ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.08.2021
Просмотров: 368
Скачиваний: 2
Во избежание необоснованной заинтересованности или принуждения испытуемых Экспертный совет/Комитет по этике рассматривает порядок и суммы выплат испытуемым.
В состав Экспертного совета/Комитета по этике должно входить достаточное количество лиц, обладающих необходимым опытом и квалификацией для экспертной оценки научных, медицинских и этических аспектов планируемого исследования.
В состав Экспертного совета/Комитета по этике рекомендовано включение:
-
не менее пяти членов; среди них:
-
одного члена и более не научного работника;
-
одного члена и более не сотрудника медицинского учреждения/исследовательского центра, в котором проводят испытание.
Только члены Экспертного совета/Комитета по этике, не являющиеся сотрудниками исследователя или спонсора, могут участвовать в голосовании по вопросу разрешения/одобрения исследования. Экспертный совет/Комитет по этике оформляет список своих членов с указанием их квалификации. Экспертный совет/Комитет по этике действует в соответствии с утвержденными стандартными процедурами, ведет необходимую документацию и протоколирует заседания. Его деятельность должна соответствовать Правилам GCP и действующим нормативным требованиям. На официальных заседаниях Экспертный совет/Комитет по этике принимает решения при наличии кворума, определенного соответствующим положением. Только члены Экспертного Совета/Комитета по этике, непосредственно участвующие в рассмотрении документации по исследованию и его обсуждении, могут голосовать и давать рекомендации по вопросу разрешения/одобрения испытания. Исследователь предоставляет информацию Экспертному совету/Комитету по этике по любым аспектам исследования, однако не участвует в прениях или в голосовании по вопросу разрешения/одобрения испытания.
Доктрина информированного согласия означает, что врач, прежде чем попросить у пациента согласие на проведение курса лечения или отдельной процедуры, связанных с риском и имеющих альтернативы (особенно если шансы достичь успеха невысоки), должен предоставить пациенту следующую информацию:
-
суть предлагаемого лечения (процедуры);
-
риски и выгоды рекомендуемых мер, степень опасности самых неблагоприятных исходов (гибели или тяжелой инвалидности);
-
альтернативные методы лечения (процедуры), риски, опасность неблагоприятных исходов;
-
последствия отложенного или не начатого лечения;
-
вероятность успешного исхода, проявление этого успеха;
-
вероятные трудности и длительность периода реабилитации и возврата пациента к нормальному для него объему деятельности;
-
прочие сопутствующие сведения в форме ответов на вопросы, изложение аналогичных случаев из своего опыта, опыта бригады и т. п.
Информация должна быть предоставлена в доступной для пациента
форме, на понятном для него языке. Вопрос о компетентности решения часто возникает при заведомой неправоспособности пациента (дети, лица, признанные недееспособными в силу психических нарушений, дебильности, старческого слабоумия и т.д.). Здесь решения принимают по тем же схемам, с участием опекунов или попечителей. Относительно
бездомных людей решения принимают социальные работники, специально на это уполномоченные. Если в семье или в органах опеки нет единого мнения, то вопрос о единственном опекуне решает суд. Добровольность — отсутствие какого-либо внешнего давления (угроза, подкуп, кабальные финансовые условия) на пациента при принятии решения, особенно при подписании письменных согласий или отказов.
Ситуационные задачи
Задача 1. При проведении КИ двух ЛС пациентов делили на группы разными способами. В первом случае пациентов делили по четности номера карты (четные номера — основная группа, нечетные — контрольная). Во втором случае — по дню недели поступления в стационар (понедельник, среда, пятница, воскресенье — основная группа, вторник, четверг, суббота — контрольная).
-
Оцените правильность организации первого и второго исследования.
-
Дайте рекомендации по проведению рандомизации.
Задача 2.
В КИ нового препарата для снижения уровня триглицеридов крови пациенты были поделены на две группы. Пациенты первой группы получали препарат, второй группы — плацебо. Пациенты знали свою принадлежность к группе.
В КИ антибиотика у пациентов с пневмонией результат оценивали по изменению рентгенологической картины. Врач, проводивший испытание, знал принадлежность пациентов к контрольной или основной группе. При этом улучшение рентгенологической картины врач быстрее выявлял у пациентов экспериментальной группы.
Было проведено КИ нового дорогостоящего препарата класса статинов. Статистик, оценивающий результаты, знал принадлежность пациентов к контрольной или основной группе. По совместительству статистик работал в фармацевтической компании, заказавшей это исследование.
-
Оцените правильность организации исследований в указанных случаях.
-
Объясните, каким образом такая организация исследования могла повлиять на полученные результаты.
Задача 3. В исследовании первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний было использовано практически идеальное плацебо. Одни участники получали колестирамин (экспериментальная группа), другие — плацебо (контрольная группа). Однако побочные эффекты были отмечены существенно чаще в экспериментальной группе. В конце первого года испытания у пациентов экспериментальной группы чаще, чем контрольной, были запоры (39% против 10%), изжога (27% против 10%), отрыжка и метеоризм (27 % против 16 %), а также тошнота (16% против 8 %).
-
Оцените, каким образом данная ситуация может повлиять на получен
ные результаты.
Задача 4. В крупном исследовании изучали влияния нескольких ги-полипидемических препаратов на развитие стенокардии 1103 мужчинам был назначен клофибрат и 2789 мужчинам — плацебо. Летальность за последние 5 лет составила в среднем 20,0 % в группе принимавших клофибрат и 20,9% в группе принимавших плацебо, что указывает на неэффективность препарата. В то же время было обнаружено, что не все пациенты принимали ЛС. Был ли клофибрат эффективен у тех, кто действительно принимал препарат? Ответ был утвердительным. В экспериментальной группе летальность за последние 5 лет среди пациентов, действительно принимавших клофибрат, составила 11,0 % по сравнению
с 26,4% у пациентов, не соблюдавших схему лечения (р< 0,05). Летальность среди больных, строго выполнявших назначения и принимавших плацебо, также снизилась. В данном случае летальность за последние 5 лет у пациентов, действительно принимавших препарат, составила 19,3 % против 25,3 % среди тех, кто не принимал его (р< 0,05 ).
