Файл: Модуль 1 Предметная область социологии медицины и её место в системе научного знания. Концепции болезни, здоровья в моделях и теориях личности и общества. Институциональные изменения медицины и здравоохранения. Социология управления здравоохранением.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модуль 1 «Предметная область социологии медицины и её место в системе научного знания. Концепции болезни, здоровья в моделях и теориях личности и общества. Институциональные изменения медицины и здравоохранения. Социология управления здравоохранением»
Тема 1«Предметная область социологии медицины и её место в системе научного знания. Концепции болезни, здоровья в моделях и теориях личности и общества»

Гуманитарные знания - знания, связанные с исследованием человека, его культуры, истории, языка, искусства и других аспектов гуманитарной сферы. Они изучают человеческую деятельность, ценности, мораль, этику и различные формы выражения искусства и культуры.

Социальное мировоззрение - совокупность взглядов и убеждений, которые формируются под влиянием социальной среды и определяют восприятие и понимание человеком социальной реальности, социальных отношений, ценностей и норм.

Наука - систематическое и организованное исследование природы, общества и явлений в целом с использованием строгих методов, логики и экспериментов для получения знаний и понимания объективного мира.

Научное познание - процесс получения знаний, основанный на научных методах и логике, направленный на изучение и объяснение явлений, развитие теорий и построение обоснованных выводов.

Гуманитарные науки - область научных дисциплин, изучающих человека, его культуру, язык, искусство, историю и другие гуманитарные аспекты. Включает такие дисциплины, как философия, история, литературоведение, социология, психология, антропология и др.

Объект социологии (социологического познания) - изучение общества, социальных отношений, социальных институтов и структур, поведения людей в коллективе.

Предмет социологии (социологического познания) - изучение социальной реальности, социальных явлений, процессов и их взаимосвязи с целью получения знаний о социальном мире и его закономерностях.

Теория - система установленных и проверенных концепций, принципов и объяснений, используемых для объяснения фактов и явлений в определенной области знания.

Гипотеза - предположение или предварительное объяснение, основанное на наблюдениях или логическом рассуждении, которое может быть проверено и подтверждено или опровергнуто научными методами.


Понятийный аппарат научного исследования - совокупность определений, терминов, понятий и логических связей, используемых в конкретной научной области для описания, классификации и объяснения явлений.

Понятие - основная единица мышления, выражающая абстрактную идею или сущность чего-либо и служащая для классификации и описания явлений.

Термин - слово или фраза, имеющая точно определенное значение в рамках определенной научной области или теории.

Метод научного исследования - систематический подход и процесс, используемый для сбора, анализа и интерпретации данных с целью получения новых знаний или подтверждения гипотез.

Универсальные методы научного познания - общие методологические подходы, применяемые в научных исследованиях независимо от конкретной научной дисциплины. Примерами являются наблюдение, эксперимент, анализ данных, моделирование и логическое рассуждение.

Специфические методы научного познания - методы, характерные для конкретной научной дисциплины или области исследования. Например, методы социологического исследования могут включать опросы, интервью, наблюдение, анализ социальных сетей и др.

Функции науки:

  • Познавательная функция: Получение новых знаний, расширение понимания мира и объяснение явлений.

  • Прогностическая функция: Предсказание будущих событий и развития на основе научных закономерностей.

  • Практическая функция: Применение научных знаний и разработка технологий для решения практических задач и улучшения жизни людей.

  • Критическая функция: Оценка и критика существующих теорий, идей и практик с помощью научного метода.

  • Образовательная функция: Передача знаний и развитие научного мышления через образовательные программы и исследования.



Тема 2 «Институциональные изменения медицины и здравоохранения. Социология управления здравоохранением»

Социальный институт: Устойчивая и организованная форма социального поведения и организации, которая регулирует и нормирует определенные аспекты жизни общества. Социальные институты включают такие сферы, как семья, образование, экономика, политика, религия и другие.

Социальные потребности: Потребности, связанные с взаимодействием и включением в социальную среду. Они включают потребность в общении, признании, безопасности, принадлежности, самоутверждении и другие аспекты

, которые являются неотъемлемой частью социального функционирования человека.

Основной социальный институт: Социальный институт, который играет ключевую роль в обществе и оказывает существенное влияние на другие институты и функционирование общества в целом. Например, семья является одним из основных социальных институтов, так как она выполняет важные функции в социализации, репродукции и поддержании общественного порядка.

Динамика социальных институтов: Процесс изменения и развития социальных институтов со временем. Это включает изменения в ценностях, нормах, ролевых ожиданиях и структурах, которые формируют и определяют социальные институты.

Жизненный цикл социального института: Концепция, отражающая изменения и эволюцию социального института в течение его существования. Она включает стадии формирования, роста, зрелости и возможного упадка или замены социального института.

Системность социальных институтов: Социальные институты взаимосвязаны и функционируют в рамках системы социальных отношений и структур. Они взаимодействуют друг с другом и существуют в определенных социокультурных и исторических контекстах.

