Файл: Контрольная работа 1 Словообразовательные и грамматические нормы русского языка Максимальный балл 25.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная работа №1
Словообразовательные и грамматические нормы русского языка
Максимальный балл – 25.
1. Найдите слова, образованные неправильно, объясните ошибки. Запишите предложения в исправленном виде. Выделите в исправленных словах ту морфему, которая отличает нормативное слово от ошибочного.
1. Я ехал как-то на одном из междугородних автобусовых рейсов (устная речь).
Я ехал как-то на одном из междугородних автобусных рейсов (устная речь).
2. Тема изгнанничества является центральной в творчестве Лермонтова (из сочинения).
Тема изгнания является центральной в творчестве Лермонтова (из сочинения)
3. В моей жизни было много незаурядиц (из устной речи).
В моей жизни было много неурядиц (из устной речи).
4. Предмет представлял собой деревянное сооружение цилиндрической формы для наклейки афиш и объявлений (из газеты).
Предмет представлял собой деревянное сооружение цилиндрической формы для наклейки афиш и объявлений (из газеты).
5. Вас уволят за бездельничество (из фильма).
Вас уволят за бездельничество (из фильма).
6. Читать книгу – лучшее время при провождении (из сочинения).
Читать книгу – лучшее времяпрепровождение (из сочинения).
7. Хочу занять руководительную должность (из телепередачи).
Хочу занять руководящую должность (из телепередачи).
8. Этот талантливый человек на всех производил несгладимое впечатление (из газеты).
Этот талантливый человек на всех производил неизгладимое впечатление (из газеты).
9. Во время написания романа Толстой был очень вообразителен (из сочинения).
Во время написания романа Толстой был очень сообразителен (из сочинения).
2. Расшифруйте аббревиатуры. К каждому сложносокращенному слову добавьте прилагательное в единственном числе.
HXЛ – национальная хоккейная лига, профессиональная НХЛ,
РЖД – российские железные дороги, современная ржд,
МО РФ – министерство обороны российской федерации, эффектное МО РФ,
РФБ – российская федерация баскетбола, спортивная российская федерация баскетбола,
РФФИ – российский фонд фундаментальных исследований, научный РФФИ,
АЗС – автомобильная заправочная станция, огромная АЗС,
МВД – министерство внутренних дел российской федерации, лучшее МВД,
Вуз – высшее учебное заведение, приличный вуз,
Райвоенкомат – районный военный комиссариат, российский районный военный комиссариат.
ЕТС – единая тарифная сетка, старая ЕТС,
ВВС – военно-воздушные силы, секретные ВВС,
ВМА – всемирная медицинская ассоциация, молодая ВМА,
МГУ – московский государственный университет, шикарный МГУ,
КНР – китайская народная республика, древняя КНР,
Турагентство – туристическое агенство, отличное турагенство,
РИА – российское информационное агенство, публичное РИА.
3. Составьте с приведенными словами словосочетания «существительное + прилагательное», самостоятельно подобрав прилагательные соответствующего рода.
Авеню – широкое авеню (ж.р), аэрозоль – автомобильный аэрозоль (м.р), бандероль – маленькая бандероль(ж.р), безе – вкусное безе(ср.р), боржоми – холодный боржоми(ср.р), бра – эксклюзивный бра (ср.р), буржуа – почтенные буржуа (м.р), вуаль – красивая вуаль (ж.р), галифе – кожаные галифе(ср.р), домишко –небольшой домишко(м.р), жюри – маленькое жюри(ср.р), иваси – вкусная иваси(ж.р), инженю – беззащитное инженю(ж.р), какаду – разноцветный какаду(м.р), кольраби – сочная колибри(ж.р), контральто – женское контральто(ср.р), кофе – свежее кофе(ср.р), леди - милая леди(ж.р), лосось – молодой лосось(м.р), меню – новое меню(ср.р), мозоль – водная мозоль(ж.р), мокко – крепчайший мокко(ср.р), моль – бедная моль(ж.р), пемоксоль – белая пемоксоль(ж.р), пенальти – фееричное пенальти(с.р), пони – милый пони(м.р), портмоне – кожаный портмоне(ср.р), салями – вкусная солями(ж.р), травести – актерское травести (ср.р) , тюль – прозрачная тюль(ж.р), фламинго – розовый фламинго(м.р),
фойе – театральное фойе(ср.р), фрау – маленькая фрау(ж.р), цеце – старая цеце(ж.р), шампунь – хороший шампунь(м.р).
4. Разделите существительные на три группы: 1) существительные женского рода; 2) существительные мужского рода; 3) существительные общего рода.
Атташе – м.р, автор – м.р, жюри – ср.р, балда – ж.р, бездарь- м.р, брюзга – ж.р, визави – м.р, воротила – ср.р, врач – м.р, голова – ж.р, громила – м.р, денди – м.р, жадина – ж.р, жертва – ж.р, забияка – ж.р, зазнайка – ж.р, заправила – ср. р, змея – ж.р, импресарио – м.р, инкогнито – м.р, какаду – м.р, колибри – м.р, ж.р, конферансье – м.р, крупье – м.р, маэстро – м.р, недотрога – ж.р, повеса – м.р, портье – м.р, протеже – ср.р, простофиля – м.р, свинья – ж.р, сластена- ж.р, слуга – м.р, пенни- ср.р, джерси – ж.р, сорвиголова- ср.р, староста – ж.р, судья – м.р, тамада – ж.р, травести-ср.р, умница - ж.р, шимпанзе – м.р, ябеда – ж.р, такси-м.р, хинди- м.р.
5. Образуйте формы именительного падежа множественного числа данных имен существительных.
БухгалтерЫ, веерА, возрастЫ, ворохИ, выговорЫ, гербЫ, госпиталИ, диспетчерА, договорЫ, кремА, маклерЫ, месяцЫ, округА, отпускА, очередЕЙ, паспортА, портЫ, почеркИ, прибылИ, сторожА, трюфелЯ, шоферА.
6. От приведенных глаголов образуйте формы 1-го лица единственного числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями.
Бороться - борюсь, бродить - брожу, запретить, - запрещаю, затмить - затмеваю, блестеть - блистаю, образоваться - образовываюсь, косить - кошу, раздавать - раздаю, записать - записываю, выдавить - выдавливаю, течь - течет, жать - жму, сесть - сажусь, махать - махаю.
7. Найдите ошибки в именном и глагольном управлении. Исправьте их и запишите предложения.
1. Мыслимо ли равнодушие родителей к судьбе своих детей?
2. Мнение может варьироваться очень сильно.
3. Убедительная просьба тех, кто записался на праздничный новогодний вечер, сдать деньги до 29 декабря.
4. Только у нас и только сегодня выигрыш беспроигрышной лотереи достигает тысячи рублей.
5. Майк Тайсон всегда жаждал к славе и стремился победы.
6. Бойкот наркотикам должен стать в России нормой.
7. Я всегда импонировал теми политиками, которые честно выполняли свои обещания перед избирателями.
8. Мне было бы интересно узнать твое мнение об этой проблеме.
9. Никто не любит этого ученика, потому что он все время заискивает на учителя.
10. В литературе не содержится прямых указаний на то, какие именно значения подлежат сопоставлению.