Файл: Вступление. Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5 4 вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вступление.

Начало  развития  европейской философии было  положено в Древней Греции в 5 - 4 вв. до н. э. Она возникла и развивалась в  тесной  связи с  зачатками конкретных  знаний  о природе. Первые  древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями.  Они делали  попытки  научно  объяснить происхождение  Земли,  Солнца,  звёзд,  животных,  растений  и человека.  Ими  были  высказаны  интересные  идеи о  движении, величине   и форме  небесных  тел,  о  причине солнечных затмений, о  количестве  дней в году  и т. д.

Спецификой древнегреческой философии в  её  начальный  период  является  стремление  понять  сущность природы,  мира в целом,  космоса.  Не  случайно  первых  греческих философов называли "Физиками". Главный вопросом древнегреческой философии был вопрос  о  первоначале  мира.  И в этом  смысле философия перекликается с мифологией, наследует её  мировоззренческую  проблематику. Но если  мифология  стремится решить этот вопрос по принципу - кто  родил сущее, то философы ищут субстанциональное начало  - из чего всё произошло.

Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского. О Гераклите  во всём мире было опубликовано примерно столько же работ, сколько с эпохи Возрождения до окончания Второй Мировой войны. В настоящее время учение Гераклита привлекает внимание философов самых различных течений; к нему обращаются марксисты, теологи, экзистенциалисты, иррационалисты,  фрейдисты, идеологи "новых левых" и др. Чем же вызван всевозрастающий интерес к философу далёкого прош­лого и в чём актуальность его учения?

По данным этимологии, имя "Гераклит" происходит от имени боги­ни Геры и слова "славный", "прославленный". Гераклит (540 - 480 до н.э.) происходил из малоазийского греческого города-государства Эфеса и принадлежал к царскому роду, но отказался от сана в поль­зу брата "из-за гордыни". По своим  политическим взглядам он вра­ждебно относился к демократической власти. В некоторых отрывках из его произведений мы читаем о демократических руководителях Эфеса:

"Ибо,  каков у них ум или рассудок? Они верят  народным певцам и учитель их - толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хоро­ших"[i].

Гераклит жил в напряжённый и критический для греческой истории период. Острая борьба демоса против родовой аристократии привела к падению власти последней, шла освободительная борьба малоазийских греческих полисов и всей Эллады против Персидского царства за свою независимость. Неудивительно, что Гераклит объявил войну (борьбу вообще) "отцом" всего,  "царём" всего.


Гераклит, видимо, был знаком со многими взглядами  милетских философов. Согласно Диогену Лаэртскому, он знал, по крайней мере, основную часть философии Пифагора, знал учение Ксенофана. Однако он провозглашал, что "не был ничьим слушателем, и заявлял, что сам себя исследовал, и сам от себя научился"[ii].

Философия Гераклита являлась наиболее передовым учением в пери­од формирования рабовладельческого способа производства в древней Греции. История философии древней Греции  есть история  возникно­вения и развития первой формы домарксистского материализма и стихийной диалектики, история борьбы материализма против идеализ­ма, науки против религии. Вместе  с первоначальным материализ­мом  древних греков возникла и развивалась их стихийная диалек­тика, некоторые зачатки её обнаруживаются у материалистов милетской школы, особенно ярко она представлена в учении Гераклита. Философское учение Гераклита явилось  одним из лучших достиже­ний древнегреческой культуры. Он выступил в защиту ионийского ма­териализма и стихийной диалектики против идеалистических и антидиалектических течений. Своё передовое философское учение Герак­лит развивал в борьбе против мифологического мировоззрения Гомера и Гесиода, против идеалистических и антидиалектических филосо­фских учений Пифагора, Ксенофана, Гекатея.

Гераклитова философия является вершиной  стихийного диалек­тического понимания мира не только в досократовокой философии вообще. Здесь речь идёт  не о цельной  теоретической системе ди­алектического подхода к миру, а скорее об интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт диалектики. И хотя некоторые  позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Ге­раклита.

