Файл: Лекция концепция устойчивого развития эволюция, принципы и предпосылки для разработки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сегодня многие не имеют возможности в достаточной мере удовлетворять свои жизненные потребности в пище, одежде, крове, работе.
Это касается в первую очередь жителей развивающихся стран (стран Юга). В то же время часть населения развитых стран (стран Севера) живет «не по средствам». Экономический разрыв между странами Севера и Юга отрицательно сказывается на экологической ситуации в мире, делает развитие неустойчивым. Принцип справедливости означает, что богатства
(блага), возможности и ответственности должны быть распределены справедливо между странами и между людьми внутри каждой страны.
Принцип справедливости распространяется и на будущие поколения.
Мы не можем жить взаймы у будущих поколений, исчерпывая ресурсы и ухудшая качество окружающей среды. Наш моральный долг – сохранить достаточно условий и ресурсов, чтобы будущие поколения имели возможность удовлетворять собственные потребности.
Принцип
сохранения
природной
среды предполагает такую организацию процессов жизнедеятельности, чтобы они не приводили к необратимым изменениям в биосфере, не нарушали ее возможности к самовосстановлению. Достижение этого возможно при:
уменьшении антропогенного воздействия на природу
(антропогенные воздействия – это различные формы влияния деятельности человека на природу. Антропогенные воздействия охватывают отдельные компоненты природы и природные комплексы. Количественной и качественной характеристикой антропогенных воздействий является антропогенная нагрузка. Антропогенные воздействия могут носить как позитивный, так и негативный характер; последнее вызывает необходимость в применении специальных природоохранных мер);
целенаправленной работе по поддержанию устойчивости биосферы;
стремлении к гармоничному сбалансированному развитию всех трех аспектов окружающей среды – экологического, экономического и социального.
Принцип целостности мышления заостряет внимание на том, что решение глобальных проблем современности, устойчивое повышение качества жизни настоящих и будущих поколений возможно лишь при понимании сложности строения социо-эколого-экономической системы, взаимосвязанности ее элементов. Другими словами, в соответствии с этим принципом, устойчивым будет только такое развитие общества, при котором социальные, экологические и экономические проблемы будут решаться в комплексе.
«Думать глобально – действовать локально». Устойчивое развитие мирового сообщества складывается из результатов усилий, предпринятых людьми на местах (в каждом доме, дворе, селе, городе, стране). В условиях мира как целостной системы любое локальное воздействие приведет к изменениям в глобальном масштабе. Производя какие-либо преобразования у себя дома важно прогнозировать глобальные последствия действий, отдавать себе отчет в том, чему способствует ваша работа – повышению или снижению устойчивости местных и глобальной социо-эколого- экономических систем.
Принцип «думать глобально – действовать локально» можно рассмотреть и во временном измерении. Тогда он будет звучать так: "думать о будущем – действовать сейчас". Это означает, что при решении сиюминутных, насущных проблем необходимо помнить о долгосрочной перспективе и действовать в соответствии с ней, анализировать прошлый опыт, чтобы иметь целостное представление о причинах проблемы и ее возможных решениях.
Отметим, что Международное признание концепция устойчивого развития получила на второй конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая состоялась в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Свой статус
фундаментальной концепции современного мира принципы устойчивого развития получили именно в это время на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, где присутствовали делегации 179 государств мира, а также многочисленные международные и неправительственные организации.
Там были определены глобальные проблемы устойчивого развития и принят программный документ «Повестка дня – XXI», содержащий рекомендации всем странам разработать стратегические программы устойчивого развития [7].
Число 21 – порядковый номер документа в системе регистрации ООН – стало основанием для метафорического названия «Повестка дня на 21 век».
Повестка 21 – глобальный план действий по повышению качества жизни ныне живущих поколений с сохранением возможностей для будущих поколений удовлетворять свои потребности (другими словами – план устойчивого развития мирового сообщества).
В Повестке 21 сформулированы основные задачи перехода мирового сообщества к устойчивом развитию и предложены механизмы их реализации.
В масштабе планеты главные направления деятельности, предусмотренные Повесткой 21, следующие:
1.
Социальные и экономические аспекты:
- международное сотрудничество;
- борьба с нищетой;
- охрана и укрепление здоровья людей;
- стабилизация численности планеты;
- учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия управленческих решений;
- создание экологического законодательства;
- внедрение эффективных экономических рычагов управления;
- учет интересов женщин, детей и молодежи;
Там были определены глобальные проблемы устойчивого развития и принят программный документ «Повестка дня – XXI», содержащий рекомендации всем странам разработать стратегические программы устойчивого развития [7].
Число 21 – порядковый номер документа в системе регистрации ООН – стало основанием для метафорического названия «Повестка дня на 21 век».
Повестка 21 – глобальный план действий по повышению качества жизни ныне живущих поколений с сохранением возможностей для будущих поколений удовлетворять свои потребности (другими словами – план устойчивого развития мирового сообщества).
