Файл: Кревская уния и вестернизация социальнополитических институтов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 929

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


И действительно, с принятием Ягайло католичества стало меняться социально-политическое и правовое положение белорусских земель в Великом княжестве. Чтобы укрепить свое положение, Ягайло в 1387 г. издал привилей, который давал литовским феодалам большие права и вольности по принятии ими католической веры.Католическая знать получала неограниченные права владения и распоряжения своими вотчинами, освобождалась от ряда государственных повинностей. На православную знать привилегии не распространялись. Этот недальновидный, вызывающе-пренебрежительный, дискриминационный по отношению к знати восточнославянского происхождения акт вызвал не только недовольство с ее стороны, но и породил «антилитовские настроения». Православные феодалы были поставлены в неравное положение с феодалами-католиками.

В 1413 г. был создан Городельский привилей, позволивший только феодалам католического вероисповедания занимать высшие государственные должности. Также устанавливалось, что только «католики, Римской церкви подвластные», владеют и пользуются экономическими привилегиями. Православные феодалы лишались права избирать великого князя.

Проводится территориально-административное деление ВКЛ по образу Польши: воеводства, поветы, волости.

Здесь же подтверждался запрет на браки между католиками и православными. Если феодал-католик вступал в брак с православной, он терял все привилегии. Православная, вступая в брак с католиком, должна была принять веру под угрозой наказания.

В 1473 году в Великом княжестве Литовском на 43 года раньше, чем в Испании, была основана инквизиция, которая занималась розыском еретиков и отступников.

Католическому духовенству во главе с гнезненским епископом Андреем удалось добиться того, что Ягайло стал следовать их советам. Он не только дал разрешение на учреждение в Вильно католического епископства, но и чрезвычайно щедро наделил его земельными владениями с людьми. Позволено было во всем Великом княжестве строить костелы.

В феврале 1387г. в великокняжеском дворце в Вильно состоялось обращение в католичество большой группы князей, бояр и рыцарей, являвшихся до этого либо язычниками, либо православными. Великий князь одаривал всех, кто принимал католичество, и в частности одеждой из сукна, которое специально для этого было привезено из Польши. Это привлекало простой народ.

Католическую веру Ягайло объявил наиважнейшей религией Великого княжества. В Вильно был погашен беспрерывно горевший до этого священный огонь, разрушены языческий храм и жертвенный алтарь. Стали демонстративно убивать почитаемых до этого литовцами-язычниками ужей, вырубать считавшиеся священными березовые рощи.


Организационная структура католической церкви была создана в короткий срок. Через полтора года после Кревской унии привилеем Ягайло было создано Виленское католическое епископство, которое кроме Аукштайтии охватило земли Новогрудчины, Минщины, Витебщины. Небольшая часть юго-восточной Беларуси вошла в Луцкое епископство. Быстро создавались католические приходы (парафии). С конца XIV до середины XVI века в Беларуси возникло более 250 парафий.

Вклад католической церкви в целом и монашеских орденов в частности, в культуру княжества был значительным и выражался, прежде всего, в пропаганде морально-нравственных ценностей, книгопечатании и развитии образования. [6] За два столетия после Кревской унии польская культура и язык завоевали в Великом княжестве Литовском прочные позиции. В период, который считается временем расцвета белорусской культуры в ВКЛ, из 324 изданных на территории княжества в 1525-1599 гг. книг, 151 была напечатана на латинском языке, 114 – на польском, 50 – на белорусском, 9 – на других.

До 1385г. в развитии Великого княжества доминировало преимущественно белорусское начало вообще, белорусская культура, что проявлялось в первую очередь в государственном, официальном статусе белорусского языка. Им пользовались не только канцелярия и великокняжеский двор, но и феодальная верхушка. Но после Кревской унии начался тот процесс, который привел в конце XVII в. к запрещению белорусского языка в официальном делопроизводстве и замене его именно польским. С введением католичества большая часть обычаев и традиций исчезла, язык и культура народа в Великом княжестве находилась под угрозой нарастающей полонизации. Польская шляхта навязывала свой язык, письменность, обычаи.

Более высокий уровень цивилизационного развития Польши обусловил то, что именно она, а не Литва, стала образцом для подражания в объединённых персональной унией государствах. Первым свидетельством этого стало определение столицей государства Кракова, а не Вильно. И хоть Ягайло до конца жизни разговаривал на старобелорусском языке, со временем не польская аристократия стала переходить на него, а литовская стала разговаривать по-польски.

В последующем влияние Польши все более возрастало и находило своё выражение не только в хозяйственной, судебной, административно-территориальной и сеймово-сеймиковой реформах в ВКЛ на манер Польши, но и в росте зависимости ВКЛ от военной поддержки Короны. Польские военные гарнизоны находились в важнейших городах княжества, а польское рыцарство участвовало на стороне литвинов не только в боях с крестоносцами, но и с другими врагами.



