Файл: Афоризмы в творчестве Владимира Семёновича Высоцкого.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Оба были женаты на иностранках (Есенин – на Айседоре Дункан, Высоцкий – на Марине Влади).
Кроме поэзии, Есенин и Высоцкий пробовали свои силы и в прозе. Здесь также прослеживаются параллели: судьба подростков с трудной судьбой в криминальной среде «дурного общества».
Оба поэта предсказали свой ранний уход:
– И. Эренбург: «(Есенин. – С. А.) неизменно считал, что скоро умрет»;
– Л. Леонов: «Он (Есенин. – С. А.) предсказывал конец свой в каждой своей теме, кричал об этом в каждой строчке»;
– М. Шемякин: «В последние 2 года постоянно говорили (с Высоцким. – С. А.) о смерти»;
– Е. Авалдуева: «Володя, что с тобой?! – Я, наверное, скоро умру…» (о Высоцком).
Испытали бы Есенин и Высоцкий душевный подъем сегодня, глядя на совсем другую страну, новую технологичную Россию?
Владимир Высоцкий в последние годы неистово работал и много гастролировал, как будто ощущая, что ему мало осталось. Он буквально не жалел себя, сгорая как свеча. Наркотики сделали свое дело, и в 1980-ом Владимир Семенович умер во сне от обширного инфаркта. По другой версии, он задохнулся (второй диагноз: асфиксия). Все близкие и друзья, как один, сделали вывод: наркотики все-таки убили Высоцкого.
Отец барда не позволил произвести вскрытие, поэтому точная причина смерти так и не была установлена. По свидетельствам близких, Высоцкий в последние дни очень плохо себя чувствовал, жаловался на сильные боли в области сердца и нехватку воздуха. Его нужно было срочно госпитализировать, но врачи почему-то тянули.
Анатолий Федотов, личный врач певца, рассказывал, что его собирались перевести на аппарат искусственного дыхания. Но Владимир Семенович так и не дождался помощи, в которой так сильно нуждался. Он очень мучился, но получил только укол снотворного, от которого впал в умиротворяющий сон. Через несколько часов, глубокой ночью 25 июля он скончался.
Одни знакомые осуждали врачей Высоцкого, которые сначала «посадили» его на наркотики, а затем буквально проспали момент, когда певца нужно было от них спасать. Другие считали, что Владимир Семенович целенаправленно убивал себя, используя для этого сначала алкоголь, а затем — амфетамин. Так ли это, сейчас установить уже невозможно.
После его трагической гибели по Москве поползли слухи, один другого невероятнее. Одни обыватели говорили, что Высоцкий покончил с собой. Другие — что умер в результате несчастного случая, подавившись за обедом рыбной костью.
Глава III.
Афоризмы в творчестве Владимира Высоцкого.
Афоризмы как крылатое выражение в творчестве Владимира Высоцкого встречаются часто. Автор много размышлял о любви, боге, жизни, музыке, природе. Высоцкий довольно часто упоминал Бога, прославлял его. Углубившись в духовную, мировозренческую жизнь Высоцкого, я заметила тот факт, что ему часто доставались роли верующих героев. В фильме «Плохой хороший человек» герой Высоцкого зоолог Николай Васильевич фон Карен на вопрос дьякона Победова о вере в Бога смело и уверенно отвечал, что верит и знает заповеди. Также хочу отметить, что Высоцкий упоминал и размышлял о Боге и в своих литературных произведениях, в музыке, как например, в песне «Кони привередливые» встречаем крылатую фразу:
Мы успели в гости, к Богу не бывает опозданий,
Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами.
Или это колокольчик весь зашелся от рыданий,
Или я кричу коням чтоб не несли так быстро сани.
Выражение «Спасите наши души» встречается у него в трех разных песнях. Это значит, что для Высоцкого не бывает смерти души, об этом он пел неоднократно. В песне «Дом хрустальный» есть обращение к Господу за помощью.
Если беден я, как пёс — один,
И в дому моём — шаром кати,
Ведь поможешь ты мне, Господи,
Не позволишь жизнь скомкать!
Песня о слухах сейчас особенно актуальна, когда много есть сплетников – любителей нарушать заповедь «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Еще одна из немало важных тем, затрагиваемых Владимиром Высоцким – это слухи и сплетни. Автор-исполнитель выделяет этот человеческий порок и призывает людей задуматься над своими словами, за каждое из которых будет дан ответ Всевышнему.
Сколько слухов наши уши поражает.
Сколько сплетен разъедает, словно моль!
Словно мухи, тут и там
Ходят слухи по домам!
Важное место в творчестве Высоцкого занимает тема любви. Автор предлагает обратить внимание, что любовь рядом с нами уже несколько тысяч лет. Он одушевляет любовь, рассказывая о ней как о человеке. Значимость любви подчеркивает и написание слова с заглавной буквы.
