Файл: И. Ф. Марковская, Е. А. Екжанова, та. Ткаченко, А. К. Толбакова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики в норме 2.1. Особенности артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников с речевой патологией ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
2.1. Организация эксперимента 2.2. Анализ результатов исследования ГЛАВА
III. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Организация формирующего эксперимента 3.2. Развитие артикуляционной и мелкой моторики на логопедических занятиях 3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ Опираясь на действующий ФГОС, возможности дошкольников с речевой патологией в овладении образовательной программой определяются видом и глубиной речевого расстройства, характером и степенью выраженности его влияния на другие высшие психические функции, эмоционально-волевую, личностную сферу, степенью зрелости речевой функциональной системы и высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора, повреждающего механизм речеобразования [1]. Речь – это важнейшая функция психики, которая свойственна только человеку. Речь и слово (ее смысловая единица) – это база, на основе которой формируются и развиваются основные познавательные процессы. Очень большое значение речи для личностного развития многократно подчеркивал
Л.С. Выготский. Он отмечал, что речевое развитие – это история того, как формируется одна из главных функций культурного поведения ребенка, которая лежит в основе накопления культурного опыта. Связь моторики и развития речи отмечают такие авторы ЛИ. Белякова, Е.А. Дьякова, ОС. Бот, Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-
Евстигнеева, В.П. Дудьев, К.С. Лебединская, ОС. Никольская, ЕР. Баенская,
И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова, ТА. Ткаченко, А.К. Толбакова,
Л.В. Фомина и др. Проблема взаимосвязанности развития мелкой и артикуляционной моторики на сегодняшний день по-нашему мнению недостаточно разработана. Так, на тему исправления нарушений речи при помощи развития тонкой моторики у детей дошкольного возраста исследований в отечественной педагогической литературе недостаточно. В связи с этим данная работа является актуальной. Необходимо решить данную педагогическую задачу в отношении детей с общим недоразвитием речи.

Несмотря на то, что современная педагогическая наука располагает достаточным количеством общих исследований ребенка дошкольного возраста с речевыми нарушениями, недостаточное внимание уделяется изучению коррекции речевых нарушений путем развития артикуляционной моторики и тонкой моторики кистей и пальцев рук. Цель работы – изучить проблему сформированности артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР и разработать систему игр, направленную на развитие данных процессов. Объект исследования – артикуляционная и мелкая моторика у детей дошкольного возраста с ОНР. Предмет исследования – система игр, направленная на развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с ОНР. Задачи, поставленные для успешного проведения исследования, перечислены далее
1. Провести анализ теоретической литературы по проблеме развития мелкой и артикуляционной моторики дошкольников с ОНР;
2. Изучение моторных и артикуляционных функций в онто- и дизонтогенезе;
3. Изучение состояния мелкой и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста с ОНР входе констатирующего эксперимента определение выводов по результатам констатирующего эксперимента
4. Разработка и проведение коррекционного обучения по развитию артикуляционной и мелкой моторики
5. Проведение контрольного изучения с целью определения эффективности коррекционной работы. Для решения указанных ранее нами задач был использован ряд методов анализ литературных источников, организационные методы констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент
методы обработки результатов исследования количественный и качественный анализ полученных данных. Гипотеза нашего исследования – у детей дошкольного возраста с ОНР артикуляционная и мелкая моторика имеет свои особенности, и использование различных приемов в коррекционно-логопедической работе по их развитию является эффективной. Структура работы в соответствии с поставленной целью и задачами представляет собой введение, три главы, заключение, список литературы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики в норме Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем больше растут его возможности в познании действительности, совершенствуются его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Развитие артикуляционной моторики у дошкольников – это сложный педагогический процесс, поскольку он осуществляется за счет специальных упражнений, повторяющихся много раз. Следует отметить, что изучение некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Одни из них ребенок может усвоить за несколько занятий, изучения других длится от одного до нескольких месяцев, поэтому поиск различных игровых приемов отработки артикуляционных укладов не теряет своей актуальности в современной логокоррекционой работе [3]. Игровой метод – основной в работе с дошкольниками. Вовремя игр дети овладевают навыки и умения правильной речи, а также другие виды деятельности. Отечественные ученые активно изучали проблему детей, страдающих нарушениями речи. Такие исследования содержатся в работах А.К. Аксенова
[2], Л.С. Выготского [11, 12], ММ. Кольцовой [19], Р.И. Лалаевой [25], РЕ.
Левиной [27], ЕМ. Мастюковой [30], Г.В. Чиркиной [38], Е.А. Стребелевой
[34], Т.Б. Филичевой [38], А.В. Ястребовой [42] и т.д. Основным средством развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика – система упражнений, направленных на
выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков [3]. Для детей дошкольного возраста артикуляционная гимнастика – это серьезная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для нас, взрослых. Чтобы ребенок не отвлекался и не уставал, надо превратить эту работу в веселую игру, волшебную сказку, в которой есть все, что интересно детям.

Крупенчук АИ. и Воробьева ТА. считают, что регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию нервную проводимость) улучшить подвижность артикуляционных органов укрепить мышечную систему языка, губ, щек научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу увеличить амплитуду движений уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов подготовить ребенка к правильному произношению звуков [23].
Косинова ОМ. утверждает, что некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию фонематического слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста [20]. Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входит в то или другое занятие, включая несколько обязательных задач мимические упражнения, упражнения для губ, упражнения для языка, фонетическую зарядку на развитие дифференцированных движений мышц органов артикуляции [9]. Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно образный характер, большинство артикуляционных упражнений связана с определенными игровыми образами.
Целенаправленные артикуляционные движения вначале логопедической работы детям еще недоступны, поэтому очень важно найти возможность опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые предлагаются детям в игровой форме и основанные на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Игровые задания, в которых детям предлагается изображать, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, произнося звукосочетания Ихи-хи-хи; как птенцы просят пищу как сердится бульдог, оскаливая зубы, и другие, помогают преодолеть страх неудачи и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений. В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся с устройством артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, щеки. Им доступно выполнение простых артикуляционно-двигательных и мимических упражнений, развивают подвижность артикуляционных мышц. Постепенно добавляются упражнения, которые являются базой для постановки того или иного звука, то есть отрабатываются четкие артикуляционные уклады, что требует слаженной работы зрительного и кинестетического анализаторов. На этом этапе можно использовать интересный материал счетные палочки, фишки, песочные часы, спички, бусы, камни и тому подобное. Затем детей знакомят с динамическими упражнениями, и они учатся контролировать артикуляционные движения сначала по образцу взрослого, затем – перед зеркалом. В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с такими названиями, как небо, альвеолы, уздечка. Детям становится доступным выполнения сложных упражнений, направленных на формирование слаженной работы органов артикуляционного аппарата [9]. Педагогу важно следить за качеством выполнения движений каждой ребенком, иначе артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели. Работа организуется следующим образом.

