Файл: Афоризмы в творчестве Владимира Семёновича Высоцкого.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Казанский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
По дисциплине «Русский язык»
ТЕМА:
Афоризмы в творчестве Владимира Семёновича Высоцкого
Выполнил:
Студент 1 курса
Очной формы обучения
Группы П-196
Идиатуллина А. З.
Научный руководитель:
К. п. н., старший преподаватель
Семёнова М. Г.
Дата преставления работы:
____________ 2020 г.
Работа защищена
________ 2020 г.
Оценка
Подпись
Казань,2020
Содержание:
Введение «Афоризмы- едва ли не лучшая форма для философских суждений» …………………………….….3
Глава I. «Афоризм - средство выразительности русского языка» …………………………..…………………..……6
Глава II. Творчество Владимира Семеновича Высоцкого………...........................................………….9
Глава III. Афоризмы в творчестве Высоцкого……………………………………………….13
Глава IV. Афоризмы и современный студент…………16
Заключение: «Использование афоризмов в речи – показатель образованности и мудрости»……………….19
Список использованной литературы…….……………..20
Приложение………………………………………….…...21
Введение.
«Афоризмы- едва ли не лучшая форма для философских суждений»
Л. Н. Толстой
Большое количество лингвистических исследований посвящено изучению крылатых фраз, афоризмов, пословиц и поговорок. Афоризм - это сконцентрированная мысль. Афоризмы можно разделить на две категории: одни используются при желании "блеснуть мудростью", другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию "крылатых фраз". Крылатые фразы – образные и устойчивые фразеологизмы, которые широко используются в нашей повседневной речи. Они появились из литературы, мифов, фольклора или различных резонансных исторических событий.
Н. М. Карамзин писал: «Образование людей должно начинаться с пословиц, а заканчиваться собственными мыслями». Действительно, важно не только выбрать правильный путь к достижению своей цели, а самое важное, каким будет начало этого пути. Размышляя над высказыванием Карамзина, можно сказать, что человеку свойственно обращаться к жизненным формулам и традициям, проверенным нашими предками. Вся эта система подчинена одной задаче - устремленности, борьбе, любви, жизни и переживаниям, взаимодействию людей с внешним для них миром. Использование афоризмов в речи, в том числе и в повседневной, придает ей выразительность, точность, образность, дает возможность максимально точно донести информацию до слушателя.
Предлагаю обратить внимание на фразу «Любишь кататься, люби и саночки возить». Автор - Сергей Владимирович Михалков, советский русский писатель, поэт, драматург и публицист, который внес огромный вклад в русскую литературу конца 20 и начала 21 века, работая во многих жанрах литературы: поэзия, проза, комедия, драматургия, критика, публицистика, сценарии к фильмам и мультфильмам. Его произведения неоднократно переиздавались и пользуются успехом и любовью аудитории. «Любишь кататься - люби и саночки возить», эта фраза необычайно точна. Невозможно в жизни испытывать одни удовольствия, их надо еще и заработать, заслужить. Катание с горки на саночках здесь приравнивается к любым жизненным удовольствиям, всему приятному, что может случиться в нашей жизни. Но чтобы это приятное действительно произошло, надо приложить какие-то усилия, что-то сделать. Ничего не дается человеку просто так, чтобы кем-то стать и чего-то достичь требуется трудиться, учиться, стараться.
Изучая образцы литературных форм, мы видим, как писатели и поэты используют различные средства выразительности, тем самым украшая свои мысли. Это делается для того, чтобы интересно преподнести свою речь, «зацепить» читателей. А цель – вызвать интерес, заставить думать и размышлять, дать понять, что начало развитию нужно положить уже с детства. Когда у человека начинается новый этап, этап развития нравственности, он смотрит на ситуацию с разных сторон, обращается к русской и зарубежной литературе, которая использует множество средств выразительности. В итоге человек становится образованным, мудрым. А такой человек всегда будет высоко цениться на рынке труда и будет востребован в любом профессиональном сообществе.
