Файл: Т. И. Ачи нович. Минск бгу, 2022. 199 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1109

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 159.9:316.36(075.8)+615.851.6(075.8)
ББК 88.576я73-1+53.57я73-1
А97
Р е ц е н з е н т ы:
кафедра психологии и конфликтологии филиала Российского государственного социального университета в г. Минске Республики Беларусь
(заведующий кафедрой кандидат психологических наук, доцент Е. В. Самаль);
кандидат психологических наук, доцент О. К. Шульга
Ачинович, Т. И.
Семейное консультирование и психотерапия : пособие / Т. И. Ачи- нович. – Минск : БГУ, 2022. – 199 с.
ISBN 978-985-881-290-4.
Рассматриваются широко используемые подходы и направления семейного консультирования и психотерапии с учетом современных достижений науки и практики.
Предназначено для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению специальности 1-86 01 01-02 «Социальная работа (социально-психологическая деятельность)».
УДК 159.9:316.36(075.8)+615.851.6(075.8)
ББК 88.576я73-1+53.57я73-1
ISBN 978-985-881-290-4
© Ачинович Т. И., 2022
© БГУ, 2022
А97

3
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая работа с семьей сложна и многогранна, так как предполагает взаимодействие одновременно с несколькими клиентами.
При этом каждый из них отстаивает собственную позицию, видит свой
«идеальный» результат, противостоит другим или замыкается в себе.
Оказание эффективной психологической помощи семье требует глубокой теоретической и практической подготовки.
Цель учебной дисциплины «Семейное консультирование и психоте- рапия» – создание основы для приобретения фундаментальных знаний в области семейного консультирования и психотерапии; подготовка бу- дущих психологов и специалистов по социальной работе; формирование базовых представлений о системном изучении семьи, проектировании стратегии и тактики психотерапевтического взаимодействия с семьей, а также об оценке полученных результатов.
Задачи учебной дисциплины:
• формирование у студентов профессиональной позиции в отноше- нии семей, имеющих проблемы;
• приобретение обучающимися теоретических знаний и форми- рование практических навыков современной семейной психотерапии и консультирования;
• изучение современных направлений семейной психотерапии;
• развитие способности производить оценку семейного функцио- нирования, выявление проблемного поля семейного взаимодействия, определение цели и стратегии психотерапевтического вмешательства;
• ознакомление с основными моделями семейного консультирова- ния, методами диагностики семьи;
• ознакомление с разработкой психотерапевтических программ и их реализацией с учетом параметров семейной системы;
• изучение техник семейной психотерапии;
• повышение личностного, профессионального, творческого потен- циалов обучающихся путем применения специальных методов и техник.
Издание состоит их трех разделов.
В первом разделе изложены основы психологической помощи семье.
Рассмотрена история возникновения семейного консультирования, сопоставлены понятия «консультирование» и «психотерапия», описаны методы диагностики семейных проблем и нарушений, формы оказания психологической помощи семье, а также основные принципы и этапы проведения семейного консультирования.
Второй раздел раскрывает специфику семейного консультирования и особенности работы с семьей на разных этапах семейной жизни. Рас-

сматриваются вопросы добрачного консультирования по проблемам поиска и выбора брачного партнера, добрачной беременности несо- вершеннолетних. Представлены особенности консультирования семей с проблемами в отношении распределения семейных ролей и обязан- ностей между партнерами, по поводу сексуальных проблем, по реше- нию семейных конфликтов, а также в ситуации супружеской измены.
Описаны пути решения проблем в детско-родительских отношениях, связанных с воспитанием детей в семье, а также во взаимоотношениях со взрослыми детьми. Рассмотрена специфика консультирования про- блемных семей в случаях насилия в семье, болезни супруга (супруги), развода, повторного брака.
В третьем разделе рассматриваются основные направления семей- ной психотерапии. В их числе системная семейная психотерапия, струк- турная семейная терапия Сальвадора Минухина, коммуникационная модель семейной психотерапии, эмпирическая семейная психотерапия, крат косрочная позитивная семейная психотерапия, нарративная семей- ная психотерапия, системно-феноменологическая семейная психотера- пия Берта Хеллингера, интегративная модель семейной психотерапии, эмоционально-фокусированная супружеская психотерапия. Представ- ленные направления не описывают всех подходов к работе с семьей, имеющихся на современном этапе развития психологии, и тем более не охватывают позиций всех ученых, однако они позволяют проана- лизировать основные достижения психологической науки в области оказания помощи семье.
Описание каждого направления подчинено единому принципу:
1) теоретические основы и сущность подхода; 2) цели и этапы тера- певтического процесса; 3) основные техники. Следует подчеркнуть, что автором сделан акцент на практических аспектах использования рассматриваемых направлений и методов работы. По этой причине студенты, семейные психологи, психотерапевты, специалисты по соци- альной работе, а также практикующие специалисты, интересующиеся вопросами оказания психологической помощи семье, в данном пособии найдут много ценной информации о том, как применять полученные знания в работе с семьей.
После каждой темы предлагаются вопросы для самоконтроля и зада- ния, которые позволят более глубоко изучить материал. В конце книги представлен глоссарий и список литературы для повышения уровня профессиональной подготовки.