9 1. Рассказ о предстоящем упражнении, используются игровые приемы.
2. Демонстрация выполнения упражнения взрослым.
3. Выполнение упражнения каждым ребенком по очереди, а педагог проверяет правильность выполнения.
4. Упражнение выполняют все дети одновременно. Однако ежедневное выполнение гимнастики, к сожалению, снижает интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Такие известные исследователи, как Г.Н. Крыжановский [24], ЕМ. Мастюкова [30], М.Е. Хватцев [40] занимались вопросом онтогенетических особенностей развития двигательных навыков человека. Отмечается, что новорожденные дети имеют очень небольшой контроль над своим телом. Позднее они постепенно учатся владению телом, постепенно стабилизируют его и начинают осуществлять контроль над движениями. У новорожденного ребенка есть врожденные, готовые двигательные рефлексы рефлекс поиска груди, сосательный рефлекс, рефлекс шагания, хватательный рефлекс, шейно-тонический рефлекс и др. Эти рефлексы впервые дни жизни помогают новорожденному адаптироваться в новой среде обитания [41]. К возрасту четырех месяцев некоторые безусловные рефлексы пропадают либо становятся условными. В течение первых трех месяцев жизни дети активно совершают непроизвольные движения. В возрасте четырех месяцев дети переворачиваются на живот и обратно на спину. Тогда же младенцы начинают проявлять в поведении определенную осмысленность, которая свидетельствует о новом этапе развития психомоторики – о начале формирования и развития произвольных движений. В четырехмесячном возрасте ребенок целенаправленно, хотя и довольно неуклюже, дотягивается до предметов. Особенно важным
обстоятельством является то, что четырех-пятимесячный ребенок начинает использовать руку как манипуляторный орган. Происходит развитие зрительно-моторной координации, то есть двигательные действия осуществляются под контролем зрения. Все это происходит при достижении определенного уровня регуляции зрительной функции, развивающейся у новорожденного ребенка вне зависимости от двигательной. В пять-шесть месяцев формируется уже единая зрительно-двигательная система, благодаря которой ребенок может осуществлять произвольные движения в пространстве. Уже пятимесячный ребенок способен взять предмет обеими руками. В возрасте от четырех до шести месяцев происходит и развитие произвольной регуляции движений глаз. По достижении пяти- шести месяцев от рождения формируется единая глазодвигательная система ребенка [35]. Таким образом, к шестому месяцу уровень тонуса и координации активности мышц-антагонистов достигают уже такого уровня, что ребенок способен к осуществлению произвольных движений. К возрасту от семи до десяти месяцев развитие зрительно-моторной координации достигает уже высокого уровня дети уже открывают и закрывают крышки, вкладывают предметы в полые емкости, достают привлекшие их внимание предметы при помощи других предметов. Возраст десять-двенадцать месяцев является рубежом нового качественного скачка психомоторного развития.
Во-первых, к этому возрасту ребенок обладает в достаточной степени сформированным физиологическим базисом ходьбы – автоматическим шагательным рефлексом, умением поддерживать равновесие тела. Этот базис позволяет ребенку начать самостоятельную ходьбу. Во-вторых, игры ребенка с предметами становятся непроизвольными, а функциональными укачивание кукол, катание машинок, бросание мячиков и т.д. [19]. Раннее детство является периодом, когда совершенствуется зрительномоторная координация. К двухлетнему возрасту у большинства
детей есть такие умения, как восхождение по ступенькам, ходьба спиной впереди удар по мячу ногой. У ребенка старше двух лет происходит развитие нового аспекта контроля движений. У левой и правой стороны тела появляются разграниченные зоны управления, то есть две противоположные части мозга левой частью тела руководит правая часть мозга, а правой частью тела – левая часть мозга. Навыки работы правой и левой стороны тела развиваются начиная с полутора лети до шести. Соответствующие мозговые центры занимаются стабилизацией туловища и тренировками обеих рук. Жесты, кажущиеся нам простыми и примитивными, типа использования ложки для еды, открывания дверей, застегивания пуговицы, на самом деле представляют собой целый комплекс сложных движений. Особенно важно в данной ситуации определение предпочтений при письме и рисовании. Процесс разработки предпочтений использования руку большинства завершается предпочтением для основной деятельности правой руки. Для левой руки отводится сопроводительная роль. У детей двух-трехлетнего возраста общая моторика уже имеет достаточное развитие. Они бегают, подпрыгивают на обеих ногах, пинают мяч ногами, бросают его обеими руками. Тонкая моторика в таком возрасте также развивается активно дети с нормальным развитием уже способны использовать ложку для еды, они рисуют каракули и т.д. К четырехлетнему возрасту тонкая моторика у ребенка достигает такого уровня развития, что они способны к изображению фломастером или карандашом простых форм и фигур, к рисованию кистью и красками, к построению конструкций из мелких кубиков [18]. К пятилетнему возрасту ребенок достигает определенного этапа развития зрительно-моторной координации, на котором значительная часть детей способна пользоваться механизмом предварительной зрительной афферентации, то есть поступления информации от экстрорецепторов (в
данном случае – зрения) через нервные клетки в центральную нервную систему. Функция равновесия в этом возрасте значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений руки ног при ходьбе. К возрасту шести-семи лет тонкая моторика улучшается настолько, что ребенок способен к самостоятельному одеванию и раздеванию. Шестилетки уже вполне могут освоить на начальном уровне музыкальные инструменты, хорошо рисуют, лепят и т.д. Таким образом, основное формирование механизма тонкой моторики рук завершается к шести-семилетнему возрасту. Развитие же навыков тонкой моторики происходит ив дальнейшем – ребенок совершенствуется в умении писать, рисовать, лепить и т.д. [6].
Сенсомоторное развитие является одним из ведущих показателей общего развития детей.
Сенсомоторика – это согласованность работы глаза и руки, координация движений, гибкость, точность выполнения действий, коррекция мелкой моторики пальцев рук. Про помощи активного взаимодействия ребенка с окружающей средой (перцептивного, кинестетического, пространственного и т.д.) формируется система мировосприятия [20]. Широко известны слова великого педагога В.А. Сухомлинского: истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее [36]. Современная медицинская литература определяет моторику (в переводе с латинского motus обозначает движение) следующим образом двигательная активность человеческого организма или его отдельных органов. Моторика является последовательностью движений, совокупность которых необходима для того, чтобы выполнить какую-либо определенную задачу. Логопедия разделяет общую (крупную) моторику, тонкую (мелкую)
моторику рук, артикуляционную моторику и моторику мимической мускулатуры лица. Речевая функция, точнее, ее двигательный, исполнительный компонент, имеют тесную функциональную связь с двигательной системой. Нормальную речь человеку обеспечивает согласованная деятельность множества различных мозговых структур. Первая половина XIX ознаменовалась важным открытием, которое впоследствии определило представления о тех механизмах, что управляют движениями человека. ИМ. Сеченов в работе Рефлексы головного мозга глубоко обосновал рефлекторную природу произвольных движений человека и раскрыл ту роль, которую играет мышечная чувствительность в процессе управления движениями, и связь мышечной чувствительности и зрительных и слуховых ощущений [32]. Как происходит целенаправленное действие Его механизм – сложнейшая функциональная система. В эту систему входят следующие важнейшие процессы включение двигательных автоматизмов; синтез афферентных сигналов, направленных на формирование двигательной задачи и создание программы действия кинестетический контроль и формирование новых моторных автоматизмов. Но это только одна сторона связи движения и психики. Психика не только генерирует движение, – психические реакции находят свое проявление в двигательных реакциях. Все формы психического отражения объективизируются психомоторикой путем сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакций и актов. Моторную сферу человека составляют два крупных блока двигательные умения и двигательные качества (способности. Особое внимание логопедическая наука уделяет развитию речевой моторики. В понятии речевой моторики есть два аспекта – мимическая и
артикуляционная моторика. Артикуляционная моторика
– это скоординированные движения органов речевого аппарата, обеспечивающие правильное звукопроизношение. Членораздельное произношение является сложным двигательным навыком, овладение которым у человека начинается с младенческого возраста. Ребенок с самого рождения проделывает разнообразные артикуляционные и мимические движения, в которых принимают участие язык, губы, нижняя челюсть. Эти движения сопровождают так называемые диффузные звуки, издаваемые ребенком (гуление, лепет. Так происходит первый этап речевого развития ребенка. Происходит постепенное развитие точности, силы и дифференцированности артикуляционных и мимических движений. Одно из условий для того, чтобы звукопроизношение сформировалось правильно, должна быть достаточно развита речевая моторика. Для правильного произношения звуков речи у ребенка должны быть навыки воспроизведения необходимых артикуляторных укладов, включающих комплекс сложных движений. Итак, произнесение членораздельных звуков требует строго определенного положения подвижных речевых органов (языка, губ, нижней челюсти. Работы, посвященные моторике и речи, указывают на то, что есть несомненная связь между такими явлениями, как речь и выразительные движения, двигательный и речевой анализаторы (АР. Лурия [28]), особенности произношения и характер артикуляторных движений
(Г.В. Чиркина [38]). Есть тесная онтогенетическая, анатомическая и функциональная связь междуречью и двигательной системой (ЕМ. Мастюкова [30]). Так как речь наиболее уязвима для воздействия различных вредных факторов по отношению центральной нервной системе, дети с церебральной патологией, на каждом этапе своего возрастного развития, показывают наличие зависимость динамики развития речи и развития моторных функций.