Потому что Любовь - это вечно любовь,
Даже в будущем вашем далеком.
Тема Великой Отечественной войны. Тема памяти павших в бою всегда будет волновать сердца людей. В песнях Высоцкого люди уходят в небытие не на покой – смертью оживают. Немало песен, в которых Высоцкий показал ненависть к военной чуме: «Братские могилы», «Сыновья уходят в бой», «Разведка боем», др.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие, как часовые.
Когда мы заводим новые знакомства, то не всегда можем сразу узнать все о человеке. Это в принципе невозможно. Друг познается в действиях, поступках. Высоцкий говорит об испытании, которое нужно преодолеть:
«Парня в горы тяни, рискни»
«Друг познается в беде», «Друг проверяется делом». Высоцкий в музыкальной композиции доносит суть человеческой дружбы, сколько может воды утечь между людьми, сколько добрых слов они сказали друг другу. Значит, как на себя самого, необходимо положиться в трудную минуту.
Многозначность сюжетов и образов Высоцкого достигается слаженным действием целого оркестра словесных инструментов. Грамматические частицы "не" и "ни" становятся метафорой пребывания на границе жизни и смерти: "Пора туда, где только ни и только не".
Глава IV.
Афоризмы и современный студент.
В начале своей работы я провела анкетирование среди студентов ФНО. Анкетирование состояло из 3 заданий, представленных ниже.
1. Что такое афоризм?
a) яркое проявление чувств, настроений, мыслей в произведении;
б) мудрое или остроумное изречение, короткая оригинальная мысль;
в) слово или выражение, употребляемое в переносном значении;
2. Какие афоризмы вы знаете? (приведите 2- 3 примера) Где и при каких обстоятельствах вы узнали об этих афоризмах?
3. Закончите цитату:
а) «Счастливые часов не. . . . . . . . . . . . . . . . .»
б) «Поэтом можешь ты не быть. . . . . . . . . . . . .»
в) «Утро вечера мудренее, но . . . . . . . . . . . . .»
г) «Когда в товарищах согласья нет. . . . . . . . . . .»
д) «Природа не храм, а мастерская. . . . . . . . . . .»
е) «Я дышу, и значит – я люблю, я люблю . . . . . . . . .»
ж) «Мы все учились понемногу. . . . . . . . . . . . .»
з) « Зачем мне быть душою общества, когда. . . . . . . . .»
и) «Бедность – не . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»
к) «Чем меньше женщину мы любим. . . . . . . . .»
Анализ анкеты
В анкетирование приняло участие 59 студентов.
На первый вопрос, в котором было необходимо выбрать правильное определение афоризму, то есть на теоретический вопрос, большинство (36 студентов, что составляет 61%) дали точный вариант ответа. Это значит, что студенты знают теорию, умеют давать определения.
Второе задание заключало в себе проверку знаний афоризмов из произведений художественной литературы, творчества В. Высоцкого в том числе. Студентам было необходимо написать 2 – 3 афоризма, рассказать историю знакомства с ними. 28 из 59 (что составляет 47 %) студентов дали не верные ответы, что говорит о низком уровне знаний текстов художественных произведений. Это очень печально так как использование кратких содержаний художественных произведений стало бичом времени. большинство не обращают внимания на афоризмы художественных произведений. 15 студентов указали либо фразеологизм, либо незаконченную мысль, что говорит о невнимательности и несерьезности студентов. Радует, что 16 студентов (что составляет 27%) смогли не только четко ответить на поставленный вопрос, но и привели много примеров различных афоризмов из произведений русской художественной литературы. Самыми популярными были: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (Л. Н. Толстой «Анна Каренина»), «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник» (И. С. Тургенев, «Отцы и дети»). «На краюшке чужого гнезда» (И. С. Тургенев).
В задании 3 было предложено закончить цитаты великих русских поэтов, с творчеством которых каждый студент должен был быть знаком, так как это программные произведения 8-9 класса. Анализ показал, что большинство студентов понимает суть цитат, но не помнит их дословно. Например, продолжению цитаты В. Высоцкого «Я дышу, и значит – я люблю, я люблю, и значит я живу» были представлены разные варианты ответов, например, «Я дышу, и значит – я люблю, я люблю что – то делать», «Я дышу, и значит – я люблю, я люблю, и значит я верю», «Я дышу, и значит – я люблю, я люблю, и значит я живой». Правильно ответили только 5 человек, и это говорит о том, что студенты недостаточно хорошо знакомы с творчеством В. Высоцкого так и со всей русской литературой.