На мой взгляд, самым ярким средством выразительности является афоризм. АФОРИЗМ – краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучения. Афоризмы как правило, говорят об известном, но говорят таким образом, что это становится заново узнанным, осмысленным, прочувствованным. Они не подавляют самостоятельности ума, а наоборот, стимулируют его активную деятельность. Через афоризм к нам приходит осознание того, что знания ценятся твердой точностью и полезной нужностью для людей.
Предмет исследования – афоризм как средство выразительности
Объект исследования – афоризмы в творчестве В. С. Высоцкого
Глава I.
«Афоризм - средство выразительности русского языка»
Универсальная энциклопедия на русском языке, изданная в Российской империи акционерным издательским обществом Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон в 1890-1907 годах.
Афоризмы (греч.) — краткие, отрывистые фразы, заключающие в сжатой, удобной для запоминания, форме какую-нибудь определенную мысль, сентенцию, обобщение и т. п.
Словарь иностранных слов современного русского языка Т. В. Егорова Аделант Москва 2014
АФОР´ИЗМ, афор´изма, м. [греч. aphorismos определение] — краткое выразительное изречение, законченная сжато, но емко выраженная мысль.
Словарь литературоведческих терминов. 2005. Автор: С.П. Белокурова.
Aфopизм – этo чeткoe, лeгкo зaпoминaющeecя тoчнoe кpaткoe выpaжeниe oпpeдeлeннoй зaкoнчeннocти мыcли. Aфopизмaми нepeдкo cтaнoвятcя oтдeльныe cтpoки cтиxoв или фpaзы пpoзы: «Пoэзия – вcя! – eздa в нeзнaeмoe». (B.Maякoвcкий)
Словарь литературоведческих терминов на русском языке, Л. Тимофеев и Н. Венгров. УЧПЕДГИЗ,1963 год
Афоризм – изречение в сжатой форме, выражающее какую – либо мысль. Афористическая манера писания и речи означает сжатый, отрывистый способ выражения
Словарь галлицизмов русского языка Епишкин Н. И. 2010 год. Словарное издательство ЭТС
Афоризм – кратко сформулированное правило какой – либо науки, краткое и мудрое изречение.
Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
АФОРИЗМ, -а; м. [греч. aphorismós]. Краткое выразительное изречение, содержащее обобщение; крылатая фраза.
Вывод: проанализировав словарные статьи определения афоризм, хочется отметить, что разночтений в определении этого термина нет. Афоризм – средство выразительности, используемое автором для донесения до читателя глубокого смысла ёмким выражением.
Большинство выражений принадлежит перу известных российских деятелей, писателей и поэтов. Больше всего крылатых фраз и слов в наш язык пришло из басен Крылова, поэм Пушкина, произведений Грибоедова, Карамзина, Чехова, Гоголя и других великих русских писателей и поэтов.
Для правильного использования крылатых фраз, афоризмов крайне необходимо изучение возможностей употребления афоризмов в речи великих поэтов, прозаиков, ораторов древности и современности. Каждый афоризм несет в себе огромную силу и мудрость, передаваемую из поколения в поколение, а использование афоризмов в речи, в том числе и в повседневной, позволит придать ей выразительность, точность, образность, даст возможность точно донести информацию до слушателя.
Знаменитому выражению «Счастливые часов не наблюдают» мы обязаны Александру Сергеевичу Грибоедову (1795-1829) и его комедии «Горе от ума».
«Красота спасет мир», - часто говорим мы, даже не подозревая, что впервые эта фраза появилась в романе «Идиот» Федора Михайловича Достоевского (1821-1881).
«А счастье было так возможно, так близко!» Роман в стихах «Евгений Онегин» А С. Пушкина (1799–1837)
Глава II.
Творчество Владимира Семеновича Высоцкого.
Владимир Семенович Высоцкий. Его творчество знает каждый. Прожил всего 42 года, но его короткая биография и по сей день остается предметом ожесточенных споров. «Высоцкий – ощущение огня, метеорита, той самой кометы, которая идет и все хотят приблизиться, даже погреться», - говорит российский актер Сергей Безруков.
