Файл: Практическое занятие 2 к теме 6.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 2
к теме 6 «Эпоха классицизма (Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов,
Державин). Русская драматургия и театр в России конца XVII – начала XVIII вв. (Фонвизин). Карамзин»
Аннотация: практическое занятие знакомит студентов с первыми драматургическими произведениями и биографиями наиболее известных поэтов и писателей второй половины XVIII столетия.
План занятия:
1. Анализ русских драматургических произведений.
2. Сравнительный анализ биографий и творчества наиболее известных поэтов и писателей второй половины XVIII столетия.
1. Анализ русских драматургических произведений
Задание 1. По краткому описанию определите авторов и названия драматургических произведений. Охарактеризуйте данные пьесы по следующей схеме:
А) Какие пороки высмеивает автор в данном произведении?
Б) Как можно охарактеризовать героев драматического произведения?
В) Можем ли мы провести параллель с современной жизнью?
Краткое описание произведений:
1. Более десяти лет назад киевский князь Завлох был свергнут с престола, его место занял Кий. В битве погибли все сыновья Завлоха, а сам он бежал и скрылся в степи вместе со своими воинами. Когда супруга
Завлоха узнала о случившемся, она попрощалась со своей маленькой
дочерью Оснельдой и покончила с собой. Малышка попала в плен к новому властителю.
Девочка выросла, она не помнит своих родителей. Но она знает о своем истинном происхождении, ненавидит Кия, который погубил всю ее семью.
Однако Оснельда испытывает совершенно иные чувства к младшему брату
Кия. Это благородный молодой человек по имени Хорев, который очень хорошо относится к девушке, проявляет заботу о ней.
Однажды княжна узнает, что Завлох, ее отец пришел с войском к стенам города и требует у Кия отпустить его дочь. Кий согласен, т.к. желает избежать кровролития. Девушка признается своей мамке Асграде, что не хочет уходить, она признается, что любит молодого человека. Оснельда разрывается перед дочерним долгом и своими чувствами к брату своего врага.
Хорев приходит проститься с девушкой. Он рассказывает о своей любви, просит ее ответить, испытывает ли она к нему такие же чувства.
Девушка признается в своих чувствах, но просит забыть ее. Влюбленные надеются на благополучный исход событий. Они отправляют Завлоху послание, просят разрешение на брак.
Разговор молодых людей услышал один из бояр. Он решил, что Хорев сам хочет стать правителем, сообщает об этом Кию. Тот не может поверить, что родной брат способен на предательство. Кий приказывает брату собрать войско и идти против Завлоха. Хорев возражает, он хочет убедить Кия, что дело можно решить мирным путем.
Но молодой человек не может нарушить приказ. После этого Кий спокоен, его брат не предатель.
Оснельда понимает, что отцу ее никто не отдаст. Она просит свою мамку, чтобы та умоляла Кия о пощаде. Но Кий равнодушен к просьбам.
Хорев собирает войско. Девушка упрекает своего возлюбленного, когда тот приходит к ней. Она умоляет пощадить ее отца. Молодые люди еще питают надежды, что все разрешится мирным путем.


Но приходит письмо, в котором Завлох запрещает дочери любить брата его врага. Оснельда пытается покончить с собой, чудом ее успевают спасти.
Началась осада города. Хорев показывает себя храбрым воином. Однако боярин все еще пытается оговорить его.
Хорев взял в плен Завлоха. Тем временем Кий по наущению боярина
Сталверха, который не верит в добрые намерения Хорева, отправил Оснельде кубок с ядом. Девушку не успели спасти, она умерла.
Хорев тем временем предложил Завлоху заключить союз. И тот становится его другом, принимает решение отдать за него дочь. Они еще не знают о свершившейся трагедии, что из-за клеветы невинная девушка погибла. Кий признается в злодеянии, просит брата наказать его. Но молодой человек не желает проливать кровь, ведь это не вернет жизнь его любимой.
Хорев просит Кия освободить Завлоха и отпустить его. Сам Хорев закалывает себя кинжалом.
2. Пьеса рассказывает о Кривосудове, главе гражданской палаты. В его имении состоялась встреча повытчика Доброва и подполковника Прямикова.
Прямиков поведал, что его сосед Праволов затеял против него судебное дело. Судя по его словам, сосед всегда ябедничает. У Праволова есть большой опыт в ведении судов, он всегда стремится подкупить председателей, чтобы обернуть дело в свою пользу. Кривосудов – опытный взяточник. Для разрешения ситуации в свою пользу Добров намекает
Прямикову о том, что нужно дать взятку.
Кривосудов все судебные дела ведет дома, но берет плату за зал для проведения суда. Вскоре ожидается приезд Софьи, дочери Кривосудова.
Прямикова взволновало это известие. Они познакомились еще в Москве.
Вскоре Прямиков узнает, что девушка его любит. Тут он рассказывает
Кривосудову о судебном процессе. Тот обещает принять какое-то решение.
После ухода Прямикова Кривосудов весьма недоволен, говорит, что не хотел
бы такого зятя. Прямиков из состоятельной семьи, но не смог уберечь свое состояние.
Вскоре на день рождения председателя приходит Наумыч, приносит подарки от Праволова. Кривосудов при упоминании о Прямикове говорит, что подполковник – настоящая бездарность. Во время беседы с супругой
Кривосудов говорит, что у Прямикова есть возможность выиграть в судебном процессе. Супруга советует найти лазейку в законе, чтобы молодой человек проиграл. Она собирается выдать Софью за Праволова, которого сама девушка считает черствым стариком. Сам Праволов желал бы подружиться с Кривосудовым, но совершенно не собирался жениться на дочери.
Вскоре Праволов узнает, что Богдана Прямикова, оказывается, зовут
Федотом. И наследием он владел незаконно. Праволов заводит беседу о судебной тяжбе. Кривосудов говорит, что все будет решено в пользу
Прямикова. Праволов предлагает деньги в долг. Председатель соглашается.
На следующий день Праволов отправляет Наумыча с деньгами. Уже найден закон, чтобы Прямиков проиграл. Кривосудов зачитывает дело
Праволова и Прямикова. Через некоторое время в зал входит почтальон и приносит два конверта. В одном письме – приказ посадить Праволова. Во втором письме – приказ расформировать палату и посадить всех сотрудников, в том числе самого Кривосудова.
В финале Прямиков получает согласие на свадьбу с Софьей.
3. В пьесе речь идет о жизни семьи Простаковых. Барыня Простакова более всего на свете любит своего сына Митрофана. Все, кто с недостаточным почтением относится к сыну, вызывают гнев и ярость у матери. Супруг Простаковой во всем слушается свою жену. Вместе с
Простаковыми живет Софья, молодая девушка, их родственница. Она недавно осиротела.


Неожиданно Софья получает письмо от дяди, который некоторое время назад пропал. Простакова чрезвычайно расстроена, она желает выдать девушку за своего сына Митрофана.
К соседу Правдину приезжает офицер Милон, его друг. Он рассказывает о любви к девушке, которая стала сиротой. Это и была Софья.
Когда молодые люди встретились, то были чрезвычайно рады. Софья рассказывает о том, что вынуждена выйти замуж за Митрофана, грубого, неразвитого, жадного и жестокого человека.
Приезжает Стародум, дядя Софьи. Он намерен освободить свою племянницу от злых и жестоких Простаковых. Когда мать Митрофана узнает о том, что приехал богатый родственник девушки, она начинает лицемерить и льстить, притворяется добродушной и гостеприимной. Стародум против свадьбы, он собирается увести девушку в Москву и выдать замуж за достойного человека. Софья крайне расстроена. Но дядя потом объясняет ей, что не будет противиться воле своей племянницы.
В финале Стародум, Софья и Милон уезжают, семья Простаковых остается в деревне.
4. На краю леса мельник Фаддей пытается починить мельницу, которая пострадала от ветра. Он размышляет о том, насколько суеверны люди, верящие, что мельница не может обходиться без колдуна. Сам Фаддей с детства находится на мельнице, ни разу не видел колдунов или домовых.
Появляется Филимон, жених девушки Анюты, дочери крестьянина
Анкудина. Он просит поворожить и дать ответ, куда пропали кони. Мельник соглашается, т.к. надеется на щедрое вознаграждение. Они долго торгуются, после чего мельник приказывает Филимону выполнить несложные действия
(повернуться три раза в одну сторону и один раз в другую, подойти к дереву).
После этого мельник завязывает глаза Филимону и велит ждать его возвращения. Фаддей очерчивает круг вокруг Филимона и уходит.
Филимону страшно и он пытается подбодрить себя песней. Мельник тем временем крутит жернова, произносит заклинания. Филимону стало еще
страшнее, он схватился за дерево в испуге. Мельник зловеще произносит заклинания, затем развязывает глаза Филимону, берет с него деньги. Но говорит, что кони пропали и не вернутся.
Мельник решает погадать парню, смотрит на его ладонь и говорит, что какая-то кручина извела его. Филимон рассказывает, что хочет жениться на
Анюте, но ее мать против. Отец девушки – крестьянин, а мать – «дворянское отродье». Мельник обещает помочь, Филимон за это готов отдать «четверть доброй ржи». Мельник и Филимон идут в кабак, чтобы отметить свое соглашение.
Филимон приходит к Анюте. Девушка пытается уйти, но все же остается. Филимон упрекает ее, говорит, что не будет всегда за ней гоняться.
Молодые люди начинают разговаривать, девушка рассказывает, что мать не выпускает ее из дома. Филимон утешает ее, обещает, что скоро они будут вместе.
Появление подвыпившего мельника вызывает недовольство Анюты.
Вскоре показалась мать девушки, поэтому мельник и Филимон прячутся.
Мать ругает девушку за безделье, велит ей вернуться к работе. Анюта упрекает мать, другие девушки могут гулять и развлекаться, а она вынуждена все время работать.
В финале пьесы мельник добивается желаемого. Он использует всю свою хитрость, чтобы Фетинья (мать Анюты) и отец девушки согласились на ее брак с Филимоном. Он заставляет поверить родителей Анюты в свою ворожбу. Пьеса заканчивается тем, что все довольны и счастливы.
5. Пьеса рассказывает о том, что богатый купец гостиного двора
Ферапонт Пафнутьевич Сквалыгин требует у купцов Разживина и
Проторгуева возврата долгов. Они просят еще немного подождать с оплатой.
Но купец грозит им, потом соглашается подождать, если они дадут ему ткани.
Купцам ничего не остается, они выполняют просьбу Сквалыгина.


Тут же Сквалыгин требует долг у других купцов, Смекалова и
Перебоева. В результате ситуация повторяется, он получает от них отступное
(товары).
В гостиный двор приходят покупательницы: барыня Щепеткова, которая является должницей Сквалыгина, и Крепышкина, которая является его заимодавицей. Все купцы показывают им свои товары. Женщины интересуются тканями, ведут себя вызывающе. Наконец, купцы сердятся и отказываются им что-либо показывать. Щепеткова и Крепышкина уходят, обещают больше ничего не приобретать у купцов, тем самым наказав их.
Офицер Прямиков обращается к Сквалыгину, чтобы получить свои деньги. Он давал их купцу без расписки. Сквалыгин отказывается выплатить долг, заявляет, что денег нет. Прямиков не верит, т.к. знает истинное положение дел купца. Офицер сердится и уходит.
Щепеткова и Крепышкина затевают с купцом разговор об общих денежных делах. Крепышкина хочет вернуть свой долг, а Щепеткова намерена выкупить свой вексель. Сквалыгин отказывает обеим, говорит, что деньги Крепышкиной не может отдать, т.к. пришел в упадок, а вексель
Щепетковой он якобы заложил. Женщины возмущены, угрожают обратиться к властям.
Вскоре они встретили Прямикова, пожаловались ему на Сквалыгина.
Вместе они стали думать, как же наказать жадного купца.
В финале пьесы каждый из обиженных Сквалыгиным рассказывает о его грехах. Сквалыгин во всем признается, но пытается обвинить кого-то другого. Секретарь (ответственное лицо) обещает, что каждый обманутый получит свои деньги.