15

1.2. Особенности артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников с речевой патологией Профессором РЕ. Левиной в процессе изучения наиболее тяжелых речевых расстройств были подробно описаны дети с недостаточно сформированными языковыми структурами. Такие дети в большей или меньшей степени страдают нарушением произношения и различения звуков, недостаточно полноценно овладевают системой морфем, слабо усваивают навыки словоизменения и словообразования. У таких детей словарный запас меньше необходимой нормы по количественными качественным показателям, имеются нарушения связной речи. Это системное нарушение называется общим недоразвитием речи, сокращенно ОНР. В категорию детей с ОНР входят три основные группы детей
1. Неосложненный вариант ОНР, при котором нет явно выраженных признаков поражения центральной нервной системы. У этих детей недоразвитие речевых компонентов происходит на фоне малых неврологических дисфункций, например недостаточной регуляции мышечного тонуса. У этих детей имеет место эмоционально-волевая незрелость, недостаточная регуляция произвольной деятельности и тому подобные явления.
2. Осложненный вариант ОНР, при котором с речевым дефектом сочетается ряд неврологических и психопатологических синдромов, например таких, как повышенное внутричерепное давление, цереброастенический и неврозоподобный синдромы, синдромы двигательных расстройств и т.п. Этой группе детей свойственна низкая работоспособность, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость и т.п.
3. Устойчивое недоразвитие речи, связанное органическим поражением речевых зон коры головного мозга [30].
По степени проявления речевого дефекта дети с ОНР делятся на четыре уровня речевого развития. Первый уровень речевого развития в литературе описывается как отсутствие общеупотребительной речи. Часто встречающееся название
«безречевые детине совсем верно, ведь такие дети используют в общении целый комплекс вербальных средств – звуки и некоторые их сочетания, звукоподражания, обрывки лепетных слов (например, шина, «сина» – машина. Ребенок при воспроизведении грубо нарушает звукослоговую структуру слова. Часто слово совсем не напоминает оригинал, так как ребенок может передать только ударение, количество слогов, интонацию например, «тять» – мяч. В речи ребенка на этом уровне может быть множество диффузных слов, не имеющих оригиналов. У детей с 1 уровнем речевого развития распространено многоцелевое использование имеющихся средств языка звукоподражания и лепетные слова обозначают как предметы, таки признаки и действия их (слово «динь», произносимое с разной интонацией, обозначает телефон, звонит, говорит по телефону. Все это связано с крайней бедностью словарного запаса, из-за чего ребенок прибегает к неязыковым средствам коммуникации – жестам, мимике, интонации При этом даже эти слова ребенку трудно объединить в подобие лепетной фразы. Итак, речь детей на первом уровне малопонятна для окружающих и жестко привязана к ситуации. Детям с первым уровнем речевого развития оказывают помощь начиная слет в специализированных яслях-садах, предназначенных для детей с ОНР. С ребенком, имеющим такой уровень ОНР, может заниматься и логопед поликлиники. Второй уровень речевого развития описывается в литературе как Начатки общеупотребительной речи. В речи ребенка появляются фраза из