Глава I.  Проблемы   познания.

Источник  и характер человеческих знаний.

Гераклит - один из  первых античных философов, от которого сохранились тексты, относящиеся к вопросу  о познании. Ни у Фалеса, ни у Анаксимандра, ни у Анаксимена нет высказываний, касающихся  вопросов о знании. Первоначальный, наивный материализм милетской школы восполняется Гераклитом, поставившим во­прос  о характере человеческого  познания. Предметом человеческих знаний Гераклит, как материалист, считал природу.

Из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался "О природе", согласно другим - "Музы", сохранилось примерно 130 фрагментов. Среди них  есть фрагменты, объясняющие при­родные  явления. Солнце, согласно им, так велико, как нам оно ка­жется, и, "когда бы не было Солнца, была бы ночь, несмотря на то, что существуют звёзды"

[iii].

Гераклит пытался различить роль чувств и роль мышления в познании истины: природа познаётся чувствами, но глаза и уши тех, кто имеет "грубые души", - плохие свидетели; простое накопление фактов, "многознание" не делает человека умным, - необходимо разумное  познание космоса.

Гераклит одним из первых обратил внимание на характер человеческого познания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т.е. логос. Кто его не понимает, не может ниче­го  понять в развитии мира. Значительное внимание он уделяет отличию "многознания", "многоучёности" от подлинной мудрости. Многознание в отличие от подлинной мудрости не способствует действительному познанию принципов мира, но скорее срывает их. Он весьма критически  высказывается о целом ряде мыслителей, например о Пифагоре. "Многознание не научает разумности, ибо оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея"[iv]. Эти мысли показывают отрицание Гераклитом мелкой, дешёвой учёности, которая не стремится к познанию и выявлению подлинных причин и принципов вещей.

Хотя проблема истинного знания не сводится к вопросу о количестве накопленных знаний, для философского постижения истинной природы вещей необходимо обладание большими познаниями: "Ибо очень много должны знать мужи философы"[v]. Гераклит не только возражал против слепого накопления знаний, не пронизанных светом постигающей философской мысли. Он также возражает против безотчётного следования традиции, против некритического заимствования чужих взглядов. В 74-ом фрагменте он пишет: "Нам должно поступать как дети родителей, то есть, выражаясь попросту: так, как мы переняли"[vi]. Это и значит: не следует что-либо перенимать некритически, догматически. Единственной мудростью, по Гераклиту, является "знание мысли, которая везде всем правит" [vii], т.е. логос.

Как мир, так и проматерия и Гераклитов логос существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания. Поэтому и Гераклитова диалектика является диалектикой объективной. Это диалектика развития объективно существующего мира. Он придавал значение оценке отношения мира к познанию. Гераклит подчёркивал, что все состояния и свойства мира всегда релятивны: "Море наполнено водой наичистейшей и наигрязнейшей:  для рыб она пригодна, полезна, для людей - грязна и губительна"[viii].

  2. Относительность всех свойств и вещей.


Гераклит  отмечал относительность повсеместно употребляемых понятий: "Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если  сравнить её с человеческим поколением"[ix]. Здесь можно  обнаружить и определённые  признаки  субъективной диалектики, хотя в несколько ином смысле, чем у элеатов. Гераклит  обращает внимание на некоторые объективно существующие аспекты отношений между субъектом и объектом в процессе познания. Ряд из них лишь констатирование общеизвестного. Мысль об относительности свойств получает ещё более общую формулировку в 62-ом фрагменте. "Бессмертны, - утверждает здесь Гераклит, - смертны, смертные - бессмертны; жизнь одних есть смерть других, и смерть одних есть жизнь других"[x].