Образец выполнения:
Произведение 1.Игнатий Андреевич и его супруга Акулина
Тимофеевна хотят, чтобы их сын Иван женился на девушке по имени Софья, дочери советника. Разговоры о предстоящей свадьбе ведутся давно, родители
не скрывают своих намерений. Иван был в Париже, в его речи часто проскальзывают французские слова. Он с явным пренебрежением относится ко всему российскому. Советник хочет, чтобы его будущий зять изучил уложения и указы. Советница, мачеха Софьи, интересуется только
«любезными романами».
Софья против брака, она крайне невысокого мнения об умственных способностях своего жениха. Его «парижские» манеры только раздражают девушку, несмотря на то, что мачеха ее от Ивана в восторге.
Отец Ивана интересуется только военным делом, жена его занимается только хозяйственными вопросами. Общего разговора у них не складывается.
Приезжает Добролюбов, встречать его отправляются Софья, советник и
Игнатий Андреевич.
Советница и Иван быстро находят общий язык. Молодой человек признается, что совсем не желает жениться. Иван и Советница объясняются в любви друг другу. Тут же мачеха Софьи говорит, что девушка давно любит
Добролюбова, и тот отвечает ей взаимностью.
Софья упрашивает отца, чтобы тот не отдавал ее замуж за Ивана.
Однако советник не желает слушать свою дочь, потому что его привлекает материальное положение семьи. Но у советника есть еще одна причина – он тайно любит мать Ивана, Акулину Тимофеевну.
Отец постоянно ругает своего сына, Ивана за «дурачества» и пристрастие ко всему французскому. Тот отвечает отцу без должного почтения. Советница защищает Ивана, а тот говорит, что считает себя больше французом, нежели русским.
Тем временем Добролюбов рассказывает советнику, что теперь, по окончании судебного процесса, является владельцем двух тысяч душ. Судьи были признаны взяточниками, так что Добролюбов обращался к высшему правосудию. И это принесло желаемые результаты. Добролюбов просит советника руки Софьи. Мачеха девушки этому рада, но отец сомневается.


В финале пьесы все тайное становится явным. Иван и советница рассказывают все секреты, которые им известны. Иван видел, что советник признавался в любви его матери. Советника рассказывает, что отец Ивана признавался ей в любви. Игнатий Андреевич в ярости уезжает домой вместе со своей семьей. Добролюбов снова просит руки Софьи. Теперь родители
Софьи согласны отдать свою дочь за него.
1. Произведение № 1 – это комедия Д. И. Фонвизина «Бригадир».
А) В комедии автор высмеивает нравственные пороки общества.
Произведение способствует размышлению, откуда берутся эти пороки. Сам бригадир размышляет о том, к каким последствиям приводит избалованность и модное воспитание детей. Также в пьесе сатирически высмеивается взяточничество чиновников.
Б) Все действующие лица в пьесе – это дворяне. Положительными героями являются Софья и Добролюбов. Автор в их уста вкладывает свои мысли о положительной роли воспитания. Отрицательные персонажи: Иван, бригадир и бригадирша, советник, советница. Они невежественные и грубые, склонны к развлечениям и праздности, им свойственно пренебрежение ко всему русскому и восхищение всем французским. Темы их разговоров ограниченны, как и сами персонажи.
В) Сатира Фонвизина не устарела и в наши дни. Проблемы воспитания молодого поколения, вопросы нравственности, осуждение лицемерия и взяточничества актуальны и по сей день.
2. Сравнительный анализ биографий и творчества наиболее
известных поэтов и писателей второй половины XVIII столетия
Задание 2. Заполните таблицу.

Автор
Годы жизни
Происхождение Особенности
творчества
Произведения
(перечислить
несколько
наиболее
известных)
Василий
Кириллович
Тредиаковский
Михайло
Васильевич
Ломоносов
Гаврила
Романович
Державин
Николай
Михайлович
Карамзин
Образец выполнения:
Автор
Годы
жизни
Происхождение Особенности
творчества
Произведения
(перечислить
несколько
наиболее
известных)
Антиох
Кантемир
1709–
1744
Сын молдавского господаря
Дмитрия
Кантемира, впоследствии
Считается основоположником сатиры. Его стиль является скорее латинским, нежели французским.
В
Написал более
150 произведений, среди которых
9 сатирических стихов (наиболее