшей в 30-х годах XX в. гигиенической лаборатории этого же института. Ею руководил крупнейший ученый в области гигиены физического воспитания и спорта Алексей Алексеевич Минх. Он же возглавил в 1947 г. кафедру гигиены в Центральном институте физической культуры.

 

В течение многих лет научные исследования в области гигиены физического воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР под руководством А. Г. Сухарева и Л. И. Абросимовой. Сотрудниками отдела разработаны гигиенические рекомендации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп, обосновано применение различных средств физического воспитания с оздоровительной целью.

 

В результате многолетних научных исследований в области гигиены физического воспитания и спорта определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта: изучение влияния условий внешней среды на здоровье занимающихся физической культурой и спортом и их оздоровление; разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом; повышение работоспособности, выносливости, обеспечение роста спортивных достижений.


 

Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигиены физического воспитания и спорта как раздела науки и учебной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, личная гигиена, закаливание, питание спортсменов, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта.

 

В последние годы получены ценные научные данные, позволяющие осуществлять гигиеническое обеспечение занятий физической культурой и спортом с учетом возрастных, половых и профессиональных функциональных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся, климатических и других внешних факторов.

 

Занятия физическими упражнениями, независимо от их формы и содержания, обязательно должны содействовать укреплению здоровья занимающихся, это полностью соответствует оздоровительной направленности всей системы физического воспитания.

 

Реализация оздоровительного принципа физического воспитания возможна лишь при условии, что педагог по физической культуре, тренер по виду спорта будут знакомы с основными положениями гигиены и усвоят, по выражению Ф. Ф. Эрисмана, «гигиенический способ мышления».

 

Только зная о возможном неблагоприятном воздействии сниженной или избыточной двигательной активности, недостаточной или избыточной физической нагрузки, нерационального питания и режима тренировочных занятий, неудовлетворительных условий проведения тренировок, можно получить нужный результат от занятий физическими упражнениями.

 

Таким образом, студентам факультетов физической культуры и преподавателям физического воспитания, тренерам необходимы знания основ гигиены для правильной организации занятий физическими упражнениями, нормирования физических нагрузок, организации и материально-технического обеспечения тренировочного процесса в отдельных видах спорта, питания занимающихся и т. д.

 

Без соблюдения соответствующих гигиенических норм и требований в процессе занятий физической культурой и спортом нельзя обеспечить оптимальные условия для нормального физического развития, сохранения и укрепления здоровья занимающихся физическими упражнениями, для повышения спортивных достижений.



1. ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

 

Гигиена (hygieinos) – область  медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных мероприятий. Она  изучает влияние условий жизни  и труда на здоровье человека и  разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний.

На организм человека могут  воздействовать различные факторы  внешней среды: [4]

    • Химические – химические элементы и соединения, находящиеся в воздухе, воде, почве, пище.

    • Физические – температура, влажность и давление воздуха, радиация, вибрация, шум и т.п.

    • Биологические – микроорганизмы, гельминты, грибы.

    • Социальные факторы – характер трудовой деятельности, питание, жилищно-бытовые условия и др.

В зависимости от решаемых задач гигиеническая наука использует разнообразные методы. Они используются для гигиенической оценки факторов окружающей среды. К ним относятся  санитарное обследование и описание, физические, химические и биологические  методы санитарной экспертизы.

Методы санитарного  описания и обследования позволяют  выявить общее состояние отдельных  групп или населённых пунктов. При  этом привлекаются статистические и  демографические показатели в исследуемом  районе и делаются общие выводы о  состоянии здоровья населения и  факторах, влияющих на него.

Для определения количественных характеристик среды, и её свойств  используются физические, химические, биологические методы исследования.

Для изучения влияния окружающей среды на организм человека используются физиолого-биологические, клинические, антропометрические, экспериментальные методы. При необходимости установить влияние среды на здоровье коллектива пользуются санитарно-статистическим методом.

Практическое претворение  в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий называется санитарией. Достижения гигиены внедряются путём общественно-гигиенических  мероприятий. С этой целью разрабатываются  различные санитарные правила и  нормы. Для эффективного использования  достижений гигиены необходимо, что  бы каждый человек понимал их значение. В связи с этим огромная роль принадлежит  санитарному просвещению.

В зависимости от предмета изучения гигиеническая наука подразделяется на:[5 ]

    • Гигиену окружающей среды

    • Гигиену питания и здоровья

    • Гигиену труда

    • Социальную гигиену.


2. ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


 

Гигиена, а также естественные условия внешней среды (воздействие  солнечных лучей, воздуха, воды) являются средствами физического воспитания. Физическая культура не должна исчерпываться  одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных  игр и прочего, но должна обнимать и общественную и личную гигиену  труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда  и отдыха.

Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных  для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда  и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния  условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение  оптимальных условий существования  человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой  профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды  на состояние здоровья и работоспособность  людей; научное обоснование и  разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней  среды и устранению вредно действующих  факторов; научное обоснование и  разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению  сопротивляемости организма к возможным  вредным влияниям окружающей среды  в целях улучшения здоровья и  физического развития, повышения  работоспособности.

Санитария - практическое осуществление требований гигиены, выполнение необходимых гигиенических  правил и мероприятий.

В ходе развития гигиены  сформировался ряд гигиенических  дисциплин: гигиена труда, социальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена физической культуры и спорта и др.

Гигиена физической культуры и спорта, изучающая взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней  средой, играет важную роль в процессе физического воспитания. Гигиенические  положения, нормы и правила широко используются в физкультурном движении.

Гигиенические положения  занимают столь большое значение потому, что без них невозможно выполнить основные задачи по всестороннему  и гармоничному развитию людей, сохранению на долгие годы