Владимир Высоцкий родился в Москве в 1938 году. Отец – Семен Владимирович. Мальчик был похож на своего отца не только внешне, но и голосом. Мать – Нина Максимовна – по профессии была переводчиком-референтом. Спустя два года после войны родители будущего актера развелись. После войны Владимир с отцом и его новой женой – Евгенией – отправились в Германию. Именно в Германии Владимир Высоцкий начал приобщаться к искусству игры на фортепиано.
В 17 лет поступил в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева на механический факультет. После полугода обучения Владимир понял, что «это не его занятие». Зная, что у него есть еще полгода, чтобы подготовиться для поступления в театральный вуз, Высоцкий приступил к подбору репертуара.
Школа-студия МХАТ – вот куда поступил в 1956 г. Высоцкий. Первой театральной ролью Владимира стала роль Порфирия Петровича – персонажа студенческого спектакля по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Песни Высоцкого — это совершенно особый феномен отечественной культуры. Произведения Владимира Высоцкого затрагивают вечные ценности, вечные темы, которые никогда не устареют. «Я не пою песен, я рассказываю тексты под гитару», — говорил сам о себе Владимир Высоцкий. Он не очень любил называть свои произведения песнями, считал, что пение и гитара лишь помогают восприятию и пониманию стиха, позволяют лучше донести его до слушателя. Он хотел быть именно поэтом, а не композитором и певцом. И хотя при жизни далеко не все собратья по литературному цеху признавали его поэтический дар, многие поэты того времени высоко ценили творчество Высоцкого, его умение обращаться со стихом, его рифмы, необычные образы, афоризмы, метафоры, широчайший охват тем и глубину смысла.
Как сказал о песнях Владимира Семеновича театральный актер, бард, популяризатор творчества Высоцкого Артур Федорович: «Это как целый организм, это заложено уже изначально в жесткую схему самим Владимиром Семеновичем. И в голосовую, и в ритмическую, и в интонационную». И, действительно, песни Высоцкого — это и его мощнейший, мужественный, как модно сейчас говорить, брутальный голос, и его неукротимая энергия. Это его потрясающая дикция, когда он чеканил каждую букву стиха, чтобы слово сильнее воздействовало на слушателя, чтобы лучше был донесен его глубокий смысл. Высоцкий знаменит своим приемом — тянуть согласные звуки, что тоже усиливало четкость и доходчивость слов. Это и особая манера исполнения, порой жесткая, героическая, порой нежная, лирическая, а иногда театральная — драматическая или комедийная. Ведь Высоцкий не только пел свои песни, он проживал каждую из них как актер, входя в образ своих героев. Высоцкий аккомпанировал себе на русской семиструнной гитаре, и его манера игры была особенной, и хотя некоторым его бой кажется простым и однообразным, бард имел свои собственные, особые приемы звукоизвлечения, их было довольно много, некоторые аккорды брал по-своему. На эту тему специалистами написано много работ. Даже гитару он настраивал по-особенному, на тон, а иногда даже на полтора ниже, чем положено, что придавало ей особое, гудящее, чуть бренчащее звучание. Как он сам говорил об этом, «люблю, чтобы она гудела».
Нельзя не сказать о самом главном инструменте Владимира Семеновича, его голосовом аппарате, делавшем его манеру исполнения не только сугубо индивидуальной, но и просто неповторимой.
У Высоцкого с детства был довольно низкий, хрипатый голос. Что это было, следствие перенесенной в детстве болезни, или особое, врожденное строение голосового аппарата, никто не знает. С годами эта особенная хрипотца у Высоцкого усиливалась.
«Сергей Есенин и Владимир Высоцкий»
Дмитрий Быков – русский писатель, поэт и публицист, литературный критик, радио и телеведущий, журналист, преподаватель литературы, кинокритик – заявил однажды, что Владимир Высоцкий – это реинкарнация Сергея Есенина. Аргумента у него три:
• Высоцкий был так же популярен у самых разных слоев общества, как и Есенин.
• Оба поэта исполняли свои стихи, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах (Есенин – на гармошке).