17
двух-трех, а иногда даже четырех слов (На кася сина.» – Дай красную ммашину.» и т.п.) Анализ речи ребенка показывает, что наряду с аморфными,
«лепетными» словами, он использует слова с явными признаками рода, лица, числа и даже падежа. Ребенок объединяет слова в словосочетания и фразы, ион может водно и тоже время использовать способы согласования и управления правильно, и нарушать их «ти сини (три машины, де люка (две руки) и т.д. Кроме того, ребенок пытается использовать уменьшительно- ласкательные формы. Все это можно назвать начальным этапом усвоения морфемной системы языка. Но по-прежнему часть простых предлогов и сложные предлоги (между, через, «из-за», «из-под», около) трудны для понимания, различения и употребления.
В сравнении с первым уровнем заметно лучше состояние словарного запаса не только количественное, но и качественное. Но морфологическая система языка, словообразовательные операции разной степени сложности недостаточно разработаны, что обедняет возможности детей и приводит к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов (вместо ушел – не пришел, прилагательных (вместо лесной – лес, вместо синий – синька, существительных со значением действующего лица и т.д. С трудом формируются обобщающие и отвлеченные понятия, плохо воспринимаются синонимы и антонимы. Встречается и многозначное употребление слови их смысловые замены. На втором уровне ОНР речь детей малопонятна из-за грубых нарушений произношения звуков и структуры слогов слов. Связная речь сводится к простому перечислению событий и предметов. Дети второго уровня ОНР получают помощь логопеда слет в специализированных группах в течение 3 лет. На третьем уровне ОНР у детей сформирована развернутая фразовая речь с некоторым недоразвитием лексики, грамматики и фонетики. Ребенок
может использовать простые распространенные, а также некоторые виды сложных предложений. Структура предложений, которые выстраивают дети, может быть нарушена, к примеру, в них может не быть главных или второстепенных членов предложения. Дети используют предложные конструкций с простыми предлогами изв, над и т.п. Меньше ошибок в изменении слов породам, числам, падежам, лицам, времени и т.д. Выявить трудности в речи позволяют специальные задания. Трудности связаны с существительными среднего рода, глаголами будущего времени, с согласованием существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Недостаточно понимание сложных предлогов. Детям третьего уровня доступны словообразовательные операции. Ребенок с ОНР третьего уровняв состоянии понимать и самостоятельно образовать новые слова по распространенным словообразовательным моделям. Однако зачастую попытки словообразовательных преобразований приводят к нарушению звукослоговой организации вновь образованного слова. Для третьего уровня ОНР свойственно неточное понимание общих понятий, абстрактных и отвлеченных слов. В бытовой ситуации словарный запас может казаться достаточным, но при подробном обследовании может выясниться стремление к множественным смысловым заменам (вместо кадушка – ведро, вместо кресло – тона чем сидят, вместо вертолет – самолет и т.д.). При подробном анализе речевых возможностей ребенка видны трудности, которые возникают при воспроизведении слови фраз сложной слоговой структуры. Недостаточное различение звуков на слух задания на выделение первого и последнего звука в слове выполняются с трудом, плохо подбирают картинки с заданным звуком и т.д. недостаточно сформированы операции звукослогового анализа и синтеза, что будет препятствовать в овладении чтением и письмом. Логико-временные связи речи нарушены,
ребенок переставляет местами части рассказа, пропускает события сюжета и обедняет содержательную сторону [26]. Дети с третьим уровнем развития речи ходят в логопедические группы с пятилетнего возраста в течение 2 лет. В случае прохождения коррекционной программы в полном объеме, они вполне могут учиться в обычной школе. Одной из важнейших задач, стоящих перед коррекционной педагогикой, является эффективное педагогическое воздействие на ребенка, имеющего психофизические недостатки. Педагог-дефектолог должен оптимально развивать потенциальные возможности познавательной и речевой деятельности таких детей. Их необходимо подготовить к самостоятельной жизни и помочь им включиться в социальную среду как полноправным членам общества. Необходимое условие гармоничного развития человеческой личности – полноценное развитие речи. Речевая деятельность осуществляется посредством согласованного функционирования головного мозга и иных частей нервной системы. Речевая функция осуществляются с участием слухового, зрительного, двигательного и кинестетического анализатора. Для того, чтобы правильно произнести звук, ребенок воспроизводит артикуляционный уклад, в который входит сложный комплекс движений. Необходима координация артикуляции, фонации и дыхания, а также соотнесение речедвижений и соответствующих слуховых ощущений. Советский психофизиологи физиолог НА. Бернштейн в разработанной им теории организации движений утверждает, что речь относится к высшему уровню организации движений. В теории НА. Бернштейна содержится определение этапов выполнения произвольных движений, необходимых для коррекционной работы с детьми, имеющими различные формы речевой патологии, нарушающей произвольные моторные акты [7].
На первом этапе индивид, включенный в данную ситуацию, воспринимает и оценивает ситуацию. Наследующем этапе происходит постановка двигательной задачи и создается образ желаемого. Происходит постепенное усложнение двигательной задачи. В процессе выполнения движения центральная нервная система проводит коррекцию для совпадения поставленной двигательной задачи и модели (эталона) будущего движения. Третий этап – индивид программирует решение определившейся задачи, происходит постановка цели и определение содержания и адекватных средств, при помощи которых может произойти решение двигательной задачи. Четвертый этап является фактическим выполнением движений. Индивид должен преодолеть все избыточные степени движения, превратить движение в управляемую систему и осуществить выполнение нужных целенаправленных движений. Для этого необходимо овладение координацией движений и всеми ее компонентами (точностью, соразмерностью, плавностью. Нарушение хотя бы одного компонента координации нарушает движения периферического отдела речевого аппарата. В усвоении речи ребенком есть определенная последовательность, обусловленная этапами созревания нервно-мышечного аппарата. Дети рождаются с органами артикуляции, которые уже готовым функционировать, но до освоения им фонетики родного языка должно пройти довольно долгое время. В развитии звуковой стороны речи принимают участие прежде всего подвижные мышцы артикуляционной моторики губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо. Артикуляция представляет собой деятельность по произнесению отдельных звуков речи и их комплексов, в которой принимают участие органы речи (губы, язык, мягкое небо, голосовые складки.
Под артикуляционным комплексом понимается комплекс речедвижений, которые необходимы для произнесения конкретного звука или конкретной сложной единицы выражения [39]. Проблема развития общей, артикуляционной и тонкой моторики в комплексе с проблемой развития речи разрабатывалась В.К. Воробьевой [10], РЕ. Левиной [27], О.В. Правдиной [33] и другими учеными. Наиболее ярким проявлением моторной недостаточности артикуляционного аппарата и моторики рук является затруднение вовремя выполнения сложных двигательных актов, когда необходимо четкое управление движениями, точная работа различных групп мышц, правильная пространственно-временная организация движения.
Отклонения в речевом развитии являются нарушениями высших психических функций, поэтому они неразрывно связаны с нарушениями развития тонкой моторики. РЕ. Левина вовремя изучения наиболее тяжелых речевых расстройств сделала описание категории детей с недостаточно сформированными языковыми структурами [27]. Дети данной группы имели нарушения произношения и различения звуков, слабо овладевали системой морфем и плохо усваивали навыки словоизменения и словообразования. Эти дети имели несоответствующий возрастной норме и недоразвитую связную речь при наличии первично сохранного интеллекта и нормального физического слуха. Это системное нарушение и называют общим недоразвитием речи (ОНР).
ОНР наблюдается при таких детских речевых патологиях, как алалия, афазия, а также ринолалия, дизартрия, в том числе стертая форма дизартрии
[33]. Этиология ОНР включает в себя разнообразные биологические и социальные факторы. Биологические факторы внутриутробная инфекция или интоксикация, несовместимость групп или резус-факторов крови материи плода, патологии в перинатальный периода также заболевания
центральной нервной системы и мозговые травмы в течение первых лет жизни ребенка. Также ОНР может быть связано с социальными факторами неблагоприятные условия воспитания и обучения ребенка, психическая депривация вовремя сензитивных периодов развития речи. Многие случаи ОНР вызывает комплексное воздействие со стороны различных факторов, таких как наследственная предрасположенность, органическая недостаточность ЦНС, неблагоприятные социальные условия. Самое сложное и стойкое ОНР вызывает раннее органическое поражение мозга. Таким образом, у дошкольников с ОНР есть ряд специфических особенностей развития психических процессов. У них недоразвито зрительное и слуховое восприятие, неустойчиво внимание, вербальная память находится на низком уровне, страдает продуктивность запоминания и возникают трудности при воспроизведении. У детей с ОНР отстает словесно- логическое мышление и активная речь. Дети с ОНР с большим трудом, чем их сверстники с нормальным развитием, занимаются познавательной деятельностью. Они быстро утомляются, у них снижается работоспособность, они часто отвлекаются, Все это приводит к трудностям включения в учебный процесс либо быстрого переключения от одного вида деятельности на другой. Тонкая моторика пальцев руку детей с ОНР также отстает в развитии. Это – одна из причин, которые затрудняют простейшие, жизненно необходимые умения и навыки самообслуживания – такие, как умение использовать чашку и ложку, застегивать пуговицы и т.д. [30]. Слабая тонкая моторика оказывает отрицательное влияние на все виды деятельности у детей с ОНР. На их рисунках линии нетвердые и кривые, лишь отдаленно передающие контуры предметов. Еще больше проблем возникает при начале обучения письму – моторные дисграфии, писчий спазм, то есть отсутствие координации движений пальцев руки глаз [38].
Тонкая моторика детей с ОНР отличается недостаточной координацией движений и соотносящих действий. К этому добавляется и общая психофизиологическая незрелость, и все это в комплексе мешает полноценно сформировать ручные умения, ведет к моторной дисграфии и писчему спазму. А это, в свою очередь, не дает возможности правильного моторного развития кисти руки для того, чтобы освоить начальные навыки письма. Таким образом, нарушение тонкой моторики создает трудности овладения письменной речью в школе, спровоцировать негативное отношение к учебе, осложнить адаптацию к условиям школьного обучения. Итак, в любом нарушении речи есть опасность отрицательного влияния на деятельность и поведение ребенка. Своевременное выявление дефекта является залогом эффективной и успешной работы по его преодолению
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
2.1. Организация эксперимента Цель эксперимента
– изучить особенности моторных и артикуляционных функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, сравнить их с особенностями моторных функций детей с нормальным развитием. Задачи, требующие решения в процессе проведения исследования. Необходимо отобрать психодиагностические методики экспериментального изучения моторных и артикуляционных функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Изучить моторные и артикуляционные функции детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи констатирующего эксперимента. Проанализировать результаты исследования особенностей моторных и артикуляционных функций у детей. Экспериментальной базой явилось филиал № 1 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 120 Соловушка г. Пензы. Исследование проводилось в сентябре 2021 года. В экспериментальную группу были отобраны 10 детей в возрасте лет с ОНР. Для изучения моторных функций мы использовали методики НИ.
Озерецкого [32], Я. Йиерасека, А. Керна [21]. Методика 1. НИ. Озерецкого Диагностика уровня развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста
1 тест. Инструкция Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки
(5 см х см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки – 15 секунда для левой – 20. Задание не
засчитывается, если ребенок помогал себе другой рукой или скатал недостаточно компактные шарики. За правильное выполнение задания лишь одной рукой выставляется 0,5 балла.
2 тест. Инструкция Намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец ее закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку водной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки. Если ребенок крутит рукой, в которой держит катушку, то задание необходимо прервать. Оно не засчитывается. За правильное выполнение задания ставится 1 балл
3 тест. Инструкция Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам – справа и слева – от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом ряду. Действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большими указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается, если движения обеих рук разновременные, уложено меньше, чем 5 спичек. За правильное выполнение задания ставится
1 балл.
4 тест. Статическая координация. Начертание вертикальных линий. Инструкция Начертание вертикальных линий. Испытуемый садится за стол, на который кладут лист белой линованной бумаги. Правой рукой, лежащей на столе совершенно свободно, он берет карандаш. По звуковому сигналу испытуемый должен как можно скорее начать чертить карандашом между двумя линейками вертикальные линии. Промежутки между линиями бывают неодинаковыми, но по своим размерам вертикальные линии не
должны выходить за пределы двух параллельных линий. По истечении 10 сдается звуковой сигнал о прекращении работы. После секундного перерыва повторить тест левой рукой. Норматив уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается

если движения обеих рук разновременные

уложено меньше чем по 5 спичек с каждой стороны. За правильное выполнение задания ставится 1 балл
5 тест. Скорость движений. Укладывание монет в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов следует предупреждать о том, что уложить монеты необходимо с необходимой скоростью. Обработка данных. За каждую правильно выполненную пробу ставится
1 балл. Оценка
1-3 балла – низкий уровень
4 балла – средний уровень
5 баллов – высокий уровень Методика 2. Тест Керна-Йиерасека Задание 1. Инструкция Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь. Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы. Критерии оценки
5 баллов – у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище. На голове должны быть волосы (возможно, шляпа или шапка, уши. На лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды.