Латентные функции социальных институтов: Скрытые или непреднамеренные функции социальных институтов, которые могут быть неявными или неосознанными. Они могут иметь влияние на социальную структуру, отношения и поведение, но не всегда осознаются участниками общества.

Социальные организации: Организации, созданные людьми для достижения определенных целей и удовлетворения определенных потребностей в социальной сфере. Это могут быть некоммерческие организации, государственные учреждения, общественные объединения и другие структуры, которые выполняют определенные функции в социальной среде.
Модуль 2 «Медико-социологический мониторинг как инструмент управления»
Социология медицины: Область социологии, которая изучает взаимодействие между обществом и медицинскими институтами, практиками и процессами. Она исследует социальные факторы, влияющие на здоровье и здравоохранение, включая социальные неравенства в доступе к медицинским услугам, процессы социализации в медицинской профессии и влияние культуры и общественных ценностей на медицинскую практику.


Социологическое исследование: Методологический подход, используемый социологами для изучения социальных явлений и процессов. Оно включает сбор, анализ и интерпретацию данных, собранных с помощью различных методов и техник исследования.

Выборка: Процесс выбора представительной группы из общей популяции для исследования. Выборка позволяет изучать характеристики и поведение группы на основе данных, собранных от ее представителей, при условии, что выборка является достаточно представительной.

Анкетирование: Метод сбора данных, основанный на администрировании анкеты с вопросами, на которые респонденты предоставляют письменные ответы. Анкетирование может быть проведено лично, по телефону или через онлайн-опросы.

Мониторинг: Систематическое и непрерывное наблюдение и измерение социальных явлений и процессов в течение времени. Мониторинг позволяет отслеживать изменения, тренды и эффекты определенных воздействий или политик.

Квантификация: Процесс преобразования качественных данных в количественные показатели или переменные. Квантификация позволяет проводить статистический анализ данных и измерять относительные частоты, распределения и связи между переменными.

Социологическое интервью: Метод сбора данных, в котором исследователь задает стандартизированные вопросы респондентам и записывает их ответы. Интервью может быть структурированным, полуструктурированным или неструктурированным.

Социологическое наблюдение: Метод сбора данных, в котором исследователь непосредственно наблюдает и записывает поведение и взаимодействие людей в социальных ситуациях. Наблюдение может быть участником (когда исследователь активно участвует в ситуации) или наблюдателем (когда исследователь наблюдает извне).

Социологический эксперимент: Метод исследования, в котором исследователь систематически вводит изменения в условия или переменные, чтобы изучить их влияние на поведение или реакцию участников. Эксперимент позволяет контролировать влияние других факторов и исследовать причинно-следственные связи.

Анализ документов: Метод анализа, при котором исследователь изучает различные документы, такие как тексты, отчеты, законы и другие письменные материалы, для извлечения информации и данных о социальных явлениях и процессах. Анализ документов может быть качественным или количественным в зависимости от методологии и целей исследования.

Тема 2 «Технология социологического исследования как методологическая основа медико-социологического мониторинга»
Социология медицины: Область социологии, которая изучает взаимодействие между обществом и медицинской сферой, включая медицинские институты, практики, процессы и влияние социальных факторов на здоровье и здравоохранение.

Социологическое исследование: Систематическое и научное изучение социальных явлений, процессов и проблем с использованием социологических методов и теорий. Целью таких исследований является получение новых знаний о социальном мире и понимание социальных взаимодействий.

Выборка: Процесс отбора представительной группы или подгруппы из общей популяции для проведения исследования. Выборка позволяет собирать данные и делать выводы о всей популяции на основе изучения относительно небольшой выборки.

Анкетирование: Метод сбора данных, при котором исследователь задает стандартизированные вопросы респондентам и записывает их письменные или устные ответы. Анкетирование может быть проведено лично, по телефону или онлайн.

Мониторинг: Систематическое наблюдение и измерение явлений, процессов или состояний в течение времени для выявления изменений, трендов и оценки эффективности мероприятий или политик. Мониторинг позволяет отслеживать динамику социальных явлений и вносить корректировки в действующие стратегии и программы.

Квантификация: Процесс преобразования качественных данных в количественные показатели с помощью численных методов и измерений. Квантификация позволяет проводить статистический анализ данных и измерять относительные частоты, распределения и связи между переменными.

Социологическое интервью: Метод сбора данных, при котором исследователь проводит структурированные или полуструктурированные беседы с респондентами с целью получения глубокой информации о их мнениях, взглядах и опыте. Интервью позволяет исследователю изучать сложные социальные явления и взаимодействия.

Социологическое наблюдение: Метод исследования, при котором исследователь наблюдает за социальными явлениями, процессами и взаимодействиями в естественных условиях без вмешательства. Наблюдение позволяет исследователю получить первичные данные о социальном поведении и контексте.