Файл: Исламская литература проблема запрета религиозных текстов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


"Представители исламской конфессии не допускаются к проведению экспертиз"

Правовой механизм, в соответствие с которым любое издание может быть признано экстремистским материалом, позволяет вынести такое решение даже районным судам, рассказал "Кавказскому узлу" управляющий партнер Адвокатского бюро "Мусаев и партнеры" Мурад Мусаев.

"Механизм отвратительный. К сожалению, даже районный суд, который рассматривает по два-три дела в месяц, может признать экстремистским любое Священное Писание, как мы убедились. Что касается экспертизы, то, несмотря на некоторые попытки, мусульманских духовных деятелей, к сожалению, к проведению экспертизы не допускают, к участию в деле императивно не привлекают", - отметил адвокат.

Периодические запреты исламской литературы в России связаны с "полнейшей неурегулированностью и хаосом в этой сфере", считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, политолог Руслан Курбанов: "Запреты инициируют и утверждают люди, абсолютно не имеющие никакого представления о мусульманском богословии, да и вообще о богословии и основах мировых религий. И волна запретов связана не с вдруг проснувшейся бдительностью правоохранителей и судей. А связана с постоянно довлеющей над силовиками необходимостью повышать число выявляемых и раскрываемых преступлений", - рассказал специалист.

Эксперт отмечает злоупотребления в право применении со стороны правоохранительных структур, когда практика существования списка экстремистской литературы становится инструментом репрессий в отношении граждан.

"Это очень удобный прием - вместо кропотливой оперативной работы, сбора единичных улик, выстраивания доказательной базы - просто сразу задерживать человека из-за наличия у него запрещенной книги. Таким образом, запрет литературы и пополнение списка запрещенных трудов - самый гарантированный способ без лишних усилий привлечь человека к ответственности. Надо просто найти у него хоть одну запрещенную книгу из постоянно растущего списка", - заключил он.11

Али Вячеслав Полосин - председатель российского центра «Аль-Васатыйя», член Экспертного совета при Совете муфтиев России, Председатель Союза мусульманских журналистов.

Запрещено известное жизнеописание Пророка (), написанное древним историком Ибн Хишамом, относящееся к классике исламской литературы раннего периода. Это для мусульман равнозначно запрету Деяний апостолов в Новом Завете для христиан. Подобных запретов священных писаний мировых религий не было даже в атеистическом Советском Союзе!


Недоумение вызывает и тот факт, что для экспертной оценки исламской литературы на предмет наличия в ней признаков экстремизма был привлечен не признанный ученый из академических институтов или госучреждений, а некий диакон-миссионер, бывший ранее главным редактором антиисламского сайта «Православие и ислам», который был уличен прокуратурой в экстремизме и закрыт.

Альбир Крганов – муфтий Москвы: «Такой запрет на издание священных книг (таких, как Коран и хадисы нашего Пророка Мухаммада, саллаху алейхи ва салям) – абсурд. Эти эксперты говорят, что запрещаются не сами аяты и хадисы, которые есть в этих книгах, а запрещают толкование этих хадисов и аятов. Но, несмотря на все это, мы не услышали внятных комментариев и разъяснений со стороны суда. Нужно привлекать профессионалов, чтобы определять - запрещать или нет ту или иную литературу. Мы в общественной палате РФ обсуждаем этот вопрос, ведем консультации и скоро выйдем с обращением к тем органам, которые вынесли это решение».12

Камиль Самигуллин – начальник издательского отдела ЦРО Духовного управления мусульман Республики Татарстан: « Данное судебное дело противоречит политике руководства страны по развитию традиционного Ислама в России. Неадекватно, что православные эксперты проверяют мусульманские книги. Представьте, что мусульмане начнут проверять на каноническое соответствие православные книги, ведь они не оставят почти ни одной книги!».
Выводы по главе 2:

Министерство юстиции России отвечает за проведение государственной экспертизы материалов на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности. ФСБ, МВД и ФСКН проводят оперативно-розыскную работу по выявлению случаев распространения экстремистской литературы и проводят операции по ее конфискации. Роскомнадзор осуществляет мониторинг сети Интернет на предмет распространения экстремистской информации, включая литературу.

Также стоит отметить, что существует Единый федеральный реестр запрещенных материалов, в котором содержится информация о литературе, признанной экстремистской и запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Этот реестр ведет Министерство юстиции. Если литература попадает в этот реестр, то ее распространение на территории России становится незаконным. Министерство юстиции России является органом исполнительной власти, который отвечает за разработку и реализацию государственной политики в области правовой системы и правопорядка. Одной из его функций является определение критериев для запрета литературы, которая может быть признана экстремистской.



Периодические запреты исламской литературы в России связаны с "полнейшей неурегулированностью и хаосом в этой сфере", считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, политолог Руслан Курбанов: "Запреты инициируют и утверждают люди, абсолютно не имеющие никакого представления о мусульманском богословии, да и вообще о богословии и основах мировых религий. И волна запретов связана не с вдруг проснувшейся бдительностью правоохранителей и судей. А связана с постоянно довлеющей над силовиками необходимостью повышать число выявляемых и раскрываемых преступлений", - рассказал специалист.

