ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемы финансирования и осуществления контроля за государственными учреждениями на современном этапе

Тагиева Гуля ,

Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),студент

Аннотация:

Abstract:

Ключевыеслова:

Keywords:

Достижение  целей  и  реализация  задач,  поставленных  перед  государственной  экономикой  страны,  во  многом  зависит  от  финансового  благосостояния  всех  государственных  и  муниципальных  организаций.  В  последние  годы  социально-экономическая  сфера  Российской  Федерации  претерпела  существенное  изменение.  Введение  новых  условий  хозяйствования,  ухудшение  финансирования  привели  к  «повышению  значимости  экономической  стороны  деятельности  государственных  учреждений.

Из-за  недостаточного  субсидирования  и  финансирования  со  стороны  государства  значительная  часть  государственных  учреждений  вынуждена  искать  средства  на  свое  существование.  Именно  поэтому  в  своем  исследовании  мы  постарались  выявить  наиболее  острые  проблемы  финансирования  государственных  предприятий.

На  наш  взгляд,  среди  таких  проблем  выделяются  следующие:

Во-первых,  задолженность  по  зарплате.  Имеется  в  виду  тот  дефицит,  который  возник  как  следствие  дефицита  бюджета  всех  уровней  [6,  с.  53].

Во-вторых,  большинство  государственных  учреждений  находятся  в  тяжелом  положении  из-за  растущих  расходов  по  коммунальным  платежам,  в  то  время  как  изыскать  дополнительные  средства  крайне  сложно,  особенно  на  фоне  растущей  конкуренции  с  прочими  негосударственными  компаниями.

В-третьих,  несовершенная  антикоррупционная  политика  государства,  что  является  одним  из  важнейших  условий  социально-экономического  роста  и  развития  страны.  В  таких  условиях  ослабляется  контроль  за  рациональным  использованием  финансов  со  стороны  органов  управления.  Как  результат,  проявляется  большой  разрыв  в  подходах  к  использованию  средств  государственных  учреждений  —  от  тотального  контроля  со  стороны  государства  до  расточительства  и  злоупотреблений  [4,  с.  244].


Параллельно  с  вышеуказанной  проблемой  до  сих  пор  сохраняется  административный  принцип  финансирования  государственных  учреждений  по  всей  вертикали  бюджетов,  при  котором  вышестоящие  финансовые  органы  доводят  до  нижестоящих  лимиты  финансирования,  не  считаясь  с  их  потребностями,  а  исходя  из  затрат  прошлых  лет  [3,  с.  365].  Как  следствие,  недостаточно  учитывается  рост  цен,  существенно  повышающий  потребность  в  дополнительном  финансировании.

В-четвертых,  наблюдается  разрушение  старых  принципов  экономического  обеспечения  деятельности  государственных  учреждений  и  формированием  новой  модели  финансирования;  госструктуры  проявляют  неспособность  выполнить  растущие  социальные  обязательства  без  сотрудничества,  а  соответственно,  и  конкуренции  с  НКО  и  бизнесом.  На  фоне  этого  претерпевает  изменения  бюджетная  система  Российской  Федерации,  поскольку  не  доработаны  законодательные  акты.  До  сих  пор  не  существует  четкого  разграничения  полномочий  между  федеральными  органами  исполнительной  власти  и  органами  власти  в  субъектах  Федерации  и  органами  местного  самоуправления  [10].

Также,  очередной  проблемой  финансирования  государственных  учреждений  является  неточное  формирование  единого  юридическо-технического  подхода  к  применению  основных  терминов  при  реализации  законов  (например,  Закон  №  83-ФЗ,  недостаточно  характеризует  такие  понятия,  как  «услуга»,  «работа»,  «функция»  [8]).  Такая  законодательная  недоработка  негативно  отразилась  на  методике  расчета  нормативных  затрат  и,  соответственно,  финансовом  обеспечении  учреждений.