В Повестке 21 сформулированы основные задачи перехода мирового сообщества к устойчивом развитию и предложены механизмы их реализации.
В масштабе планеты главные направления деятельности, предусмотренные Повесткой 21, следующие:
1.
Социальные и экономические аспекты:
- международное сотрудничество;
- борьба с нищетой;
- охрана и укрепление здоровья людей;
- стабилизация численности планеты;
- учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия управленческих решений;
- создание экологического законодательства;
- внедрение эффективных экономических рычагов управления;
- учет интересов женщин, детей и молодежи;
- роли коренных народов, неправительственных (общественных) организаций, деловых кругов, промышленности и науки.
2.
Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития:
- защита атмосферы;
- рациональное использование земельных ресурсов;
- устойчивое ведение сельского хозяйства;
- борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой;
- сохранение биологического разнообразия;
- экологическая безопасность в использовании токсических веществ и биотехнологии;
- экологически безопасное удаление отходов, очистка сточных вод.
Таким образом, Повестка 21 предусматривает:
- целостный подход к решению проблем развития с учетом экологических, экономических и социальных аспектов;
- участие различных слоев и групп населения (общественности) в процессе принятия решений и реализации планов;
- повышение качества жизни людей (а не рост количественных показателей) с максимально возможным сохранением условий и ресурсов окружающей среды;
- расширение временного и пространственного масштаба развития.
Хотя Повестка 21 как официальный документ и руководство к действию была принята главами государств и правительств, ее выполнение зависит не только от эффективности работы органов государственной власти.
Устойчивое развитие мирового сообщества может быть достигнуто лишь совместными усилиями всех людей – от президента до тебя самого.
Осознавая это, жители местных сообществ (стран, регионов, населенных пунктов, микрорайонов) по всему миру разрабатывают собственные повестки
21 – концепции и планы перехода к устойчивому развитию. Эти планы называют местными повестками 21, т.е. программы устойчивого развития.
Кроме разработки программ устойчивого развития населенных пунктов и территорий, не менее важной остается проблема измерения этого устойчивого развития. Вопрос о критериях в этом случае является одним из ключевых, и это направление получило название «индикаторы устойчивого
развития» [8].
В настоящее время в мире имеется много исследований по разработке индикаторов устойчивого развития городов.
Для измерения качества и устойчивости городской окружающей среды был реализован специальный проект Программы по охране окружающей среды ООН (UNEP) и Глобальной базы информационных ресурсов
UNEP/GRID-Arendal.
В результате проекта для подготовки докладов по охране окружающей среды городов в интернете (Cities Environment Reports on the Internet
(CEROI)) была представлена система индикаторов, которые дают представление о состоянии окружающей среды в городах и позволяют анализировать отдельных городские проблемы более детально.
Первоначальный набор индикаторов был разработан в 1998 г. Все имеющиеся подходы объединяют экономические, экологические и социальные компоненты и индикаторы для изучения потребностей настоящего и будущих поколений.
Проект подготовки докладов по охране окружающей среды городов
(CEROI) рассмотрел различные подходы, индикаторы и мероприятия на локальном, региональном и международном уровнях в рамках охраны и улучшения городской окружающей среды. Были сопоставлены показатели пяти организаций:
Международный совет по местным экологическим инициативам
(МСМЭИ) (the International Council for Local Environmental Initiatives
(ICLEI)),
Центр Организации Объединенных Наций по населенным пунктам
(ЦНПООН) (the United Nations Centre for Human Settlements (UNCHS or
Habitiat)),
Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС) (the European
Environmental Agency (EEA)),
Европейский фонд улучшения условий проживания и работы (European
Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions (EF)) и общие европейские индикаторы для городской окружающей среды (ОЕИ)
(European Common Indicators (ECI)). UNEP/GRID были выделены две системы городских экологических индикаторов:
1) система ключевых, включающих 29 показателей;
2) общая система, включающая ключевые и специфические городские индикаторы, состоящая из 90 показателей.
В различных городах Европы были разработаны самые различные индикаторы устойчивого развития, которые давали характеристику следующих аспектов развития:
• общие индикаторы развития города (такие как численность населения города, площадь города, транспортные сети и т.д.);
• индикаторы городских потоков (характеристика потребления энергии, товаров, ввозимых и вывозимых из города, интенсивность водопотребления и т.д.);
• индикаторы качества городской среды (отходы, качество водной и воздушной сред и т.д.).
Российская Федерация в настоящее время находится на ином уровне развития, и особенности ее развития требуют применения особенных индикаторов. Можно назвать такие отличия, как: а) большая часть городских земель находится в ведении органов городского управления;
б) значительно выше роль городской администрации в обеспечении экономического роста и организации совместного решения экономических и социальных задач всеми субъектами хозяйствования на территории города; в) в России существует институт регистрации граждан по месту проживания, что снижает мобильность населения и влечет за собой ряд негативных последствий.
