Файл: Экзаменационные вопросы по игпзс задание 1 Определите особенности брачносемейного права в странах Древнего Востока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 884

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Остракизм, также встречается перевод «суд черепков», - в Древних Афинах народное голосование с помощью глиняных черепков (остраконов), по итогам которого определяли человека, наиболее опасного для государственного строя, и изгоняли его на 10 лет. Остракизм не был связан с обвинениями в каком-либо преступлении, не влёк за собой потерю гражданского статуса и конфискацию имущества, рассматривался не как наказание, а как профилактическая мера.

Импичмент - это процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с возможным последующим их отстранением от должности. Обвинение в процессе импичмента, как правило, уличает лицо в актах, совершённых незаконно, то есть в сознательном правонарушении, независимо от злоупотребления должностными полномочиями.

Задание № 30

1. Сравните и проанализируйте отличия древневосточного рабовладения от классического античного рабовладения.

2. Обоснуйте значимость отмены рабства в США. В каких поправках была закреплена отмена рабства?

3. Охарактеризуйте государственное управление в Риме в период республики.

4. Дайте определение терминам: варна, прекарий.
1.Истории известно два основных типа рабовладельческих хозяйств – восточные и античные.

Восточное рабство возникло в IV тыс. до н.э. в Древнем Египте. К странам с восточным вариантом также относятся Древний Китай, Древняя Индия, Вавилон.


Для восточного рабства характерными чертами являлись:

1)преобладание не частной, а коллективной собственности на землю и другие средства производства – на рабов в форме общинной, государственной и храмовой собственности;

2)основной производительной силой в восточных рабовладельческих государствах были свободные крестьяне – общинники и ремесленники;

3)труд рабов не стал преобладающим над трудом свободных производителей, рабы в основном использовались как домашняя прислуга;

4)восточное рабство не было классическим, в нем переплелись общественные и рабовладельческие элементы.

Античное рабовладельческое общество характеризовалось более развитыми частнособственническими отношениями.

В период античности рабовладельчество достигло полного расцвета. К странам с данным типом рабовладельчества относятся Древняя Греция и Древний Рим.

Для античных государств были характерны более высокие темпы развития общественного производства, а также формирование товарно-денежных отношений. В Древней Греции еще отсутствовала единая денежная система. В Древнем Риме уже была единая денежная монетная система, что значительно способствовало развитию торговли. Экономика по-прежнему оставалась натуральной.


* В III-IVвв. н.э. хозяйство Древнего Рима начинает приходить в упадок. Причиной кризиса стало обострение внутренних противоречий. Рабовладельческая система хозяйствования исчерпала себя. Кризис выразился в снижении объемов сельского хозяйства и ремесленного производства, сферы товарного обращения, усилении разорения хозяйств мелких производителей – свободных крестьян и ремесленников упадке крупных рабовладельческих хозяйств. В последние столетия царствования Рима его территория была охвачена народными восстаниями, в которых участвовали не только рабы, но и свободные крестьяне, ремесленники.

В результате в V в. н.э. Древний Рим пал под ударами варваров. На его руинах со временем возникла европейская христианская цивилизация.



Вывод: Говоря об особенностях развития восточного и античного рабовладельческих обществ, К. Маркс указывал, что эти особен­ности во многом определялись спецификой развития различных народов в эпоху существования и разложения первобытнообщинного строя. В то время как в Греции и Риме (античная форма рабства) на основе довольно быстрой индивидуализации произ­водства преобладающее значение получила частная собствен­ность, в раннерабовладельческих обществах особую роль сыгра­ла устойчивость восточной общины, очень долго не поддавав­шейся напору частнособственнических тенденций развития. Устойчивость восточной общины во многом определялась тем, что земледелие в этих странах нуждалось в ирригационных системах, которые можно было поддержать только совместным трудом.



2. Отмена рабства в США – это освобождение всех чернокожих рабов, которое состоялось 18 декабря 1865 года принятием 13-й поправки к Конституции США, принятой Конгрессом по инициативе президента Авраама Линкольна.

В связи в этим можно выделить следующие причины отмены рабства в США: 

– Гражданская война в США в 1861 — 1865 годах была вызвана стремлением сохранить единое государство. У Севера не было столько живой силы, чтобы победить Юг.;

– Экономическая нецелесообразность. США стали развиваться по пути капитализма, им нужен был свободный рынок рабочей силы, а не рынок рабов. Кроме того, плантатор мог использовать труд рабов только в сезон выращивания хлопка. Во все остальное время рабы не были ничем заняты, а кормить и содержать их надо.

– Эволюция общественных настроений. США — это государство, которое стало страной после войны за независимость. Конституция США была написана в духе идей Французского просвещения. Сам дух рабства противоречил устоям этой страны.

– Северные штаты не нуждались в рабском труде. Здесь они часто использовались как подсобные рабочие или слуги не более того. Антагонизм между Севером и Югом в этом вопросе и привел к отмене рабства.

Несмотря на отмену рабства, сегрегация по расовому признаку сохранялась практически до второй половины 20 века. 

Кстати, сам Авраам Линкольн не был никаким противником рабства. Он просто использовал сложившуюся ситуацию для того, чтобы северные штаты победили южан. Так известны такие его слова: 

«Моя главнейшая задача в этой борьбе – спасти Союз, а не спасти или уничтожить рабство. Если бы я мог спасти Союз, не освобождая ни одного раба, я бы сделал это, и если бы мне для его спасения пришлось освободить всех рабов, я бы тоже сделал это».

С отменой рабства, США стали страной возможностей, где каждый может стремиться и обрести американскую мечту, что бы ни подразумевалось под этим словосочетанием. Сюда стали стекаться миллионы мигрантов со всего света, спасаясь от диктаторских устремлений своих правительств и неравенства по самым разным признакам.


Также важно понимать, что и отмена рабства в США и отмена крепостного права в России произошли в одно десятилетие одного века.
3. В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй, который существовал 500 лет.

Высшим  государственным органом считалось Народное собрание, которое созывалось только по инициативе магистратов. Народное собрание обсуждало только вопросы, внесенные магистратами и предварительно обсужденные в сенате. В Риме собирались три вида Народных собраний - комиций.

1)Центуриатные комициисобирались высшими должностными лицами -консулами. Голосование проходило по центуриям, каждая из них имела голос.

Если за предложение голосовали больше 50 % голосов центурий, голосование прекращалось, а предложение становилось законом.

2) Трибутные собрания(первоначально состояли из одних  плебеев).  По законам 449 г. до н.э., а затем 287 г. до н.э. решения трибутных  плебейских комиций признавались обязательными для патрициев.

Отличались демократическим характером. Все 35 трибут имели независимо от  состава населения 1 голос и пользовались одинаковыми правами.

Существовали два вида  собраний по трибам: собрания общие для патрициев и плебеев и специально плебейские. В общих трибутных комициях выбирались квесторы, эдилы и низшие магистраты (всего 26), а в плебейских - народные трибуны и плебейские эдилы

           Сенат. Члены сената назначались консулами, а с IV в. до. н.э. -цензорами. Сенат контролировал и руководил деятельностью  Народного собрания. Полномочия:

– утверждал (до III в. до н.э.) законы, принятые Народным собранием;

– заведовал финансами (распределял суммы между отдельными магистратами, контролировал исполнение  бюджета, ведал чеканкой монеты);

– ведал дипломатическими сношениями;

– ведал общим управлением, провинциями и некоторыми вопросами культа.

В систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять римское государство и от его имени совершать государственные акты в области судопроизводства или управления. Законодательной властью они не обладали.

Выборы магистратов происходили в народных собраниях – центуриатных и трибутных комициях. Коллегиальность состояла в том, что на одну должность обычно избиралось два или более магистратов. Магистраты действовали не совместно, а самостоятельно, обладая всей полнотой власти.
Высшие  магистраты обладали следующими полномочиями:

– высшей военной властью;

– правом созывать сенат и Народное собрание и председательствовать на них;

– правом суда и наложения наказания;

– правом решать периодические вопросы с дополнениями изменений и даже с исправлениями законов.

Высшая власть имела пределы в зависимости от того, где действовал магистрат. Каждый магистрат имел аппарат, состоявший из совета, канцелярии, в которой работали секретари и письмоводители, ликторы, глашатаи и посыльные.

Магистраты делились на ординарные и экстраординарные. К ординарным относились консулы, преторы, цензоры, эдилы, плебейские трибуны и квесторы.

Кроме того, существовали низшие магистратуры. К ним относились  магистраты, которые  выполняли полицейские обязанности, расследовали  преступления, заведовали чеканкой монет, надзором за содержанием дорог и улиц.

К экстраординарным магистратурам принадлежал диктатор. Во время каких-либо чрезвычайных затруднений сенат давал поручение консулу о назначении  диктатора.

Вывод: в период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.



4. Варна – в Древней Индии одна из четырех обособленных сословных групп, объединенных на основе религиозно-ритуальных, социально-профессиональных и иных признаков.

Прекарий – условное земельное держание, которое крупный земельный собственник передавал в пользование (на несколько лет или пожизненно) безземельному либо малоземельному человеку по его письменной просьбе. За что получатель земли (прекарист) должен был платить оброк, в некоторых случаях – выполнять барщину в пользу собственника земли.