Проведя анализ результатов анкетирования, можно сказать следующее: современные студенты обладают теоретическими знаниями по литературе, которые могут позволить им проследить взаимосвязь между афоризмами и главной идеей произведения, которую автор хотел донести до читателя. Но результаты оказались неутешительными, несмотря на теоретические знания, многие афоризмы произведений школьной программы остаются незамеченными. Некоторые афоризмы настолько красноречивы, что узнать их не представляет студентам трудности. Иные же афоризмы известнейших произведений остались в тени, как и творчество В. Высоцкого.
Заключение.
Афоризмы – одна из важнейших составляющих речи, которая придает ей выразительность и яркость, изящность и лаконичность, мудрость и образность. Однако для правильного использования данных фраз крайне необходимо изучение возможностей употребления афоризмов в произведениях великих поэтов, прозаиков, ораторов древности и современности, влияния афоризмов на выразительность, образность нашей речи.
Я считаю, что данная работа поможет разобраться в правильности и корректности употребления афоризмов, ведь каждый из них несет в себе огромную силу и мудрость, передаваемую из поколения в поколение, а использование афоризмов в речи, в том числе и в повседневной, позволит придать ей выразительность, точность, образность, даст возможность точно донести информацию до слушателя.
И в наши дни афоризмы не потеряли своей важности и смысла. Они просто немного изменились, и меньше связаны с духовными ценностями. В них наоборот прослеживается большая связь с материальными ценностями. Появилась даже разновидность афоризмов о деньгах и других материальных благах. В этом нет ничего удивительного, ведь общество, в основе которого лежат рыночные отношения, изменяется во всех проявлениях творчества, и афоризмы не исключение.
И поэтому задача каждого из нас – оберегать афоризмы как наследие нашей литературы, стараться использовать их только по назначению и не изменять их сути, что очень актуально в современном мире, где историю можно переписать всего лишь одним росчерком пера.
А слова Льва Толстого были есть и будут актуальными: «Зачем тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества.»
Список использованной литературы:
-
Кожевников, А.Ю. «Лучшие афоризмы всех времен и народов», - М.: Олма Медиа Групп, 2012. -
Песни и стихи Владимира Высоцкого: Каталог / Сост. А. Петраков // Вагант: Прилож. - М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1995. -
Серов, В. «Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений» [Электронный ресурс]. - http://www.bibliotekar.ru/encSlov/17/160.htm -
Владимир Семенович Высоцкий: афоризмы, цитаты и высказвания [Электронный ресурс]. - http://citaty.info/man/vladimir-semenovich-vysockii -
Ильф и Петров, цитаты, афоризмы, крылатые выражения [Электронный ресурс]. - http://ilfipetrov.ru/3h.htm -
Высоцкий, Владимир Семенович [Электронный ресурс]. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Высоцкий,_Владимир_Семёнович
Приложение.
Афоризмы в творчестве В.С. Высоцкого
Год | Название произведения | Афоризм |
1960 | Стихотворение «День на редкость - тепло и не тает» | Нет, жить можно, жить нужно и — много: Пить, страдать, ревновать и любить, — Не тащиться по жизни убого — А дышать ею, петь её, пить! |
1967 | Песня «Прощание с горами» | Я себе уже всё доказал, Лучше гор могут быть только горы На которых ещё не бывал, На которых ещё не бывал. |
1970 | Стихотворение «Надо с кем-то рассорить кого-то» | Надо сделать хорошее что-то — Для кого, для чего? Это может быть только работа Для себя самого! |
1971 | Стихотворение «Маски» | Как доброго лица не прозевать, Как честных отличить наверняка мне? Все научились маски надевать, Чтоб не разбить своё лицо о камни. Я в тайну масок всё-таки проник, Уверен я, что мой анализ точен, Что маски равнодушья у иных — Защита от плевков и от пощёчин. |
1972 | Песня «Кони привередливые» | Мы успели в гости, к Богу не бывает опозданий, Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами. Или это колокольчик весь зашелся от рыданий, Или я кричу коням чтоб не несли так быстро сани |
1972 | Стихотворение «К поэтам» | Слабо стреляться. В пятки, мол, давно ушла душа. Терпенье, психопаты и кликуши. Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души. |
1977 | Песня «Песня микрофона» | Застонал я - динамики взвыли, Он сдавил мое горло рукой. Отвернули меня, умертвили, Заменили меня на другой. Тот, другой, - он все стерпит и примет. Он навинчен на шею мою. Нас всегда заменяют другими, Чтобы мы не мешали вранью. |
1977 | Песня «Был побег на «рывок» | Надо б нам - вдоль реки, он был тоже не слаб, Чтобы им - не с руки, а собакам - не с лап!.. Вот и сказке конец. Зверь бежал на ловца, Снес - как срезал - ловец беглецу пол-лица. Все взято в трубы, перекрыты краны,- Ночами только воют и скулят, Что надо? Надо сыпать соль на раны: Чтоб лучше помнить - пусть они болят! |