27 4 балла – выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно отсутствие трех деталей – шея, волосы, один палец руки, — ноне должна отсутствовать какая-либо часть лица.
3 балла – у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.
2 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.
1 балл – отсутствует ясное изображение туловища, руки ног. Каракули. Задание 2. Инструкция Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке. Критерии оценки
5 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.
4 балла – возможно незначительное нарушение симметрии одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла – группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек.
2 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии, недопустимы.
1 балл – каракули. Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования поэтому тесту. Ребенок, получивший за
выполнение всех заданий от 7 до 10 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.
7-10 баллов – высокий уровень.
4-6 баллов – средний уровень готовности к школе, так называемый зреющий. В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.
1-3 баллов – уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях. Тесты на артикуляционную моторику представлены авторами
Г.В. Бабиной [6], Е.Ф. Архиповой [4]. Методика 1. Г.В. Бабиной Обследование моторики артикуляционного аппарата. Задание 1. Исследование двигательной функции губ. Инструкция детям предлагаются задания, которые они должны выполнить быстро, четко и подсчет. сомкнуть губы
2. округлить губы, как при произнесении звука о, удержать подсчет до 10;
3. вытянуть губы в трубочку как при произнесении звука у, удержать подсчет до 10;
4. вытянуть губы, сомкнуть их "хоботок, удержать подсчет до 10;
5. растянуть губы в улыбке (зубов невидно, удержать подсчет до 5;
6. максимально растянуть губы в улыбке (зубы обнажены, удержать подсчет до 10;
7. поднять верхнюю губу, видны верхние зубы
8. опустить нижнюю губу, видны нижние зубы
9. многократно произносить губные звуки (б-б-б, п-п-п). Оценка результатов по 1 заданию Подсчет результатов производится таким образом за каждое правильно выполненное задание ребенок получает
1 балл, если задание не выполнено ребенок получает 0 баллов, а после того
как ребенок выполнил все задания, подсчитывается общий результат и выводится уровень развития двигательной функции губ. Высокий уровень – 8-9 баллов. Средний уровень – 4-7 баллов. Низкий уровень – 3-0 баллов. Задание 2. Исследование двигательной функции челюсти. Инструкция детям необходимо выполнить следующие задания.
1. широко раскрыть рот, как при произнесении звука аи закрыть
2. сделать движение нижней челюстью вправо
3. сделать движение нижней челюстью влево
4. сделать движение нижней челюстью вперед, Оценка результатов по 2 тесту Подсчет результатов производится таким образом за каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл, если задание не выполнено ребенок получает 0 баллов, а после того как ребенок выполнил все задания, подсчитывается общий результат и выводится уровень развития двигательной функции челюсти. Высокий уровень – 4 балла. Средний уровень – 2-3 балла. Низкий уровень – 1-0 баллов. Задание 3. Исследование двигательных функций языка. Инструкция ребенка просят найти свой язычок, показать его логопеду и выполнить все предложенные задания быстро и четко
1. положить широкий язык на нижнюю губу и удержать подсчет до 5;
2. положить широкий язык на верхнюю губу и удержать подсчет до 5;
3. переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ
4. высунуть язык (лопаточкой, иголочкой
5. кончик языка по очереди приближать к верхними нижним зубам с внутренней стороны при средне открытом рте

30 6. поднять кончик языка к верхним зубам, подержать подсчет до 5, опустить к нижним зубам, оттопырить правую, затем левую щеку языком
7. закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу
8. выполнить движение языком вперед-назад. Оценка результатов по 3 тесту Подсчет результатов производится таким образом за каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл, если задание не выполнено ребенок получает 0 баллов, а после того как ребенок выполнил все задания, подсчитывается общий результат и выводится уровень развития двигательной функции челюсти. Высокий уровень – 8-9 баллов. Средний уровень – 7-4 балла. Низкий уровень – 3-0 баллов. Задание 4. Исследование двигательной функции мягкого неба. Инструкция детям необходимо открыть широко рот и выполнить предложенные задания
1. широко открыть рот и четко произнести звука (на твердой атаке
2. провести шпателем или зондом по мягкому небу,
3. при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи. Оценка результатов по 4 тесту Подсчет результатов производится таким образом за каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл, если задание не выполнено ребенок получает 0 баллов, а после того как ребенок выполнил все задания, подсчитывается общий результат и выводится уровень развития двигательной функции челюсти. Высокий уровень – 3 балла. Средний уровень – 2-1 балла. Низкий уровень – 0 баллов.
Общий результат обследования моторики артикуляционного аппарата по методике Г.В. Бабиной. Высокий уровень – 20-25 баллов. Средний уровень – 10-19 баллов. Низкий уровень – 0-9 баллов. Методика
2.
Е.Ф.
Архиповой Обследование динамической координации артикуляционных движений. Процедура обследования. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4-5 раз. Задание 1. Инструкция Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения качели (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4-5 раз. Задание 2. Инструкция Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения маятник (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем долевого угла губ. Повторить это движение по 4-5 раз. Задание 3. Инструкция Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем долевого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз. Задание 4. Инструкция Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4-5 раз. Задание 5.
Инструкция Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4-5 раз. Оценивается
1. последовательность выполнения движений
2. возможность переключения с одного движения на другое
3. инертность движения, персеверации; – темп движений
4. амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный
5. точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим
6. наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации. Критерии оценки
4 балла – сравнительно точное выполнение движений, все движения координированы
3 балла – замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое
2 балла – количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя;
1 балл – выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезии, саливация, гиперкинезы;
0 баллов – невыполнение движений. Обследование тонуса артикуляционной мускулатуры и наличия патологической симптоматики начинают с обследования мимической мускулатуры. Общий результат обследования моторики артикуляционного аппарата по методике Е.Ф. Архиповой. Высокий уровень – 15-20 баллов. Средний уровень – 7-14 баллов. Низкий уровень – 0-6 баллов.

33
1   2   3   4

2.2. Анализ результатов исследования При обследовании мелкой моторики были получены результаты, представленные в таблицах 1, 2. Таблица 1 Результаты обследования мелкой моторики у дошкольников с ОНР по пробам НИ. Озерецкого (в баллах)
№ Ребенок
№ задания Итоговый балл
1 2
3 4
5 1
К.П.
0 1
1 1
1 4
2 СТ.
1 1
0 1
1 4
3
Л.А.
1 1
1 0
0 3
4
И.А.
1 1
0 1
0 3
5 КМ.
0 1
0 1
1 3
6
М.Д.
0 1
1 1
0 3
7
Б.П.
1 1
0 1
0 3
8 САНА ЗА.
1 1
1 0
1 4 Из таблицы видно что

высокий уровень развития мелкой моторики ни у кого не выявлен

средний уровень развития мелкой моторики выявлен – у 4 детей

низкий уровень развития мелкой моторики рук был выявлен – у 6 детей.
Мы видим, что дети с общим недоразвитием речи показали в 40% – низкий уровень развития тонкой моторики. В 60% испытаний уровень тонкой моторики был показан на среднем уровне, в 0% испытаний был показан высокий уровень развития тонкой моторики. Задание оказалось очень трудным для детей, результаты пробы невысоки, но дети самостоятельно замечали собственные ошибки, исправляли неточности.
Таблица 2 Результаты обследования мелкой моторики у дошкольников с ОНР по тесту Керна-Йиерасека (в баллах)
№ Ребенок
№ задания
1 2 Итоговый балл
1
К.П.
2 1
3 2 СТ.
4 4
8 3
Л.А.
2 3
5 4
И.А.
2 2
4 5 КМ.
4 2
5 6
М.Д.
2 4
5 7
Б.П.
2 2
4 8 САНА ЗА.
3 2
5 Из таблицы видно что

высокий уровень развития мелкой моторики ни у кого не был выявлен

средний уровень развития мелкой моторики выявлен – у 9 детей

низкий уровень развития мелкой моторики – выявлен у 1 ребенка. Таким образом, мы можем наглядно убедиться в некотором недоразвитии мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Дети задание выполняли медленно, заходили за линии, постоянно требовалась стимуляция для продолжения действия. Обследование моторики артикуляционного аппарата проводилось по методикам Г.В. Бабиной и Е.Ф. Архиповой. При обследования артикуляционной моторики были получены результаты, представленные в таблицах 3,4.
Таблица 3 Результаты обследования артикуляционной моторики у дошкольников с
ОНР по методике Г.В. Бабиной (в баллах)
№ Ребенок
№ задания Итоговый балл Исследование двигательных функций губ
Исследование двигательной функций челюсти
Исследование двигательных функций языка
Исследование двигательной функций мягкого неба
К.П.
3 2
5 2
12 2 СТ.
4 2
3 2
11 3
Л.А.
0 2
4 2
8 4
И.А.
5 2
5 2
14 5 КМ.
4 2
6 3
15 6
М.Д.
3 3
5 2
13 7
Б.П.
0 3
5 2
10 8 САНА ЗА.
4 3
3 2
12 Из таблицы видно что

высокий уровень развития мелкой моторики ни у кого не был выявлен

средний уровень развития мелкой моторики выявлен – у 8 детей

низкий уровень развития мелкой моторики выявлен – у 2 детей. Проведенный нами анализ результатов показал, что у детей уровень сформированности сложнокоординированных артикуляционных движений у
20% находится на низком уровне и у 80% на среднем уровнена высоком уровне 0%.
Таблица 4 Результаты обследования артикуляционной моторики у дошкольников с
ОНР методике Е.Ф. Архиповой (в баллах)
№ Ребенок
№ задания Итоговый балл
1 2
3 4
5 1
К.П.
2 2
3 2
2 11 2 СТ.
3 2
3 1
1 10 3
Л.А.
2 3
2 3
2 12 4
И.А.
2 2
2 2
2 10 5 КМ.
2 2
2 3
3 12 6
М.Д.
3 3
3 3
3 15 7
Б.П.
2 2
2 2
2 10 8 САНА ЗА.
2 2
2 2
2 10 Дети испытывали затруднения в заданиях по методике Г.В. Бабиной и
Е.Ф. Архиповой. У них была недостаточная последовательность выполнения заданий, недостаточный объем движений, замена одного движения другим. Это свидетельствует о среднем уровне сформированности артикуляционной моторики. Подводя итоги можно сделать следующие выводы
1. Анализ полученного материала позволяет сделать вывод о том, что по уровню развитию артикуляционной и мелкой моторики дети дошкольного возраста с ОНР значительно отстают от своих сверстников c нормальным речевым развитием.
2. Дети с недоразвитием речи почти всегда нуждаются в помощи.
3. У детей с общим недоразвитием речи отмечается неловкость, неточность, замедленность, некоординированность выполнения движений.
4. Наибольшие трудности у детей с ОНР вызвали задания по методике
Керна-Йиерасека и Г.В. Бабиной. У них наблюдалась недостаточная последовательность выполнения заданий, недостаточный объем движений, замена одного движения другим, мимическая картина была нечеткая, движения выполнялись с содружественными движениями (щурятся глаза,
подергиваются щеки и т.д.) Предлагаемые пробы проводились вначале по показу, а затем по словесной инструкции. Таким образом, можно говорить об острой необходимости целенаправленной работы по формированию артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Организация формирующего эксперимента Коррекционная работа по развитию моторики детей с ОНР проводилась в период с октября 2021 г. по февраль 2022 г. В экспериментальном обучении принимали участие все дети данной группы. Для решения цели нашего исследования мы определили направления развития моторики детей данной группы развитие мелкой моторики развитие артикуляционной моторики. Изучением мелкой моторики занимались многие специалисты В.А.
Сухомлинский [36], АР. Лурия [28], ММ. Кольцова [19] и т.д. В специальной логопедической литературе достаточно полно раскрыта значимость работы по развитию мелкой моторики, даны описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений. Свою работу по коррекции пальцев и кистей рук мы направили на решение следующих задач
1. Развитие динамической, статической координации кистей и пальцев рук
2. Нормализация тонуса мышц кистей и пальцев рук, расширение их функциональных возможностей
3. Подготовка рук к дальнейшему формированию графомоторных навыков. Входе работы по развитию мелкой моторики мы выделили следующие направления Развитие подвижности пальцев руки кистей. Туда входят следующие приемы гимнастика для кистей пальцев руки кистей (упражнения на
статическую координацию, формирование позы руки ее удержание, динамическая координация, способность совершать серии движений пальцами и кистями, комплекс упражнений с использованием шишек, грецких орехов и.т.д.

Тактильно-кинестетическая стимуляция пальцев руки кистей. Туда входят следующие приемы массаж кистей и пальцев с использованием массажеров, использование методики Су-Джоу с применением игольчатого кольца, мануальный массаж пальцев руки кистей Развитие зрительно-двигательной координации. Туда входят следующие приемы использование игрового магнитного пособия двигающиеся фигурки Развитие конструктивного праксиса. Туда сходят следующие приемы копирование фигур из палочек по образцу, предложенному логопедом, копирование пространственно ориентированных геометрических рисунков Развитие координации движений кисти и пальцев рук с целью формированию графических навыков. Туда входят следующие приемы использование игровых пособий твердых трафаретов. Работа по развитию подвижности органов артикуляционного аппарата проходила последующим направлениям проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры проведение работы по борьбе с саливацией; проведение артикуляционной гимнастики. Главными целями артикуляционной гимнастики являются выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

40
3.2. Развитие артикуляционной и мелкой моторики на логопедических занятиях Далее мы описываем некоторые словесные игры, их цели и правила. Игры носят рекомендательный характер и могут быть так изменены и адаптированы. Для коррекции нарушений мелкой моторики детям предлагается ряд игр и упражнений Накорми мишку Цель игры учить ребенка развивать мелкую моторику руки тактильную чувствительность. Оборудование небольшие пластиковые емкости, крупа (рис, гречка, горохи др. Ход игры логопед рассказывает всем детям, что мишке очень хочется кушать и его нужно как следует накормить. Дети берут аккуратно из емкости содержимое и кладут в отверстие рта. Мое волшебное колечко Цель игры развитие внимания, скорости реакции, а также мелкой моторики рук. Оборудование цветные колечки, карточки с инструкцией. Ход игры Логопед раздает детям карточки с инструкцией и просит их надеть на пальчики колечко, как показано на изображении. Загадочный театр теней Цель игры учить развивать у ребенка воображение, мелкую моторику и мышцы рук. Оборудование фонарик, изображение загадочного театра теней, стена или большое светлое полотно. Ход игры В помощь ребенку предоставляется рисунок с загадочным театром теней, где изображены тени, которые нужно показать только с помощью пальцев рук.
Веселая лепка Цель игры развитие мелкой моторики и воображения, а также учить пространственно мыслить. Оборудование тесто, краски акварель. Ход игры ребенку предлагается вылепить из теста фигурку на заданную тему, которую даст логопед. После высыхания фигурки ее раскрашивают акварельной краской. Клад в песке Цель игры развитее тактильной чувствительности рук. Оборудование разные пластмассовые фигурки, сухой песок. Ход игры предварительно песок насыпается в глубокую емкость, фигурки прячем в песок. Далее завязываем ребенку глаза и просим его найти клад с помощью одних рук. Как только ребенок что-то нащупает, просим его назвать, что он нашел. Если ребенок называет неправильно найденную фигурку, то она откладывается в сторону и игра продолжается дальше. В случае затруднения ответа ребенку задаются наводящие вопросы. Пуговка потеряшка» Цель игры развитие координации действий обоих рук, развитие точности движений. Оборудование предметные картинки, пуговицы разного размера и цвета. Ход игры Логопед предлагает детям заполнить пробелы пуговицами тело Чебурашки и Гены. После того, как ребенок правильно выполнил задание, то ему предлагают выкладывать пуговки по контуру изображения. Мамины бусы Цель игры развитие мелкой моторики, концентрация движений, различать предметы по форме и цвету. Оборудование бусинки разных цветов, нитки, образец с заданием. Ход игры Логопед предлагает ребенку сделать бусы по имеющемуся образцу. Входе задания он должен нанизывать бусинки на нитку.
Рисуем на манке Цель игры развитие мелкой моторики. Оборудование тарелочка с манкой. Ход игры Логопед рисует на манке щеночка. Как кричит щеночек
Гавгав-гав! Он очень хочет кушать Скорее покорми его Дадим ему косточку Далее логопед показывает, как пальчиком можно рисовать косточку, кормим щеночка. Для коррекции артикуляционной моторики детям предлагается ряд упражнений Чистые зубки Цель упражнения научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубками и активизация кончика языка. Оборудование зеркало. Ход выполнения упражнения Логопед предлагает ребенку посмотреть в зеркало и широко улыбнуться. Затем просит кончиком языка почистить нижнею часть зубов, делая при этом разные движения языком. Снежный вихрь Цель упражнения развитие сильного плавного ротового выдоха, активизация губных мышц. Оборудование вырезанные из бумаги снежинки. Ход выполнения упражнения Ребенку предлагается подуть на снежинки. Подуй на снежинки, так чтобы они улетели, как снежный вихрь. С начало несильно подуй, а затем сильно. Ураган в стакане Цель развитие сильного ротового выхода, активизация губных мышц. Оборудование стаканчик с водичкой, мыльная пена, трубочка. Ход выполнения упражнения в пластмассовый стаканчик наливают простую воду, затем наливают мыльную воду и опускают трубочку в стакан. Далее просят ребенка подумать в трубочку, так, чтобы вода забурлила. Нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. Если
ребенок выдыхает воздух через нос, то следует аккуратно зажать ему нос пальцами и попросить подуть снова. Щелкни язычком Цель укрепление мышц язычка и вырабатывание подъема язычка вверх. Оборудование зеркало. Ход выполнения упражнения Логопед просить ребенка приоткрыть рот и щелкнуть кончиком язычка, как цокает копытами лошадка. Сначала выполняется в замедленном темпе, а потом побыстрее. Обязательно нужно следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Должен работать только язык. Сладкий джем Цель выработать движение передней части язычка вверх и положение языка, как у чашечки. Оборудование зеркало. Ход выполнения упражнения Попросить ребенка приоткрыть рот и передним краем языка облизать верхнюю часть губы и делать при этом движения сверху вниз. Важно следить, чтобы работал только язык, нижняя часть должна быть строго неподвижна. Язычок у ребенка должен быть широким. Веселый бегемотик Цель удерживать рот открытым с одновременным показом верхних и нижних зубов. Оборудование зеркало, картинка с бегемотиком. Ход выполнения упражнения Логопед просит ребенка открыть рот пошире, как голодный бегемотик. Удерживать в таком положении насчет до
5. Грибочек Цель выработать подъем язычка вверх, растягивать уздечку. Оборудование зеркало.
Ход выполнения упражнения Сначала просим ребенка улыбнуться, затем показать зубки, открываем рот, и прижимаем широкий язык всей плоскостью к небу и широко открыть рот. Эти и другие игры мы предлагали детям. Упражнения проводились в игровой форме и были очень интересны детям. Проанализировав методические пособия, мы описали рекомендации, которые могут оказаться полезными учителям-логопедам, родителям при работе по формированию артикуляционной и мелкой моторики руку старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Выполнение элементов гимнастики руками и языком одновременно требует от ребенка максимальной концентрации зрительной и слуховой внимания, сложившейся пространственной ориентации, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятии развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, значительно облегчает постановку и введение звуков в речи.
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента С целью выявления эффективности проведенной работы нами было предпринято контрольное изучение моторики у дошкольников с ОНР. В исследовании были предложены те же пробы, что и на констатирующем этапе эксперимента. При обследовании мелкой моторики были получены результаты, представленные в таблицах 5, 6.
Таблица 5 Результаты обследования мелкой моторики у дошкольников с ОНР по пробам НИ. Озерецкого на контрольном этапе эксперимента (в баллах)
№ Ребенок
№ задания Итоговый балл
1 2
3 4
5 1
К.П.
1 1
1 1
1 5
2 СТ.
1 1
1 1
1 5
3
Л.А.
1 1
1 1
0 4
4
И.А.
1 1
0 1
1 4
5 КМ.
1 1
0 1
1 4
6
М.Д.
0 1
1 1
1 4
7
Б.П.
1 1
0 1
1 4
8 САНА ЗА.
1 1
1 1
1 5 Из таблицы видно что

высокий уровень развития мелкой моторики выявлен – у 4 детей

средний уровень развития мелкой моторики рук был выявлен – у 6 детей низкий уровень развития мелкой моторики ни у кого не выявлен. Мы видим, что дети с общим недоразвитием речи показали в 40% – высокий уровень развития тонкой моторики. В 60% испытаний уровень тонкой моторики был показан на среднем уровне, в 0% испытаний был показан низкий уровень развития тонкой моторики. Результаты показывают значительное улучшение моторных навыков.
Таблица 6 Результаты обследования мелкой моторики у дошкольников с ОНР по тесту Керна-Йиерасека на контрольном этапе эксперимента (в баллах)
№ Ребенок
№ задания
1 2 Итоговый балл
1
К.П.
3 2
5 2 СТ.
5 5
10 3
Л.А.
3 4
7 4
И.А.
3 3
6 5 КМ.
5 4
9 6
М.Д.
4 5
9 7
Б.П.
3 3
6 8 САНА ЗА.
4 3
7 Из таблицы видно что

низкий уровень развития мелкой моторики ни у кого не был выявлен

средний уровень развития мелкой моторики выявлен – у 4 детей

высокий уровень развития мелкой моторики – выявлен у 6 детей. Таким образом, мы можем наглядно убедиться, что наша работа оказалась эффективной и все дети с общим недоразвитием речи улучшили свои результаты. Обследование моторики артикуляционного аппарата проводилось по методикам Г.В. Бабиной и Е.Ф. Архиповой. При обследования артикуляционной моторики были получены результаты, представленные в таблицах 7,8.
Таблица 7 Результаты обследования артикуляционной моторики у дошкольников с
ОНР по методике Г.В. Бабиной на контрольном этапе эксперимента (в баллах)
№ Ребенок
№ задания Итоговый балл Исследование двигательных функций губ
Исследование двигательной функций челюсти
Исследование двигательных функций языка
Исследование двигательной функций мягкого неба
К.П.
8 3
7 3
21 2 СТ.
7 3
5 3
18 3
Л.А.
4 3
6 2
15 4
И.А.
8 3
7 3
21 5 КМ.
7 3
8 3
21 6
М.Д.
5 4
7 2
18 7
Б.П.
4 4
7 2
17 8 САНА ЗА.
7 4
5 2
18 Из таблицы видно что

высокий уровень развития мелкой моторики выявлен – у 3 детей

средний уровень развития мелкой моторики выявлен – у 7 детей низкий уровень развития мелкой моторики ни у кого не был выявлен. Проведенный нами анализ контрольных результатов показал, что у детей уровень сформированности сложнокоординированных артикуляционных движений намного вырос.
Таблица 8 Результаты обследования артикуляционной моторики у дошкольников с
ОНР методике Е.Ф. Архиповой на контрольном этапе эксперимента (в баллах)
№ Ребенок
№ задания Итоговый балл
1 2
3 4
5 1
К.П.
3 3
4 3
3 16 2 СТ.
1   2   3   4

4 3
4 2
2 15 3
Л.А.
3 3
3 4
3 17 4
И.А.
3 3
3 3
3 15 5 КМ.
3 3
3 4
4 18 6
М.Д.
4 3
4 4
4 20 7
Б.П.
3 3
3 3
3 15 8 САНА ЗА.
3 3
3 3
3 15 Сданными заданиями на высоком уровне справились все дети с ОНР. Выполняя упражнения, участники допускали ошибки в неточном переключении с одного движения на другое, в объеме движений наблюдались ограничения, у некоторых участников наблюдался ускоренный темп движений, впоследствии это сказывалось на неправильном выполнении движений. Сравнительные результаты диагностики можно видеть на рисунке 1.
Рис. 1. Уровни сформированности артикуляционной и мелкой моторики после формирующего эксперимента Таким образом, выполнение артикуляционной гимнастики с применением игровых приемов способствует росту интереса детей к выполнению упражнений, значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
0 10 20 30 40 50 60 70 80 1 методика
2 методика
3 методика
4 методика низкий средний высокий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В нашем исследовании в теоретических и диагностических аспектах представлено изучение и описание особенностей артикуляционной и мелкой моторики и определены основные направления коррекционной работы по развитию их способностей. Впервой главе, проведен теоретический анализ имеющейся литературы по проблеме и смежным областям научных знаний. Проанализированный литературный материал показал, что вопрос развития моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Проблема развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи особенно актуальна. Многие исследователи подчеркивают глубокую взаимную связь между пороками развития сенсомоторики и недостатками речевого развития ребенка. Процесс развития и совершенствования тонкой моторики кисти и пальцев рук – один из главных стимулов, дающих толчок развитию центральной нервной системы. А развитие ЦНС – необходимое условие для того, чтобы развивались все психические процессы, ив том числе, конечно, речь. Этиология ОНР включает в себя разнообразные биологические и социальные факторы. Биологические факторы внутриутробная инфекция или интоксикация, несовместимость групп или резус-факторов крови материи плода, патологии в перинатальный периода также заболевания центральной нервной системы и мозговые травмы в течение первых лет жизни ребенка. Также ОНР может быть связано с социальными факторами неблагоприятные условия воспитания и обучения ребенка, психическая депривация вовремя сензитивных периодов развития речи. Во второй главе, мы описали констатирующий эксперимент, проведенный с детьми дошкольного возраста с целью выявления исходного уровня развития мелкой и артикуляционной моторики.
Качественный и количественный анализ показал, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается несовершенство различных компонентов двигательной сферы артикуляционной и мелкой моторики. Для них характерна общая моторная неловкость, дискоординация и недостаточность ритмичности движений, повышенная двигательная истощаемость. При ОНР наблюдается значительно более низкий уровень развития артикуляционной моторики и тонких движений кистей и пальцев рук. Нами была разработана система игр, направленная на развитие артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников с ОНР и проведено обучение. Это отражено нами в третьей главе работы. Сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового эксперимента доказал эффективность применяемых приемов, что привело к значительному улучшению моторных навыков и как следствие звукопроизносительной стороны речи детей данной категории
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации Электронный ресурс. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2.
Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку / А.К.
Аксенова. – М ВЛАДОС, 1999. – 410 с.
3.
Антакова-Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук / Л.В. Антакова-Фомина. – М Знание, 1974. – 56 с.
4.
Архипова,
Е.Ф.
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М Астрель,
2008. – 265 с.
5.
Афонькин, С.Ю. Оригами. Зоопарк в кармане / С.Ю. Афонькин, ЕЮ. Афонькина – М Литера, 1999. – 33 с.
6.
Бабина, Г.В. Обследование и формирование у детей недоразвитием речи логопедические технологии / Г.В. Бабина, НЮ. Шарипова. – М
Владос, 2013. – 78 с.
7.
Бернштейн, НА. Физиология движений и активность / НА.
Бернштейн. – М Наука, 1990. – 156 с.
8.
Божович, ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте Электронный ресурс. – https://sdo.mgaps.ru/books/K4/M5/file/4.pdf
9.
Власова, ТАМ. О детях с отклонениями в развитии Электронный ресурс. – https://pedlib.ru/Books/6/0192/
10. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М АСТ-Астрель Транзит книга, 2006. – С. 43-69.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /
Л.С. Выготский. – М Педагогика, 1997. – 199 с.

53 12. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений / Л.С.
Выготский. – М Педагогика, 1982. – 123 с.
13. Дневник воспитателя развитие детей дошкольного возраста / Под ред. ОМ. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М ГНОМ и Д, 2000. – 170 с.
14. Жукова, НС. Общее развитие дошкольников / НС. Жукова, ЕМ.
Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М ГНОМ и Д, 2000. – 167 с.
15. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. – М
Вагриус, 1999. – С. 37-59.
16. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника / А.В. Запорожец. – М Просвещение, 1985 – 269 с.
17. Исаев, ДН. Психология детей / ДН. Исаев. – СПб: Питер, 2002. –
55 с.
18. Ковшиков, В.А. Вопросы психического развития детей старшего дошкольного возраста / В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин. – М АСТ, 2008. – 95 с.
19. Кольцова, ММ. Ребенок учится говорить Электронный ресурс. – https://logoped.name/wp-content/uploads/2010/06/rebenok-uchitsya-govorit- kolcova-skachat-pdf.io_.pdf
20. Косинова, Е.И. Гимнастика для развития речи / Е.И. Косинова. – М
Эксмо, 2003. – 30 с.
21. Керн, К. Готовность ребенка к школьному обучению. – Учебное пособие / К.Керн, Я.Йерасик. – Спб.: Айрис, 2004. – 130 с.
22. Кошелева, АД. Эмоциональное развитие дошкольников / АД.
Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М Академия, 2003. – С. 68-70.
23. Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика / О.И. Крупенчук, ТА. Воробьева. – СПб: Литера, 2004. –78 с.
24. Крыжановский, Г.Н. Общая патофизиология нервной системы / Г.Н.
Крыжановский. – М Медицина, 1997. – 156 с.
25. Лалаева, Р.И. Логопатопсихология: учебное пособие для студентов /
Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. – М ВЛАДОС, 2011. – 237 с.

54 26. Лебединский, В.В. Психическое развитие детей / В.В. Лебединский.
– М Астрель, 2005. – 267 с.
27. Левина, РЕ. Педагогические вопросы / РЕ. Левина. – М Высшая школа, 1989. – 268 с.
28. Лурия, АР. Лекции по общей психологии / АР. Лурия. — СПб.: Питер, 2003. – 345 с.
29. Люблинская, А.А.Очерки психологического развития ребенка Электронный ресурс. – http://childpsy.ru/lib/books/id/8144.php
30. Мастюкова, ЕМ. Ребенок с отклонениями в развитии Ранняя диагностика и коррекция / ЕМ. Мастюкова. – М Просвещение, 1992. – 198 с.
31. Немов, Р.С. Психология Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – М Просвещение Владос, 1995. – 280 с.
32. Основы психологии Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, ЛИ. Переслени, ЛИ. Солнцева // Под ред.
Л.В.Кузнецовой.– М Академия, 2005. – 247 с.
33. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. – М Просвещение,
1979. – 371 с.
34. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А.
Стребелева. – M.: Академия, 2002 – 330 с.
35. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста Электронный ресурс. – http://ncpz.ru/lib/1/book/52 36. Сухомлинский, В.А. Не только разумом, но и сердцем / В.А.
Сухомлинский. – М Просвещение, 1986. – 67 с.
37. Урунтаева, ГА. Дошкольная психология / ГА. Урунтаева. – М Академия, 2001. – 157 с.
38. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М Альфа, 1993. – 378 с.

55 39. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения /
М.Ф. Фомичева. – М Педагогика, 1989. – 289 с.
40. Хватцев,
М.Е. Логопедия Электронный ресурс.

https://thelib.ru/books/mihail_efimovich_hvatcev/logopediya_kniga_1-read.html
41. Эльконин, ДБ. Психологическое развитие в детских возрастах / ДБ. Эльконин. – М НПО «Модек», 1995. – 120 с.
42. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М Просвещение, 1984. –
160 с.

56

57

58

59
1   2   3   4