Относительность свойств распространяется на оценки эстетические и на оценки, касающиеся человеческой мудрости, и на оценки нравственных качеств: "Муж, - утверждает Гераклит, - считается  глупым у божества, подобно тому, как ребёнок у взрослого"[xi]. "...мудрейший из людей по сравнению с богом кажется обезьяной - и по мудрости, и по красоте, и по всем прочим»[xii]. Постоянное движение, изменение, переход каждого явления в противоположное имеют в качестве необходимого следствия относительное всех  свойств  и вещей. Ни одно качество вечно изменяющейся природы не есть свойство безотносительное, абсолютное. Мир един, в мире всё связано между собой, всякое явление и свойство переходит в собственную противоположность, и поэтому всякое качество должно характеризоваться не как изолированное и в своей изолированности абсолютное, а как качество относительное.

Говоря в "Этике", что "иное удовольствие у лошади, иное у собаки и иное у человека", Аристотель ссылается на слова Гераклита: "Ослы  солому  предпочли бы золоту"[xiii]. Таким образом, по Гераклиту, нельзя думать, будто  золото - безотносительная, абсолютная ценность. Ценность его относительна: в глазах людей оно составляет высочайшую ценность, но для ослов гораздо большую ценность имеет корм.

"Если  только верить  Гераклиту Эфесскому, который утверждает, что  свиньи  купаются в грязи, птицы в пыли или в пепле", - читаем мы  в 37-ом фрагменте, - то здесь подчёркивается и утверждается мысль об относительности представлений о чистоте: люди полагают, что они очищаются, когда они выкупаны в воде, свиньи - в грязи, а птицы - в пыли"
[xiv].

 

 

ГЛАВА П.  Идея всеобщего движения, и изменения.                             

 1.  Жизнь - движение  и активность.

Гераклит, как один из основоположников диалектики учил: "На входящего в одну и ту же реку текут всё новые и новые воды", "В одну  и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем"[xv]. Образ вечно текущей  реки у Гераклита символизирует вечно изменяющийся мир, вечно  обновляющееся бытиё. На примере запоминающегося образа реки Гераклит  показал, что природа вещей очевидна, а сущность бытия активна. Мир - процесс, поток вещей. Сама жизнь - движение и активность. Всё, что движется, то живёт; всё, что живёт, то движется. Всё ''бессмертное’’  движется вечно, всё "смертное" – временно. “Смертную природу” невозможно застигнуть дважды в одном и том же состоянии, как и человеческую жизнь.

“Ибо то, что было, прошло; то, что будет, приближается, становится настоящим, удаляется”. Жизнь и смерть, рождение и гибель, и вообще противоположности возникновения и исчезновения связаны между собой, обусловливают и предполагают друг друга.  Поэтому "одно и то же живое и мёртвое"[xvi]. Смерть не чужда жизни, она не привносится в жизнь  откуда-то извне. Она является неотъемлемой стороной жизни. А потому в единый поток жизни и бытия мы "вхо­дим и не входим, существуем и не существуем"[xvii]. И в самом деле: то, что возникает, в то же время погибает; то, что существует, в то же время не существует. Процесс возникновения и исчезновения, соединения и рассеивания, пребывания и убывания связан со временем и напоминает время - настоящее время, которое представляет собой как бы неуловимую границу между прошлым и будущим. Будущее, приближаясь, становится настоящим; становление настоящего есть в то же время его удаление в  прошлое. Всякое "теперь" есть в то же время и "не теперь".

Образ гераклитовой реки, символизирующее и мир, и космос, выражает оба противоположных аспекта бытия: как всеобщее течение вещей, так и всеобщий относительный покой. Река, конечно, всё время течёт, но  это вовсе не значит, что в ней нет ничего стабильного, постоянного, неизменного. У Гераклита  река остаётся той же рекой, несмот­ря на то, что в ней каждый раз текут все новые и новые воды. Более того, можно сказать, что нет ничего более постоянного, чем река, которая всё время течёт, и солнце, которое всё время светит. Главной идеей Гераклита была идея стабильности, он использовал реку имение потому, что тождество сохраняется не во всяком изменении, а только в постоянной и мерно текущей реке: вода течёт равномерно и один её объём последовательно замещает другой. При этом в самом потоке воды проявляется тот же принцип меры, что и в мировых процессах: