Файл: Экзаменационные вопросы по игпзс задание 1 Определите особенности брачносемейного права в странах Древнего Востока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 885

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целом, изменения Хаммурапи в долговой кабале были направлены на упорядочение кредитных отношений и защиту прав заемщиков и кредиторов. Этот кодекс имел огромное значение для развития бизнеса и торговли в древнем Вавилоне и оказал влияние на будущие юридические системы.
2. Что собой представляет институционнная система по гражданскому кодексу Наполеона? Определите основные принципы введения и I-ой книги кодекса «О лицах».
Институционная система по гражданскому кодексу Наполеона представляет собой систему гражданского права, которая была разработана и введена в действие во Франции в 1804 году. Она включает в себя правила, регулирующие отношения между частными лицами, а также механизмы защиты прав и интересов граждан.

Кодекс Наполеона разделяется на несколько книг, которые содержат положения по различным аспектам гражданского права, включая право собственности, право договоров, наследование и другие вопросы, связанные с гражданскими правами и обязанностями.
Институционная система по гражданскому кодексу Наполеона оказала значительное влияние на развитие гражданского права в других странах и до сегодняшнего дня является одной из основных систем гражданского права в мире.

Кодекс «О лицах» был составлен для того, чтобы установить правила поведения людей в обществе и описать их правовой статус. Основные принципы введения и I-ой книги кодекса «О лицах» включают:

 Закрепление прав и обязанностей людей в соответствии с их статусом, например, свобода личности, право на судебную защиту, обязанность выполнять контракты.

 Установление порядка занятий определенных профессий и ремесел, а также определение прав и обязанностей, связанных с ними.

 Установление правил управления государственными и общественными делами, в том числе правил для назначения должностных лиц и осуществления их власти.

 Создание основ юридических отношений в браке, семье и собственности.

 Закрепление права на наследование и определение порядка наследования.

 Создание правил для урегулирования конфликтов, таких как правила о защите прав и списание долгов.

 Установление порядка образования и определение прав и обязанностей, связанных с образованием.


 Установление правил для воинских дел и определение прав и обязанностей, связанных с военной службой.

Эти принципы основаны на уважение к личности, правовой охране, законности и порядку. Они были созданы для защиты прав и свобод людей и обеспечения гармонии в обществе.
3. Определите эволюцию монархической формы правления в эпоху феодализма.
Зачатки феодализма появились еще в позднеримском обществе и древневосточных государствах. Переход был постепенным и растянулся на 7-8 веков. Не все народы прошли через стадию феодализма (Африка, Австралия). Распространению феодализма и феодального государства и права способствовали феодальные войны, крестовые походы, позже - колониальные захваты. В ряде государств феодализм просуществовал вплоть до ХХ в., но в мировом масштабе переход к капиталистической системе произошел в период XVII - XVIII вв. благодаря буржуазным революциям.

Переход к феодализму связан с развитием феодальной собственности на землю. Именно поземельные отношения определяли характер политического строя и сущность государства и права. Земля - основное условие производства - не была собственностью тех, кто на ней трудился, но феодально-зависимый крестьянин в отличие от раба располагал собственным хозяйством и орудиями труда. Для феодализма характерно сочетание частной и государственной собственности с мелким крестьянским хозяйством. Сущность феодализма: феодал владеет землей, а крестьянин в зависимости и платит за пользование землей ренту (виды: отработочная, продуктовая, денежная). Зависимость определялась внеэкономическим принуждением, которое осуществлялось с помощью правовых и политических средств.

Два основных пути перехода к феодализму:

1. Из рабовладельческого строя: в результате кризиса рабовладельческого хозяйства и распада механизма политической власти рабовладельцев (Западная Римская империя) или в ходе длительной эволюции многоукладной экономики с постепенным ростом феодального частного и государственного землевладения, укреплением политической власти феодалов (Византия).

2. Из разложения родоплеменного строя в связи, как правило, с переходом к оседлому земледелию, что вызвало развитие частной собственности на землю и стремление к захвату новых территорий; имелся рабовладельческий уклад, но не получил развития (Европа, арабы).

Для феодального строя характерно наличие различных социальных прослоек, но основные – феодалы, выступающие субъектами права частной или государственной собственности на землю и претендующие на получение соответствующей доли ренты-дохода; и феодально-зависимые крестьяне, ведущие мелкое хозяйство и вынужденные благодаря существующей системе внеэкономического принуждения отдавать значительную часть полученного ими продукта господствующему классу. Различия в праве,

поэтому не просто классы, а классы-сословия. Сословный строй получил большое развитие в Европе; на Востоке в большей мере кастовые, племенные, национальные деления, которые тоже получили правовое закрепление. Правовое положение определялось по принципу иерархии. Иерархически-сословная структура оказывала воздействие на распределение ренты внутри класса феодалов и на саму политическую организацию и государственное устройство.

4. Дайте определение терминам: шудры, кодекс.
Шудры- представители самой низшей из четырёх варн (сословий) древней Индии.

Кодекс- (лат. codex — букв, ствол, бревно) — основная форма средневековой книги из пергамена (с VI в.), в период Позднего Средневековья — из бумаги.


Задание № 4
1. Охарактеризуйте эволюцию возникновения Афинского рабовладельческого государства.
Ответ:

Афинское государство образовалось в результате разложения родового общественного строя у четырех племен, населявших эту область. Его возникновение связывают с реформами трех человек.

Первая была произведена царем Тесеем (Тезеем), который осуществил синойкизм («совместно живу», «заселяю»), объединив

12 отдельных, обособленных родовых общин в одно целое с центром Афины (в честь богини войны и победы Афины Паллады). Таким образом возникает город Афины.

Учреждается центральное управление. Тесею приписывают также разделение населения на эвпатридов, или благородных, геоморов – землевладельцев и демиургов – ремесленников.

В VII в. до н. э. власть базилевса по неизвестным причинам упраздняется, и вместо него появляется выборный орган власти из 9 человек – архонты («начальник», «правитель»). В том же столетии возникает еще один орган публичной власти – ареопаг (от холма бога войны Ареса, на котором они заседали), состоящий из действующих и всех бывших архонтов. Позднее учреждаются территориальные округа – наукрарии, каждый из которых обязан был снаряжать один корабль для флота.

Эвпатриды постепенно сосредоточили в своих руках лучшие земли. Свободные крестьяне стали попадать в зависимость и получили название пелаты или шестидольники, обязанные 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Возникает долговое рабство. Аристотель писал: «Бедные находились в порабощении не только сами, но также и дети их, и жены».

Реформы Солона не решили для крестьян главного вопроса – земельного. Четыре года после реформы афиняне жили спокойно, но на пятый – смута достигла большой силы, которая продолжала разрастаться и в последующие годы. В 560 г. до н. э. устанавливается тирания Писистрата, стяжавшего себе популярность военными доблестями.

В 509 г. до н. э. происходит восстание против тирании. Власть переходит к Клисфену, который в 508-507 г. избирается архонтом и проводит третью реформу. Его цель была двоякая: с одной стороны, окончательно подорвать значение родов и родовых объединений и для этого «перемешать» население; с другой – поднять роль и значение городского населения в политической жизни.

В результате этих трех реформ в Афинах возникло государство с демократической системой правления.

2. Проанализируйте II-ю книгу кодекса «Об имуществах и различных видоизменениях собственности»».
Ответ:
Вторая книга "Об имуществах и различных видоизменениях собственности" посвящена регламентации вещных прав и также исходит из классической римской классификации: право собственности, узуфрукт, узус и др. Центральное место в данной книге занимает институт собственности.

Индивидуалистический подход к праву собственности в Гражданском кодексе Наполеона проявился также в исключительно широкой трактовке правомочий земельного собственника. В ст. 522 предусматривалось следующее: "Собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится сверху, и на то, что находится снизу". Практически это означало, что собственник земли становился полным и абсолютным хозяином всех природных богатств, обнаруженных на его участке. Такая статья оказалась неудобной и невыгодной для промышленников, а также для буржуазного государства в целом, и уже в 1810 г. она была отменена специальным законом, предусмотревшим, что рудники могут эксплуатироваться лишь на основании концессии, предоставленной государством.
3. Определите и проанализируйте основные отличия феодальной системы вассальной зависимости в разные периоды: феодальной раздробленности, сословно-представительной монархии и абсолютизма.
Ответ:
На всех этапах развития феодализма монархия была самой распространенной формой правления, но имела особенности, связанные с этими этапами. Можно выделить раннефеодальную монархию, монархию периода феодальной раздробленности, сословно-представительную и абсолютную монархию.

В обстановке феодальной раздробленности, которая в ряде стран наступила в результате распада крупных монархий, сохранилась деспотическая форма правления. Монархия периода феодальной раздробленности характеризовалась тем, что при формальном сохранении верховной власти одного монарха она фактически распадалась на отдельные полусамостоятельные монархии.

Феодальная монархия относится к совершенно новому виду общественных отношений, чем существовавшие до нее. После крушения рабовладельческого строя и появления первых феодальных государств, в странах западной и центральной Европы, старые виды государственного устройства, применяемые в античном мире, стали неприемлемы. В основе общественных отношений в древнеримской и древневосточной монархиях лежал рабовладельческий способ производства. В условиях феодализма