5
Раздел I
ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
В СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
И ПСИХОТЕРАПИЮ
История семейного консультирования и психотерапии
Семейное психологическое консультирование и психотерапия – до- статочно молодой вид помощи семье. Начало его развития положе- но преимущественно западными психологами и психотерапевтами и происходит из практики семейной психотерапии. В 30–40-е гг. ХХ в. в работе с семьями акцент с психических нарушений личности сместил- ся на проблемы общения и жизни супругов. Психоаналитики начали использовать формы совместной работы в сфере как супружеских, так и детско-родительских отношений. Развивалась теория коммуникаций.
Н. Аккерман разработал системный подход к объяснению человеческого поведения, В. Сатир – совместную семейную психотерапию, Дж. Боулби была создана теория привязанности.
Все вышеперечисленное повлияло на развитие семейного консуль- тирования. Как самостоятельная область психологической помощи се- мейная терапия оформилась в 60-е гг. ХХ в.
В России основоположником семейной терапии является И. В. Ма- ляревский, считавший необходимым проводить специальную работу с родственниками психически больных детей и подростков. Интенсив- ное развитие семейной психотерапии в Беларуси приходится на конец
1960-х – начало 1970-х гг. В 70-е гг. XX в. психологическая помощь семье оказывалась в психологических центрах, службах знакомств, центрах психолого-социально-педагогической поддержки и реабилитации детей и подростков, школьной психологической службе, специализированных кризисных центрах, женской консультации, психологических кабинетах, учреждениях здравоохранения и пр. Отдельным направлением такой помощи стало оповещение через средства массовой информации (СМИ) и заочное консультирование. Каждое учреждение и форма работы реша- ли определенные задачи, обеспечивая оптимизацию различных аспектов функционирования семьи.
Значительную роль в становлении отечественной семейной психо- терапии и семейного консультирования сыграли ученые А. А. Бодалев,

6
А. Я. Варга, А. И. Захаров, А. Е. Личко, Т. М. Мишина, А. С. Спиваковская,
В. В. Столин, Э. Г. Эйдемиллер и др.
Э. Г. Эйдемиллер выделяет три основных этапа в развитии отече- ственной семейной психотерапии:
1) психиатрический этап: семья рассматривается как совокупность входящих в нее индивидуальностей. При проведении терапии необходи- мо учитывать индивидуальные характеристики и на их основе выработать рекомендации для семьи в целом и для каждого ее члена;
2) психодинамический (психоаналитический) этап: в центре терапии находятся сформированные в детском возрасте неадекватные модели поведения, впоследствии переносимые личностью в супружеские и дет- ско-родительские отношения в собственной семье;
3) этап системной психотерапии: создается концепция патологи- зирующего семейного наследования (Э. Г. Эйдемиллер), синтезируется системный подход и психология отношений (В. Н. Мясищев).
Несмотря на такое бурное развитие, практике семейного психологи- ческого консультирования пришлось столкнуться с рядом проблем, боль- шинство из которых актуальны и сегодня. Одна из них – разобщенность учреждений, оказывающих помощь семьям. Существует противостояние между отдельными направлениями оказания психологической помощи, не говоря уже о противоборстве психологии, медицины и религии.
Как отмечает С. А. Игумнов, в настоящее время семейное консуль- тирование – один из видов психотерапевтической помощи, наиболее востребованный населением Республики Беларусь. Помимо системы здравоохранения, семейные консультанты появляются в системе обра- зования и психологических центрах, непосредственно в школах, а также в консультациях, действующих в системе Министерства труда и соци- альной защиты Республики Беларусь.
Семейное консультирование и психотерапия:
сходства и отличия
История семейной психотерапии и история семейного консульти- рования тесно переплетены и взаимообусловлены. Они используют одинаковые методы воздействия. Это дает основание считать семейное консультирование разновидностью семейной психотерапии, имеющей отличительные признаки, границы и объем вмешательства.
Психотерапия («лечение души») рассматривается как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам, страдающим от болезни, психологическими средствами оказывается профессиональная помощь в решении психологических проблем, связанных с этой болезнью.
Психотерапия фокусируется на серьезных проблемах, основанных на внутриличностных конфликтах. Для нее характерны:
• преимущественное обращение к прошлому, а не к настоящему;
• акцент на понимании, а не на изменении;