Сегодня города России испытывают трудности, связанные с изменением социально-экономических отношений, с переходом от государственного монопольного финансирования к многоукладному развитию городов. Городам нужна современная стратегия и тактика устойчивого их развития для создания достойной человека среды обитания.
Один из модельных в России проектов был посвящен анализу международных индикаторов, их трансформации и приспособлению к российским условиям.
Проект был выполнен в
Москве
(РосНИПИУрбанистики), в результате был получен свод
индикаторов устойчивого развития, базирующийся на международных индикаторах, но с российской спецификой.
Все индикаторы объединены в следующие группы:
· прирост городского населения;
· уровень безработицы;
· неформальная занятость;
· уровень бедности;
· доходы и расходы местного бюджета;
· валовый городской продукт;
· загрязнение воздуха;
· потребление воды;
· цена воды;
· очистка сточных вод, объем сточных вод;
· удаление твердых отходов;
· структура жилищного фонда по формам собственности;
Сегодня города России испытывают трудности, связанные с изменением социально-экономических отношений, с переходом от государственного монопольного финансирования к многоукладному развитию городов. Городам нужна современная стратегия и тактика устойчивого их развития для создания достойной человека среды обитания.
Один из модельных в России проектов был посвящен анализу международных индикаторов, их трансформации и приспособлению к российским условиям.
Проект был выполнен в
Москве
(РосНИПИУрбанистики), в результате был получен свод
индикаторов устойчивого развития, базирующийся на международных индикаторах, но с российской спецификой.
Все индикаторы объединены в следующие группы:
· прирост городского населения;
· уровень безработицы;
· неформальная занятость;
· уровень бедности;
· доходы и расходы местного бюджета;
· валовый городской продукт;
· загрязнение воздуха;
· потребление воды;
· цена воды;
· очистка сточных вод, объем сточных вод;
· удаление твердых отходов;
· структура жилищного фонда по формам собственности;
· цена и стоимость аренды жилья к доходу домохозяйств;
· отношение цены земли к доходу;
· благоустройство жилищного фонда;
· средняя продолжительность поездки к месту работы;
· детская смертность;
· уровень зарегистрированной преступности на 1000 человек.
Для Санкт-Петербурга и Москвы была предложена своя система индикаторов. В последние годы на местах подготовлено немало программ устойчивого развития городов. Данные вопросы будут рассмотрены в следующей теме курса.
Вопросы для самопроверки:
1. Охарактеризуйте особенности современного кризиса.
2. Какая задача становится приоритетной в управлении государством в конце 1960-х – 1970-х годов?
3. Какой термин был предложен в процессе работы МКОСР?
4. Перечислите основные принципы, на которых должна базироваться концепция устойчивого развития, сформулированные Международной комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР).
5. Как называется основной документ, разработанный для перехода к реальным действиям по реализации устойчивого развития?
6. Назовите основные вопросы, изложенные в Хартии устойчивого развития европейских городов (Ольборг, Дания).
7. Какие были разработаны индикаторы устойчивого развития в различных городах Европы, характеризующие различные аспекты развития городов.
Список источников по лекции №1*:
1. http://mirznanii.com/a/329034/kontseptsiya-ustoychivogo-razvitiya
2.
Желбунова Л.И. Экологическая составляющая экономического
развития России. Вестник науки Сибири.-2012
3. http://www.openlearning.ru/ustojchivoe-razvitie-rossii/kontseptsiya- ustojchivogo-razvitiya.html
4. Тетиор А.Н. Устойчивое развитие города. Электронный ресурс. -
Режим доступа: http://ekollog.ru/ustojchivoe-razvitie-goroda.html
5. http://www.openlearning.ru/ustojchivoe-razvitie-rossii/kontseptsiya- ustojchivogo-razvitiya.html
6. http://biofile.ru/geo/24086.html
7. http://www.clubofrome.org/eng/home/ - Официальный сайт «Римского клуба»
8. Самойленко Н.Н., В.Б. Байрачный, В.П. Шапорев. Экологически устойчивое развитие городов. Учебное пособие. Харьков.-2015. –
Электронный ресурс.-Режим доступа: http://iti.vgtu.lt/ceneast/Media/Default/Documents/books/Environmentally_Sustain able_Cities_Development.pdf
9. Бобылев С.Н., Кудрявцева О.В., Соловьева С.В. Индикаторы устойчивого развития. Журнал Экономика региона, 2014. Электронный ресурс.-Режим достута: https://cyberleninka.ru/article/n/indikatory-ustoychivogo- razvitiya-dlya-gorodov
*Примечание: обратите внимание на список литературы по всему
курсу, в конспекте лекции использовались материалы из различных
источников литературы, представленных в списке.