-
Оцените полученные результаты.
-
Укажите причины, повлиявшие на результаты исследования.
-
Сделайте предварительный вывод об эффективности препарата.
Задача 5. Проанализируйте перечисленные методы медицинского вмешательства. О Внутривенные инъекции. 0 Пероральная форма ЛС. 0 Мануальная терапия. 0 Иглорефлексотерапия. 0 Оперативное вмешательство.
-
Определите возможные трудности стандартизации и дозиметрии указанных методов.
-
Дайте обоснование принятого решения.
Задача 6. При отсутствии адекватного лечения больные СПИДом погибают в течение нескольких лет после появления симптомов. Изучению эффективности методов лечения больных СПИДом препятствует нарушение обычных процедур рандомизированных испытаний, поскольку пациенты хотят увеличить свои шансы на выживание. В ходе рандомизированных испытаний пациенты иногда обмениваются препаратами или получают через «лекарственные клубы» препараты, не используемые в испытании. О таких поступках они не сообщают исследователям, поэтому эти факторы невозможно учесть при подведении итогов испытания.
-
Определите, каким образом такое вмешательство в исследование оказывает влияние на получаемые результаты.
Задача 7. При проведении КИ нового антибиотика была произведена выборка больных пневмонией легкой формы течения. Случайным образом были сформированы четыре группы пациентов. В первой группе вмешательство не проводили, наблюдение за состоянием пациента не было установлено; за пациентами второй группы было установлено наблюдение; в третьей группе пациенты получали плацебо в четвертой — исследуемый препарат. Через неделю была проведена оценка эффективности лечения. Критерий эффективности — клиническое улучшение состояния. В первой группе улучшение состояния отмечено у 15 % пациентов, во второй — у 23 %, в третьей — у 35 %, в четвертой — у 85%.
Рисунок 1. Вклад различных причин в суммарный лечебный эффект
-
Оцените полученные результаты.
Задача 8. При проведении РКИ эффективности препарата арбидол среди детей в возрасте от 2 до 6 лет было сформировано две группы: основная (экспериментальная) группа численностью 143 пациента и контрольная — 151 пациент. Пациенты основной группы получали арбидол в дозе 0,05 в течение 6 дней, пациенты контрольной группы получали плацебо. Исследование шло в течение 3-х мес, после чего оценивали результаты по числу заболевших гриппом и ОРВИ, а также число случаев осложнений гриппа и ОРВИ. В опытной группе заболели 66 пациентов, при этом осложнения были у 7 из них, в контрольной группе заболели 95 пациентов, осложнения были у 20.
-
Оцените эффективность препарата Арбидол по предотвращению развития заболевания гриппом, ОРВИ и осложнений.
Итоговый контроль знаний
Выберите один или несколько ответов.
1. РКИ предназначены:
а) для оценки эффективности ЛС и иммунобиологических препаратов;
б) для оценки работы лечебно-профилактических учреждений;
в) для оценки безопасности ЛС и иммунобиологических препаратов;
г) для оценки валидности диагностических и скрининговых тестов.
2. Первую фазу РКИ проводят на:
а) здоровых добровольцах;
б) лабораторных животных;
в) больных людях (при невозможности включения здоровых);
г) врачах и среднем медицинском персонале.
3. ЛС разрешают к применению после проведения:
а) первой фазы РКИ;
б) второй фазы РКИ;
в) третьей фазы РКИ;
г) четвертой фазы РКИ.
4. Основополагающие факторы определения числа участников испытания:
а) предполагаемая величина эффекта;
б) структура исследования;
в) бюджет планируемого исследования;
г) заранее установленный порог статистической значимости обнаружения эффекта.
5. формирование выборки основано на критериях:
а) включения;
б) обоснования;
в) исключения;
г) формирования.
6. КИ организуют на основании международного стандарта:
а) Food and Drug Administration;
б) Good Manufacturing Practice;
в) GCP;
7. Выберите среди указанных вариантов ответа пример псевдорандомизации:
а) подбрасывание монеты;
б) выбор пациентов по четности года рождения;
в) использование таблицы случайных чисел;
г) по номеру палаты.
8. Выберите, какими свойствами должно обладать плацебо:
а) ярко красный цвет;
б) полная копия внешнего вида изучаемого ЛС;
в) маркировка «плацебо»
г) соответствие вкуса, цвета и запаха изучаемому препарату.
9. Простое слепое КИ подразумевает, что:
а) пациент
не знает свою принадлежность к основной
или контроль
ной
группе;
б) будут определять поля зрения испытуемого;
в) врач
не знает принадлежность пациента к
основной или контроль
ной
группе;
г) врач не знает диагноза пациента.
Ответьте на следующие вопросы
-
Укажите основные варианты распределения вмешательств, используемые при РКИ?
-
Перечислите основные особенности проведения второй, третьей, четвертой фазы КИ ЛС?
-
Укажите основные особенности проведения двойного, тройного и четверного КИ?
-
Перечислите основные статистические показатели для измерения эффективности ЛС?
-
Перечислите случайные и систематические ошибки при проведении РКИ?
-
Перечислите основные документы, используемые при проведении КИ?
-
Перечислите основные показатели оценки эффективности и безопасности лекарственных и профилактических препаратов?
-
Перечислите основные показатели оценки побочных эффектов вмешательства?