В результате Кревской унии вырисовался исторический парадокс: литовский князь лично обрёл корону и власть, зато его страна в перспективе утратила и политическую, и культурную независимость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конец XIV в. характеризуется важными политическими событиями в истории Великого княжества Литовского. В 1385г. была заключена Кревская уния с Польшей.

Условия Кревской унии:

• Ягайло заключает брак с Ядвигой и становится польским королем;

• Ягайло обязуется принять католичество и крестить язычников-литовцев;

• земли ВКЛ присоединяются к Королевству Польскому;

• казна ВКЛ из Вильно перевозится в Краков;

• Ягайло обязуется помочь Польше вернуть утраченные земли;

• освобождаются все пленные поляки, захваченные в прежних войнах;

• бывшему жениху Ядвиги принцу Вильгельму Габсбургу выплачивается денежная компенсация за несостоявшийся брак.

Значение Кревской унии в сфере международных отношений заключается в том, что она заложила основы государственного союза и совместной борьбы ВКЛ и Польши против агрессии Тевтонского ордена.

Причины заключения Кревской унии между ВКЛ и Польшей:

1. Защита страны от угрозы крестоносцев и монголов.

2. Стремление Ягайло укрепить свою власть.

3. Расширение торговых и кльтурных связей с Западом.

4. Приостановка онемечивания.

5. Правящие круги Польши, высшее католическое духовенство были заинтересованы в распространении католицизма в ВКЛ

6. Расширение торговых и культурных связей с ВКЛ.

Акт Кревской унии не имел характера государственного договора, а был лишь письменным обещанием, данным ранее польскому двору посольством великого князя литовского во главе со Свидригайло в Кракове.

С юридической точки зрения акт Кревской унии подразумевал инкорпорацию Великого Княжества Литовского в состав Польского Королевства, взамен ВКЛ получало необходимую защиту.

Последствия заключения Кревской унии:

1. Крестоносцы не признали крещения Ягайло и Литвы и объявили его показушным, однако христианизация Великого княжества Литовского тронулась с места.

2. Подписание Кревской унии, хотя и вызвало волну недовольства части литовско-русской знати, стало этапом к прекращению борьбы между двумя государствами за юго-западные русские земли и способствовало расширению их границ до побережья Чёрного моря.

3. Условия Кревской унии действовали на протяжении 184 лет, вплоть до 1569 года, когда Великое Княжество Литовское и Королевство Польское подписали Люблинскую унию, объединившую оба государства в конфедеративную ограниченную выборную монархию.


4. Получение католическими феодалами дополнительных прав и вольностей.

Кревская уния оказала большое влияние на вестернизацию социально-политических институтов.

В 1387 г. Ягайло издал привилей, который давал литовским феодалам большие права и вольности по принятии ими католической веры. Католическая знать получала неограниченные права владения и распоряжения своими вотчинами, освобождалась от ряда государственных повинностей. На православную знать привилегии не распространялись. Православные феодалы были поставлены в неравное положение с феодалами-католиками.

После Кревской унии начался процесс, который привел в конце XVII в. к запрещению белорусского языка в официальном делопроизводстве и замене его именно польским. С введением католичества большая часть обычаев и традиций исчезла, язык и культура народа в Великом княжестве находилась под угрозой нарастающей полонизации. Польская шляхта навязывала свой язык, письменность, обычаи.

В результате Кревской унии вырисовался исторический парадокс: литовский князь лично обрёл корону и власть, зато его страна в перспективе утратила и политическую, и культурную независимость.


ЛИТЕРАТУРА
1.История Беларуси: полный курс: пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / А.Г. Кохановский [и др.].- Минск: Юнипресс, 2008. - 496с

2.История Беларуси: 9 класс: 42 экзаменационные темы / С.В. Панов. - 2-е изд. - Минск: Аверсэв, 2009. - 252с.: ил. - (Экзамены).

3.История Беларуси: пособие для подготовки к экзаменам и тестированию Сост. И.Н. Кузнецов. - Мн.: Новое знание, 2005. - 173 с.

4.Кревская уния. Белорус. Земли в общественно-политической жизни вкл в конце 14-сер. 16 в. .- [Электронный ресурс]. – https://studfile.net/preview/7722640/page:8/ – 17.01.2023.

5. Кревская уния, ее влияние на внутриполитическое положение в ВКЛ. - [Электронный ресурс]. - https://otherreferats.allbest.ru/history/00165623_0.html - 17.01.2023.

6. Материальная и духовная культура Великого княжества Литовского . - [Электронный ресурс]. - https://history.wikireading.ru/231945- – 18.01.2023.

7. Сближение с Польшей. Кревская уния и ее результаты.- [Электронный ресурс]. – https://studfile.net/preview/5707568/page:10/. – 17.01.2023.

8.Установление союзных отношений и заключение Кревской, Городельской и других уний с Польшей – [Электронный ресурс]. – https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=667176. – 18.01.2023.