Для  эффективной  работы  государственных  предприятий,  а  также  для  продуктивного  взаимодействия  органов  местного  самоуправления  с  госструктурами  учреждениям  необходимы  гарантии  своевременного  получения  финансирования  в  полном  объеме.  Такие  гарантии  призваны  обеспечить  современные  методы  планирования  потребности  в  бюджетных  ассигнованиях.  Однако,  как  мы  можем  наблюдать,  финансирование  носит  несвоевременный  характер,  что  и  создает  очередную  проблему  для  государственного  учреждения.

И,  наконец,  крайней,  но  не  последней  является  проблема  привлечения  дополнительных  источников  финансирования,  среди  которых  можно  выделить  привлечение  средств  от  оказания  платных  дополнительных  услуг.



Таким  образом,  в  бюджетах  государственных  и  муниципальных  учреждений  наблюдается  регулярное  недополучение  средств,  что  приводит  к  снижению  уровня  материально-технического  обеспечения  предприятий,  низкий  уровень  оплаты  квалифицированным  специалистам  (в  особенности,  врачам,  учителям  и  преподавателям,  а  также  специалистам  культурных  и  научных  учреждений)  и  уменьшению  числа  кадрового  состава.  Такое  недофинансирование  ведет  к  снижению  качества  оказываемых  услуг,  научно-техническому  отставанию  нашей  страны,  экономическим  потерям,  социальному  недовольству  в  обществе.

Недостаточное  финансирование  отрицательно  влияет  на  потенциал  экономики  страны  в  целом.  Все  это  является  одной  из  причин  оттока  и,  как  следствие,  старения  наиболее  квалифицированных  кадров  из  таких  систем,  как  образование,  медицина,  исследовательские  центры.



Финансирование государственных учреждений - это один из важнейших принципов хозяйственного расчета на наиболее развитой его стадии, характерной для рыночной экономики. При финансировании за счет выручки от реализации продукции (услуг) не только покрываются текущие затраты (себестоимость), но и обеспечивается расширенное воспроизводство, то есть все виды инвестиций, а также направление средств на социально-экономическое развитие предприятий.

В литературе имеются, достаточно различные друг от друга по смыслу, понятия финансирования. Раньше под финансированием понималось безвозвратное предоставление денежных средств на развитие предприятия, социально-культурные мероприятия и другие общественные потребности за счет финансовых ресурсов предприятий. Финансирование носило строго целевой характер и осуществлялось в меру выполнения установленных планов, при условии соблюдения режима экономии и под финансовым контролем. Существовало также и такое понятие, что финансирование – это долговременное приобретение заемных  денежных средств по случаю особых событий, таких как основание и расширение производства.


Сегодня существуют определения финансирования, которые расширяют и частично изменяют предшествующие понятия. Некоторые авторы причисляют к финансированию все процессы, которые затрагивают обеспечение  потребности в капитале предприятия без движения денежных средств. Под последним понимается обеспечение потребности в капитале из средств самого предприятия. То есть  финансирование предприятия – это все необходимые мероприятия для поддержания финансового равновесия предприятия. Иногда к финансированию также относят возврат заемных средств.

В экономике, где деньги используются как средство обмена, приобретение производственных факторов требует денежных средств. Вот почему задачей предприятия является следить за тем, чтобы необходимые производственные факторы были приобретены за счет денежных средств, в соответствии с целями предприятия. По этим причинам определение финансирования, как покрытия текущих затрат за счет выручки и обеспечение расширенного воспроизводства, ставится на передний план.

В тесной связи с финансированием стоит понятие финансы предприятий. Финансы предприятий являются важнейшим элементом хозяйственного механизма, коммерческого расчета, основой рыночной экономики и товарно-денежных отношений. Они представляют собой систему регулируемых экономических отношений, связанных с образованием и использованием денежных ресурсов для нужд производства и воспроизводства. Назначение финансов – обслуживание денежными ресурсами планомерно организованного кругооборота средств предприятий.

Государственные предприятия России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями производство было привязано к государству, к господствующей системе. Производство было нацелено на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека.

Государственные предприятия не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны государства. Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности в финансировании только на 30—40 процентов. Этих средств едва хватает, ими лишь частично покрывается самое скудное обеспечение текущей деятельности предприятий. Этим и объясняется актуальная проблема на современном этапе.