Проблему запрета исламских религиозных текстов обычно разбирают не специалисты в области исламской культуры и духовности, а простые люди, чьи мнения могут быть искажены стереотипами и неправильными представлениями о религии и ее практиках. Также стоит учитывать, что в некоторых случаях запрет на определенные религиозные материалы может привести к росту религиозной ненависти и ксенофобии, так как это может быть воспринято как нападение на определенную религию и ее адептов.

Поэтому для достижения, более сбалансированного и правильного подхода к данной проблеме важно учитывать мнение и многолетний опыт духовных лидеров, экспертов в области религиозной культуры и правозащитников, а также учесть различные нюансы, связанные с религиозной практикой и ее особенностями в разных контекстах.

Таким образом, проблема запрета исламской литературы в России остается актуальной и требует дальнейшего обсуждения и разработки более эффективных механизмов контроля за ее распространением. Кроме того, запрещение исламской литературы может привести к тому, что люди начнут искать эту литературу в подполье или на черном рынке, что может усугубить проблему.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Исламская литература играет важную роль в культуре и религиозной жизни мусульманского мира, и ее запрет может привести к серьезным последствиям. В данной научно-исследовательской работе были рассмотрены проблемы связанные с запретом религиозных текстов, рассмотрены причины и последствия этого явления, а также предложены пути решения данной проблемы. Были проанализированы исследования ученых, публикации в журналах и книгах, статистические данные и мнения известных мусульманских деятелей.

Исходя из проведенного исследования, можно заключить, что проблема запрета религиозных текстов в исламской литературе является сложной и многогранной. Она имеет свои исторические, культурные, политические и социальные аспекты, которые оказывают влияние на ситуацию в данной области.

Запрещенная исламская литература является серьезной проблемой в мусульманском мире. Она может содержать информацию, противоречащую учениям Ислама, а также призывать к нарушению законов Ислама. Однако не правовое, не углубленное изучение в подробности запрета исламской литературы может привести к произволу и усугубить проблему. Поэтому необходимо разработать более эффективные методы борьбы с запрещенной исламской литературой и более квалифицированные кадры, уполномоченные для запрета данной литературы.

Одной из главных причин проблемы запрета религиозных текстов, как подчеркивают многие исламские деятели, является то, что запреты инициируют и утверждают люди, абсолютно не имеющие никакого представления о мусульманском богословии, да и вообще о богословии и основах мировых религий. Проблему запрета исламских религиозных текстов обычно разбирают не специалисты в области исламской культуры и духовности, а простые люди, чьи мнения могут быть искажены стереотипами и неправильными представлениями о религии и ее практиках. Также стоит учитывать
, что в некоторых случаях запрет на определенные религиозные материалы может привести к росту религиозной ненависти и ксенофобии, так как это может быть воспринято как нападение на определенную религию и ее адептов.

Поэтому для достижения, более сбалансированного и правильного подхода к данной проблеме важно учитывать мнение и многолетний опыт духовных лидеров, экспертов в области религиозной культуры и правозащитников, а также учесть различные нюансы, связанные с религиозной практикой и ее особенностями в разных контекстах.

Проблема запрета исламской литературы в России остается актуальной и требует дальнейшего более глубокого обсуждения и разработки более эффективных механизмов решения данной проблемы, совершенствование законодательства, а также подготовка и привлечение квалифицированных кадров, имеющие представления о мусульманской богословии в целом, и об основах мировых религий. Таким образом, необходимо проводить дальнейшие исследования в этой области, чтобы более точно определить риски и выработать оптимальную стратегию регулирования использования религиозных текстов в исламской литературе.




Список использованной литературы


1. Ахметшин Р.Р. Религиозные свободы в России: проблемы и перспективы. Уфа: Республиканский центр по правам человека, 2014.

2. Ахмедов, И.А. (2019). Религиозные тексты в контексте современного общества: социологический анализ. Журнал социологии и социальной антропологии, 22(1), С. 71-86.

3. Абдуллаева, Р.С. (2017). Запрет на литературу в исламе. Материалы IV международной научно-практической конференции "Россия в глобальном мире: наука, технологии, бизнес, образование" Санкт-Петербург- С.86-89.

4. Ашурков А.А. Ислам в России: история и современность. Москва: Издательский дом "Восточная литература", 2013.

5. Богдасаров С. Две стороны исламского фактора. - М., 2003. - 112 с.

6. Бартольд В.В. Ислам. - М., 1966.- 228 с.

7. Бородай А. Исламские угрозы - мифы, реальность. - Ростов-на-Дону, 2004.- 224 с..

8. Власов В.Н. Религиозная политика в России: проблемы и перспективы. Москва: Издательство "Аспект Пресс", 2011. -160 с.

9. Воробьев В.П. Государство Израиль: правовые основы возникновения и статус личности. М.: ИД «Национальное обозрение», 2001. – Стр. 14-15 7.