7
• отстраненность психотерапевта;
• позиция терапевта в роли эксперта.
Психологическое консультирование – это особый вид социального и межличностного воздействия, направленного на оказание психологи- ческой помощи клиенту, при этом специально обученный, компетент- ный и обеспеченный соответствующими социальными полномочиями консультант помогает клиенту в разрешении его проблем и трудностей психологического характера. Цель консультирования – помочь клиенту понять происходящее в его жизненном пространстве и осмысленно до- стичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Таким образом, различия между данными понятиями весьма ус- ловны. Р. Кочюнас указывает, что консультирование от психотерапии отличают следующие характеристики. Консультирование ориентировано:
• на клинически здоровую личность; клиент имеет психологические трудности, жалобы невротического характера, стремление к самопозна- нию и саморазвитию;
• здоровые стороны личности независимо от степени нарушения;
• настоящее и будущее клиентов;
• краткосрочную помощь;
• проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;
• ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;
• изменение поведения и развитие личности клиента.
Ю. Е. Алешина считает, что консультативная работа с семьей отли- чается от семейной психотерапии по следующим параметрам:
• длительность;
• глубина вмешательства;
• форма обращения и специфика жалоб и ожиданий;
• подготовка соответствующих специалистов.
Как отмечает В. И. Слепкова, несмотря на вышеперечисленные раз- личия
семейной психотерапии и семейного консультирования, между ними существует диалектическая взаимосвязь.
Психологическое консультирование, будучи в большей степени ори- ентированным на достижение конкретной цели, часто служит свое- образной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой психотерапевтической работе. Следует отметить имеющееся сходство между семейным консультированием и семейной психотерапией:
1) диалоговое взаимодействие, общение терапевта с клиентом, про- фессиональное отношение квалифицированного специалиста к клиенту;
2) помощь в исследовании проблемы семьи или человека в семье;
3) поиск путей решения проблемы, где мера активности терапевта значительно варьируется в зависимости от теоретической модели тера- певтического воздействия.


8
Формы оказания психологической помощи семье
Семейные консультанты и психотерапевты используют разнообраз- ные формы оказания психологической помощи семье, работая с одним человеком, супружеской парой или группой семей.
Выделяют следующие основные формы семейной психотерапии:
1) индивидуальная – форма психотерапии, распространяющаяся на од- ного из членов семьи, который имеет проблемы в семейных отношениях;
2) супружеская – форма психотерапии, ориентированная на проблемы взаимодействия в супружеской паре. В свою очередь, подразделяется на следующие виды:
• сотрудническая супружеская психотерапия;
• совместная супружеская психотерапия;
• комбинированная супружеская психотерапия;
• групповая терапия супружеских пар;
3) семейная – форма психотерапии, ориентированная на семью в це- лом; при этом в фокусе оказываются отношения между родителями и детьми.
Этапы проведения семейного консультирования
На современном этапе развития психологического консультирования существует большое количество классификаций стадий этого процесса.
Наиболее распространены классификации таких авторов, как Г. С. Абра- мова, Ю. Е. Алешина, А. Ф. Бондаренко, С. Глэддинг, Е. В. Емельянова,
Р. Кочюнас, В. Ю. Меновщиков, Р. Мэй, М. К. Тутушкина и др.
Рассмотрим технологию семейного консультирования Э. Г. Эйдемил- лера и его сотрудников, в которой интегрированы практические приемы проведения семейного консультирования как одной из разновидностей семейной психотерапии. Данная технология представлена следующими
этапами:
1) установление контакта и присоединение консультанта к клиентам.
Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, помо- гающей оптимальному общению, синхронизации дыхания, использова- ния предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о семейной проблеме;
2) сбор информации о проблеме с применением приемов метамоде- лирования и терапевтических метафор. Субъективизации психотерапев- тической цели способствуют вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого резуль- тата вы хотите достигнуть?», «Пожалуйста, попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы “не” – в терминах положительного результата»;
3) обсуждение психотерапевтического контракта. Данный этап пред- полагает распределение ответственности, установление продолжительно- сти работы, длительности сеансов, периодичности встреч, условий опла- ты, возможных санкций за нарушение сторонами оговоренных условий.